Interested Article - Фроман, Никола
- 2021-05-15
- 1
Никола́ Фрома́н ( фр. Nicolas Froment , упоминается в документах с 1460 года — до 23 декабря 1484 года ) — французский живописец авиньонской школы .
Биография
Точная дата рождения художника неизвестна, предположительную относят примерно к 1435 году. Одни специалисты считают местом его рождения город Узе ( Лангедок ), поскольку он в документах этого города впервые упоминается в 1465 году. Другие считают его выходцем из Артуа или Пикардии , поскольку его ранняя манера свидетельствует о южнонидерландской выучке. Большинство учёных согласно с тем, что 1460—1461 гг. Никола жил в Нидерландах, и это подтверждает исполненный им в те годы триптих « Воскрешение Лазаря » . Приблизительно в 1465 году художник перебирается в Авиньон , где имеет большой успех, получая множество заказов от частных лиц и Городского Совета, который позволил ему приобрести три смежных дома на углу площади Пюит-де-Бёф , являвшейся главной торговой площадью города и находившейся недалеко от папского дворца . Около 1475 года Никола становится придворным художником короля Рене Анжуйского , который с 1471 года постоянным местом своего жительства вновь сделал Прованс . В этом качестве Фроман пребывает вплоть до кончины короля Рене в 1480 году. В середине 1475 года Рене заказывает ему триптих « Неопалимая Купина » . 1476 годом датируется документ, сообщающий о последней известной оплате работ художника: в 1476 году Рене Анжуйский приобрёл в Авиньоне новое здание для своей резиденции и привлёк Никола Фромана вместе с другими художниками для его обновления и украшения. Кроме этих бригадных работ, Фроман создал множество отдельных произведений для резиденции короля в Авиньоне и Эксе. После смерти Рене Анжуйского Фроман продолжал работать для городского совета Авиньона до самой своей смерти. Дату его кончины относят к 1483—1484 годам. У Никола Фромана был сын, Никола-младший, который тоже стал художником (ок. 1467—1522).
До наших дней дошло всего две достоверные работы Никола Фромана. Это триптих «Воскрешение Лазаря» и триптих «Неопалимая купина». Остальные немногие произведения приписываются ему по аналогии.
Творчество
Воскрешение Лазаря
Этот триптих считают свидетельством того, что Фроман в 1460—61 годах жил в Нидерландах и принадлежал кругу художников Рогира Ван дер Вейдена . Произведение имеет подпись художника и дату — 18 мая 1461 года. Поскольку эта работа издавна находилась во Флоренции (ныне она хранится в галерее Уффици), учёные предполагали, что Никола Фроман в 1460—61 годах находился в Италии, где её и написал. Однако более тщательные исследования прояснили ситуацию следующим образом. Триптих заказал художнику , который был папским легатом в северных странах с 1459 по 1462 годы. Коппини вернулся в Италию с этим триптихом, а впоследствии, исходя из каких-то политических расчётов, подарил его правителю Флоренции Козимо Медичи , который до своей смерти в 1464 году успел пожертвовать триптих францисканскому Конвенто дель Боско в Мугелло, где он хранился до XVIII века .
Стиль этого произведения близок манере Рогира Ван дер Вейдена. Рисунок угловат, готичен , а в самих сценах ощущается переизбыток людей и предметов, характерный для молодых художников, желающих продемонстрировать, что они могут изобразить всё. Лица персонажей типизированы и выглядят почти одинаково. В левом верхнем углу изображен молодой человек, чьё лицо некоторые учёные считают автопортретом Никола Фромана. На створках алтаря изображены сцены «Марта извещает Христа о смерти Лазаря» и «Мария Магдалина омывает ноги Христу» .
Неопалимая купина
Триптих является вершиной творчества Никола Фромана. Он создан пятнадцать лет спустя после «Воскрешения Лазаря», и перемены в творческом подходе Фромана поразительны. Здесь он отходит от угловатой манеры письма и под явным влиянием произведений авиньонской школы, синтезировавшей итальянские и нидерландские элементы, создаёт удивительное произведение с фантастическим сюжетом, реалистичными позами персонажей и мягкими, текучими тканями одежд. Триптих был заказан Рене Анжуйским , поэтому на створках изображен как сам донатор король Рене, так и его вторая жена Жанна де Лаваль . Канонический контекст предания о том, как Моисею в горящем кусте явился сам Яхве , изменён здесь в соответствии с традициями позднего средневековья (распространенностью культа Девы Марии) — Моисею является не Яхве, а Богоматерь с младенцем. Младенец держит в руке зеркало, в коем отражаются он сам и Мария. В правом нижнем углу изображен потрясённый Моисей, а в левом углу ангел , жестом успокаивающий пожилого пророка . В центре композиции равнодушно пасутся овцы и козы, не видящие ни горящего куста, ни ангела. Картина полна символов, как это было принято в готической живописи периода её расцвета.
Кроме этих двух замечательных работ Никола Фроману приписываются ещё несколько произведений: «Диптих Матерона» с изображением Рене Анжуйского и Жанны де Лаваль, заказанный для короля Рене его другом Жаном Матероном ( Париж , Лувр ), «Мадонна в печали» , фрагмент от большой картины (США, частное собрание), рисунок «Преображение» ( Берлин , Гравюрный кабинет ), «Мужской портрет» ( Филадельфия , Музей искусства), однако не все эти произведения можно с твёрдой уверенностью считать работами Фромана. Никола Фроман принадлежал к числу крупнейших французских мастеров второй половины XV в.
Примечания
- de Winter P. M. Nicolas Froment // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2018. — ISBN 978-1-884446-05-4 —
Литература
- Власов В. Г. Фроман Николя // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 454. — 655 с., [8] л. ил. — ISBN 5-88737-010-6 . — OCLC .
- Кудрикова С. Ф. Франция. XV–XVIII века : биографический словарь / С. Ф. Кудрикова; автор статьи о Пуссене С. М. Даниэль. — СПб. : Азбука-Классика, 2010. — С. 11, 14, 84–91. — 588, [2] с. : ил., цв. ил., портр. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-9985-0610-9 .
- Эдит Лайта. Ранняя французская живопись. Будапешт.1980.
- Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии (Памятники Мирового Искусства) М. 1994
- Grayson, Marion L. The documentary history of Nicolas Froment, French artist of the Fifteenth century. Columbia University. 1979.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- 2021-05-15
- 1