Швиттерсу принадлежит поэма-
коллаж
«Посвящается Анне Блюме»
(1919), а также образцы заумной
«звуковой поэзии»
(
«Прасоната»
(
нем.
Ursonate
) 1922—1932); обе вещи в исполнении автора записаны в 1932 году на грампластинку. В 1937 году Швиттерс покинул Германию, жил в
Осло
, а с 1940 года, после прихода туда
нацистов
— в Великобритании. Его произведения фигурировали на известной
мюнхенской
выставке «
Дегенеративное искусство
» (
1937
), организованной нацистами.
Наследие
Художественные произведения
Архив Швиттерса находится в Шпренгель-Музее Ганновера. Аннотированный каталог его работы в трёх томах издан в Германии в 2000—2006 годах. В 1995 году большая выставка его работ прошла в
парижском
Центре Жоржа Помпиду
, в 2005 году произведения Швиттерса были представлены там же в рамках широкой ретроспективы дадаистов. Творчество Швиттерса повлияло на американское авангардное искусство (
Роберт Раушенберг
и др.).
Friedhelm Lach (Hrsg.):
Kurt Schwitters. Das literarische Werk
, Band 5, Köln 1981, zitiert nach:
Kurt Schwitters, 1887—1948
, Frankfurt am Main/Berlin 1986,
ISBN 3-549-06667-8
.
Литература
Traumann Steinitz K.
Kurt Schwitters; a portrait from life. With Collision, a science-fiction opera libretto in banalities
. Berkeley: University of California Press, 1968
Kurt Schwitters
. München: Edition Text + Kritik, 1972
Scheffer B.
Anfänge experimenteller Literatur
: d. literar. Werk von Kurt Schwitters. Bonn: Bouvier, 1978
Kurt Schwitters in Nederland
: Merz, De Stijl & Holland Dada. Zwolle: Waanders Uitgevers, 1997
Merz: in the beginning was Merz: from Kurt Schwitters to the present day
. Ostfildern: Hatje Cantz, 2000
Burns Gamard E. Kurt Schwitters' Merzbau: the Cathedral of erotic misery. New York: Princeton Architectural Press, 2000.
Kurt Schwitters: collages, dipinti e sculture 1914—1947
. Milano: Mazzotta, 2001
Martakies R.
Kurt Schwitters: free spirit
. Victoria: Trafford, 2006