Interested Article - Вирья (буддизм)

Буддизм
Практика
Дхамма

Вирья ( санскр. vīrya , пали viriya ) — это индуистский термин, который обычно переводят как «энергичность», «усердие», «мужество» или «усилие». Оно подразумевает приятное ощущение от занятия полезной деятельностью, что побуждает человека к совершению благих или добродетельных поступков. Это одна из основных доб­родетелей ( парамит ) в буддийской практике, которая обеспечивает устойчивость в усилии достижения высшей цели .

Этимология

Вирья буквально означает «состояние сильного человека» . В ведической литературе этот термин часто ассоциируется с героизмом, доблестью и отвагой . В буддизме этот термин в более общем смысле относится к «энергии» или «напряжению» практикующего и неоднократно определяется как необходимое условие для достижения освобождения.

Психический фактор

В буддийских учениях Абхидхармы вирья определяется как:

  • один из шести случающихся время от времени умственных факторов в Абхидхамме тхеравады ;
  • один из одиннадцати добродетельных факторов ума в Абхидхарме махаяны .

В этом контексте вирья означает радостное отношение к тому, что благотворно; его функция — побуждать человека совершат благие действия .

В говорится :

Что такое вирья ? Это ум, стремящийся быть всегда активным, преданным, непоколебимым, не возвращаться назад и быть неутомимым. Он совершенствует и осознает, что способствует положительному.

В контексте Абхидхармы махаяны вирья обычно переводится как усердие .

В палийской литературе

В буддийской палийской литературе вирья описывается как крайне важный компонент следующих наборов качеств, ведущих к просветлению ( пали bodhi-pakkhiyā-dhammā , бодхи-паккия-дхамма ):

  • пять духовных способностей ( индрия );
  • пять сил ( бала );
  • десять или шесть «совершенств» ( парамиты );
  • семь факторов просветления ( бодджханга ).

В комментарии Буддагхоши к Дигха-никае вирья занимает 7-е место в списке парамит . В Китагири сутте МН 70 Будда наставляет своих последователей :

Это естественно для верующего ученика, который нацелен на постижение Учения Учителя, что он будет вести себя так: «Пусть останутся только кожа, сухожилия и кости, пусть высохнет плоть и кровь в моём теле, но я не позволю своему усердию ослабнуть, пока не достигну того, что может быть достигнуто человеческой силой, старанием ( пали purisa-viriyena ), рвением.

В махаяне

Вирья из­вестна как четвёртая парамита (после щедрости — дана, нравственности — шила и терпения — кшанти) следующего путем бодхисаттвы. Отождествляется с «усилием ради блага», необходимым для достижения «заслуги» (пунья) и истинного знания (джняна). Вирья подробно описана в « » и в «Бодхичарья-аватаре» Шантидэвы .

Прочие характеристики

В системе совершенств опорой служит добродетель терпения (кшанти), а сама вирья является базой для практики медитации (дхьяна). Она рассматривается как хранилище всех достижений, поскольку без неё вся «заслуга» вступившего на путь бодхи­саттвы утрачивается .

Вирью можно пробудить сильными чувствами самвеги и практикой кладбищенской медитаций, как описано в Сатипаттхана сутте .

Примечания

  1. В.К. Шохин. Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 226. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  2. Rhys Davids Thomas W., Stede William. The Pali-English Dictionary (англ.) . — Pali Text Society, 1921.
  3. www.wisdomlib.org. (англ.) . www.wisdomlib.org (18 июня 2015). Дата обращения: 5 ноября 2021. 28 июня 2021 года.
  4. , p. 578—580.
  5. , p. 25.
  6. . theravada.ru . Дата обращения: 6 ноября 2021. 20 февраля 2020 года.
  7. . www.theravada.ru . Дата обращения: 10 октября 2020. 29 марта 2020 года.

Литература

  • Herbert V. Guenther, L. S. Kawamura. (англ.) . — Emeryville, California, 1975. — xxix, 133 p. — ISBN 0-913546-07-0 .
  • Jamgon Mipham Rinpoche, Mipham Rinpoche. / Kathy Morris, Erik Pema Kunsang. — 1st published ed. — Hong Kong: Rangjung Yeshe Publications, 2004. — Vol. I. — 274 pages с. — ISBN 962-7341-29-0 .
Источник —

Same as Вирья (буддизм)