Левитт, Стивен
- 1 year ago
- 0
- 0
Сол Левитт ( англ. Sol LeWitt ; 1928 — 2007 ) — американский художник , одна из ключевых фигур минимализма и концептуализма , автор теоретических работ по концептуализму.
Родился в 1928 году в городе Хартфорд ( США , штат Коннектикут ) в семье еврейских эмигрантов из России.
С 1949 года изучал историю искусств в Сиракузском университете , после окончания обучения путешествовал по Европе .
Участвовал в Корейской войне: служил сначала в Калифорнии , потом в Японии и Корее . Переехал в Нью-Йорк в 1953 годe, где учился в Школе визуальных искусств и основал мастерскую, параллельно работая в журнале . В 1955 году работал дизайнером у архитектора Пея в течение года.
С 1960 года работал в Музее современного искусства (MoMA). Принимал участие в проектах концептуального искусства и лэнд-арта .
Умер в 2007 году в Нью-Йорке, причиной смерти стал рак .
На Ле Витта оказали сильное влияние русские авангардисты и конструктивисты. Можно сказать, что как художник, Сол Ле Витт вышел из « Чёрного квадрата » Малевича . Куб Ле Витт называл своей «базовой единицей». Он то усекал его грани, превращая куб в решётку, то множил кубы, создавая хаос. Художник экспериментировал с формой и цветами объектов, работая с простыми геометрическими фигурами, преимущественно в монохромной технике. На более поздних этапах творчества Ле Витт создавал скульптуры и графические серии, делал настенные росписи. Работы художника находятся в крупнейших собраниях современного искусства.
В своей статье для журнала Артфорум в 1967 году Сол Ле Витт привел такое определение концептуального искусства: «Когда художник прибегает к концептуальной форме искусства, это означает, что все планирование производится заранее, все решения принимаются заранее, и исполнение происходит формально, поверхностно, неглубоко…цель художника, занимающегося концептуальным искусством, — сделать свою работу интеллектуально интересной для зрителя, и при этом не затрагивающей его душу». Ле Витт делал вещи, характеризующиеся повторами и перестановками. В 1967 он приступил к разработке настенных росписей из стандартных прямых линий, которые делала команда маляров. Ле Витт подчёркивал также, что хотя «то, как выглядит работа, не так уж и важно», определить масштаб, расположение и размер произведения все-таки следует. Что на самом деле важно, так это донести идею: «Концептуальное искусство хорошо только тогда, когда хороша идея». Сол Ле Витт ввёл также термин «экономия» относительно концептуального искусства: «Идею, которая лучше выражается в двух измерениях, не следует выражать в трех. Идеи могут выражаться числами, фотографиями, словами и ещё как-нибудь — так, как вздумается художнику, поскольку форма не имеет значения».