Interested Article - Голосов овраг

Го́лосов овраг ( Власов овраг , Голос-овраг ) — овраг в Москве , на территории музея-заповедника « Коломенское ».

Овраг тянется от берега Москвы-реки до современного проспекта Андропова . На берегу оврага стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи . В самом овраге расположены камни, которым городская легенда приписывает древнее сакральное значение , хотя достоверные сведения о них не старше середины XX века , — Гусь-камень и Девин (Девичий) камень.

Происхождение названия

Начало Голосова оврага
Пруд в овраге
Коломенский ручей в овраге

Название оврага может иметь антропонимическое происхождение, ср. имя Влас, Власий (вариант — Волос ), фамилии Голосов , Власов . Встречается, однако, название Голос-овраг , которое пока не объяснено.

Гусь-камень и Девий (Девичий) камень

Гусь-камень
Девий камень

В овраге расположено несколько валунов- песчаников , один из которых, Девий , сохранил окаменевший рельеф морского дна .

Два особенно известных валуна причудливой формы — «Гусь-камень» и «Девичий камень» (с 1960—1970-х годов; с 1990-х годов также используются названия «мужской» и «женский», ранее также использовались названия: «Дикие камни» — в 1940-е годы, «Святые камни» — в 1950-е годы) — расположены на склоне оврага в 50 метрах один от другого и связаны тропинкой. Камни не обозначены на картах. Один из них, пузырчатой формы, имеет размер 2×2 метра, другой, с углублениями, 2×1,5 метра. Деревья около камней увешаны ленточками . Этот обычай, по-видимому, возник в конце 1990-х годов.

В настоящее время широко распространились слухи о якобы древнем сакральном значение Гусь-камня и Девичего камня, однако в 2004 году группа студентов под руководством фольклориста А. Л. Топоркова изучила камни и пришла к выводу, что их почитание не имеет древних корней, а сложилось лишь в 1970-е годы .

По мнению М. Гривы, «[д]остоверные сведения о [камнях] восходят ко времени не ранее конца 1940-х — начала 1950-х годов». Наиболее вероятно, что почитание этих камней было привнесено извне — москвичами или другим пришлым населением — и лишь затем частично воспринято жителями близлежащего села Дьяково .

Почитание камней

Почитание природного объекта в современном мегаполисе уникально. Комплекс не является местночтимым: паломники прибывают со всей Москвы и даже из других городов. По наблюдения М. Гривы, почитающие делятся на три группы :

  1. «Основная группа» приходит к камням со своими желаниями и проблемами: молодые люди хотят «удачно сдать экзамены и поступить в университет» или «выйти замуж за москвича», люди среднего возраста пытаются найти спутника жизни или зачать ребёнка, люди старшего возраста ищут излечения от болезней.
  2. Эзотерики считают, что место отличается «особой энергией» и ищут здесь энергетическое поле. Поклонники эзотерических идей зачастую приходят к камням группами.
  3. Неоязычники . Интерес неоязычников к камням связан с именем А. С. Чигрина, который, будучи студентом исторического факультета Московского педагогического института им. В. И. Ленина , с 1985 года также работал экскурсоводом музея-заповедника «Коломенское». В своей курсовой и дипломной работах, «Языческое святилище в Коломенском», Чигрин предложил гипотезу о том, что «священные камни… уходят своими корнями в далекое языческое прошлое» и широко излагал эту теорию во время экскурсий к камням, которые он проводил с 1989 года.

Городские легенды

Около 2007 года в прессе появились сюжеты, связанные с Голосовым оврагом и подаваемые как реальные факты со ссылкой на подтверждающие их архивные документы или как городские легенды .

С камнями в овраге связана современная легенда о Георгии Победоносце , который якобы бился именно на этом месте со змием (драконом); камни — это останки коня и дракона или одного из них. Наиболее распространён вариант, в котором нижний камень (Гусь-камень, «мужской») — остатки головы коня, а верхний («пупырчатый» Девий, «женский») — его внутренностей . По материалам М. Гривы, легенда начала обретать популярность в 1980-е годы и полностью закрепилась к концу 1990-х.

В художественной литературе

Несколько персонажей повести Константина Григорьева «Зелёный туман» попадают через Голосов овраг в будущее — и случайно, и намеренно .

Особо охраняемая природная территория

Постановлением правительства Москвы от 8 декабря 2009 года Голосов овраг получил статус памятника природы , а прилегающая территория (площадью 18,9 га) — особо охраняемой природной территории .

См. также

Примечания

  1. Грива М. Новый культ камней в Коломенском // Религиозные практики в современной России / Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна . — М. : Новое издательство, 2006. — С. 371—383. — 400 с. — ISBN 5-98379-063-3 .
  2. Голосов овраг // Имена московских улиц . Топонимический словарь / Р. А. Агеева, Г. П. Бондарук, Е. М. Поспелов и др.; авт. предисл. Е. М. Поспелов. — М. : ОГИ, 2007. — 608 с. — (Московская библиотека). — ISBN 5-94282-432-0 .
  3. Бобров А. А. . books.google.ru . Дата обращения: 31 июля 2022.
  4. Дата обращения: 12 мая 2015. Архивировано из 2 мая 2015 года.
  5. Топорков А. Л. . Архивировано из 5 апреля 2016 года. . // Весенняя школа 2007. РГГУ .
  6. Константин Григорьев. . Дата обращения: 19 января 2013. 15 мая 2013 года.
  7. . Дата обращения: 20 сентября 2021. 20 сентября 2021 года.

Литература

  • Грива М. А. Культовые камни в Коломенском // Живая старина . 2007. № 1. С. 26—28.
  • Чигрин А. С. Камень, дающий жизнь // Московский журнал . 1991. № 5. С. 36—40.
  • Чигрин А. С. «Камни рождающие, камеи плодоносящие» // Коломенское: Материалы и исследования. М., 1993. Вып. 4. С. 50—58.
  • Чигрин А. С. Ритуальная символика сил природы, выраженная в камнепочитании // Коломенское: Материалы и исследования. М., 1993. Вып. 4. С. 59—71.

Ссылки

  • . www.gazetanv.ru . Дата обращения: 31 июля 2022.
  • . www.vdvsn.ru . Дата обращения: 31 июля 2022.
Источник —

Same as Голосов овраг