Interested Article - Диев, Михаил Яковлевич
- 2020-10-30
- 2
Михаил Яковлевич Диев (1794—1866) — российский археолог , историк и этнограф ; протоиерей .
Биография
Михаил Диев родился 22 октября 1794 года в Нерехте в семье священника . Воспитанник Костромской духовной семинарии .
По окончании обучения был священником сначала в селе Тетеринском (с 1813 года), а затем (с 1832 года) в селе Сыпанове, Нерехтского уезда , Костромской губернии , и законоучитель (до 1857 года) и наблюдатель преподавания Закона Божия в Нерехтских мужском и женском училищах. Наряду со служебными обязанностями Диев с большим энтузиазмом отдавался научным занятиям по изучению родной старины вообще и костромской в особенности . Полагают, что любовь его к родному прошлому зародилась ещё в семье, где « бабушка в песнях передавала внучатам подробности о взятии Казани, о Мамае, Батые и панах… » Обязанности священника, заставившие сблизиться с народом, невольно должны были заинтересовать его и своим настоящим, и прошлым. А ближайший начальник Диева, как законоучителя, Ю. Н. Бартенев был известен своею любовью к исследованиям отечественной истории и не упускал случая развить эту любовь в своих подчиненных. Он же познакомил М. Я. Диева и с секретарем Московского общества истории и древностей российских , И. М. Снегиревым , который оказал на него весьма сильное влияние, как это видно из их многолетней переписки .
В то время, как за научные работы ученые общества: Московское общество истории и древностей российских и Московское общество любителей российской словесности спешили избрать Диева своим членом (первое даже почетным, в 1832 году), и Священный Синод выражал не раз полное свое расположение к его трудам, пригласив, например, в 1842 году к участию в своей комиссии по исправлению « Истории Российской Иерархии » Амвросия Орнатского и произведя в 1857 году в сан протоиерея за сочинение: « Поверка иерархических каталогов с летописями и актами », — местное духовное начальство старалось преследовать его за то же « писательство ». В 1832 году епископ , недолюбливавший « писателя-священника », перевел его в село Сыпаново, и этот перевод стоил Диеву больших затрат и повлек за собою прекращение на некоторое время научных занятий; он же отбирал у него лучшие находимые им старинные рукописи и свитки и, принимая на цензуру его исторические сочинения, некоторых вовсе не возвращал. По доносу дьякона, обвинявшего Диева в том, что он почти исключительно « занимается сочинениями », другой преосвященный, Владимир (Алявдин) , также цензор трудов М. Я. Диева, называвший их « пустяками », в 1839 году лишил его даже священства, права носить рясу и пользоваться приходскими доходами. И только благодаря заступничеству А. Н. Муравьева и В. А. Жуковского были возвращены ему в 1841 году и ряса, и место, по распоряжению Священного Синода .
В своих письмах к Снегиреву он просил не выставлять при своем имени « звания священника », как « более известного ». Если при этом он испытавал недостаток материальных средств и трудности в добывании исторических пособий и источников. Судя пo данным письмам Диева к Снегиреву, начало его литературных работ следует отнести к 1823—1826 гг., когда он составил « Историю Западной церкви в осьмом на десять столетии ». Вслед за этим трудом Диев предпринял составление « Истории города Костромы », « Описания Галича » и « Костромской Вивлиофики », куда вошли разные материалы по местной истории и археологии, не исключая даже и надгробных надписей (сохранилось в рукописи несколько томов), « Описания (или Обозрения) города Нерехты в историческом и археологическом отношениях », « Описания обычаев и поверьев Нерехтского уезда » и проч.; но ни одно из этих произведений не было издано при его жизни. Кое-какие части из них печатались уже после, много времени спустя, например: « О селе Ликурге. Из сочинения под названием: Историческое описание уездных городов, урочищ и других мест Костромской губернии, о коих упоминается в летописях » (в « Трудах и Летописях » Московского общества истории и древнностей российских, т. VІ, 1833 г.); « Посещение Костромской стороны сначала московским митрополитом Платоном, после того императором Павлом I » (в « Костромских губернских ведомостях », 1855 г. № 27); « Генерал-губернатор для костромской стороны в отношениях: нравственном, строительном и образовательном, в царствование Екатерины Великой » (« Костромские губернские ведомости », 1857 г., № 21 и 22); « Исторический обзор обширности древней Костромской области » (« Костромские губернские ведомости », 1857 г., № 33, 36—40); « Укрепленные места древней Костромской области » (« Костромские губернские ведомости », 1858 г., № 35—38); « Какой народ в древние времена населял Костромскую сторону и что известно об этом народе » (« Костромские губернские ведомости », 1861 г., № 48 и 49; перепечатано в « Чтениях Общества истории и древностей Российских », 1865 г., кн. ІV); « Моровые поветрия в Костромской стороне в 1654 г. и 1771—1772 г. » (в « Чтениях Общества истории и древностей Российских », 1859 г., кн. III); « Некоторые черты нравов и обычаев жителей Нерехтского уезда Костромской губернии » (в « Чтениях Общества истории и древностей Российских », 1845 г., кн. II) и другие .
Помимо исторических исследований, Михаил Яковлевич Диев с самого начала своей научной деятельности немало интересовался и этнографическими изысканиями, и не только в Костромской губернии, но и соседних Владимирской и Ярославской . Не имея возможности сам напечатать свои « Собрания », он сообщал их И. M. Снегиреву, который и охотно воспользовался ими при составлении своих трудов: « Русские простонародные праздники и свадебные обряды » ( М. , 1837—1839 г.) и «Русские народные пословицы и притчи» ( Москва , 1848 год). За посланное в академию наук « Собрание слов языка, употребляемого в Нерехте, под названием Елтанского » (известного во Владимирской губернии под именем « Офенского »), Диеву была « изъявлена искренняя благодарность » от президента II отделения .
Изучая язык, обычаи и праздники костромского вообще и нерехтского в частности простонародия, М. Диев одновременно заинтересовался и агиологиею, как она представляется сознанию народа. « В дополнение к нерехтским обычаям », писал он Снегиреву (1830 г.), « я помещу статью и о святых, коих костромские крестьяне почитают покровителями сельских работ… » Впоследствии он расширил программу своих агиологических исследований, результатом которых было оставшееся в рукописи сочинение: «Святая Русь или жизнеописание святых Российской империи», в трех частях, на 882 листах, и много сообщил данных А. Н. Муравьеву, для его труда: « Жития святых российской церкви, также иверских и грузинских » (СПб., 1857—1865 г.). О некоторых святых Диев поместил статейки в « Энциклопедическом Лексиконе » Плюшара .
В 1840—1850-х гг. Диев особенно усердно занимался составлением « Продолжения словаря духовных писателей в России » и собиранием « Материалов » для « историческаго словоря » вообще костромских ученых и писателей. Последние (то есть « Материалы ») вошли в издание А. А. Титова: « Материалы для био-библиографического словоря. Словарь духовного и светского чина Костромской губернии ». По рукописи Диева: « Ученые делатели костромского вертограда » (в « Библиографических Записках », 1892 г., № 5) .
Есть свидетельства, что из своих материалов о писателях M. Я. Диев многое сообщал митрополиту Евгению Болховитинову и архиепископу Филарету , автору « Обзора русской духовной литературы ». Одновременно с этим он составил: « Исторический и генеалогический лексикон бояр, дворян и других членов российского государства до Петра » (три тома на буквы А — В и Л и М), и « Исторический словарь городов, сел и разных местечек Koстромской губернии » .
Особую и довольно значительную группу произведений Диева составляют его работы по истории российской иерархии вообще и костромской иерархии и епархии в частности. Ещё в 1836—1837 гг. он составил « Историю о владыках новгородских »; по предложению И. М. Снегирева, принялся в 1839 году за поверку « Иерархического каталога Никодима Селлия »; а затем приглашенный в комиссию при Священном Синоде, занялся поверкою с летописями и актами « Иерархических каталогов российских древних епархий » и приготовил « Исторические исследования при поверке каталогов митрополитов всея Руси с древнерусскими летописями » (рукопись на 336 листах). Исследования, относящиеся до « Истории российской иерархии с иерархическими примечаниями » (на 127 страницах), « Дополнения » и « Материалы » для истории российской иерархии (первые на 425, а вторые на 377 л.). По отношению к костромской епархии написал: « Первое столетие костромской епархии » (несколько частей с особыми томами « Материалов »), « Церковно-историческое описание Костромской епархии » и « Историческое исследование Костромской епархии », и « Некоторые сведения о монастырях костромской, владимирской и ярославской епархий » (на 230 листах). Из всех этих работ не было напечатано ничего, и только в конце XIX века с содержанием одной из них по рукописи Императорской публичной библиотеки (« 112 лет костромской епархии ») познакомил в своей брошюре Полетаев .
Помимо упомянутых трудов он написал также: « Историческое описание костромского Ипатьевского монастыря » (М., 1858 г.); « Сказание о находящихся во Владимирской церкви г. Нерехты двух прославленных чудотворениями св. иконах Божией Матери, именуемых Владимирскими » (М., 1860 г.); « Солигалич » (в « Костромских Губернских Ведомостях », 1859 г., № 10—12); « Изъяснение некоторых выражений „Русской Правды“ » (в « Журнал Министерства народного просвещения », 1839 г., часть XXII); « О вире у россиян в X и XI столетиях » (в « Русском Историческом Сборнике », т. I, кн. 2) и « Быт священников в г. Нерехте » (в « Костромской старине », выпуск VIII. Из рукописей, кроме вышеупомянутых, больше всего сохранилось так называемых « Сборников » или « Собраний » (до 10) разных статей Диева; затем « Переписка » с разными лицами (в « Трех томах »); большая статья « О старинных волостях и станах, находящихся в Костромской губернии », « Опыт изъяснения псалма LXVII ». .
В Московскому обществу истории и древностей Российских Диев подарил найденные им: « редкий манускрипт о посольствах Даудова », « Воскресенскую Солигаличскую летопись », шуйские акты и многие другие исторические документы .
Михаил Яковлевич Диев умер 3 февраля 1866 года в усадьбе Жары в Костромской губернии (на территории нынешнего Судиславского района ), где прожил последние четыре года жизни вместе с сыновьями. За год до смерти его разбил паралич. .
Примечания
- ↑ Диев Михаил Яковлевич //
- ↑ Рудаков В. Е. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1905. — Т. 6: Дабелов — Дядьковский. — С. 419—421.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1893. — Т. Xa. — С. 749.
- Дата обращения: 14 октября 2018. 14 октября 2018 года.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- . Дата обращения: 23 января 2017. 2 февраля 2017 года.
Литература
- «Письма» его к Снегиреву (в «Чтениях Московского общества истории и древностей российских», 1887 г., книга І; там же в предисловии и краткая биография Диева, составленная А. А. Титовым);
- Полетаев H. — Кострома, 1891. — 76 c.
- Титов А. А. Ученый протоиерей костромской епархии М. Я. Диев и его рукописи // Библиографические Записки. 1892. — № 2.
- Розов Н. Н. М. Я. Диев — костромской краевед и собиратель рукописей 1-й пол. XIX в. // Пробл. источниковедческого изуч. рукописных и старопечатных фондов: Сб. науч. тр. Л., 1980. — Вып. 2. — С. 101—108;
- Усачёв А. С. Забытое суждение о Степенной книге: (Из неопубликованного наследия М. Я. Диева) // Археографический ежегодник за 2004. — М., 2005. — С. 77-84
- Кастальева Т. Б. — М.: Издательство ООО «НТЦ ФОРУМ», 2008.
- Субботина Т. Ю. // Сообщения Ростовского музея. Вып. XXI / ред. совет В. В. Зякин [и др.]. — Ростов Великий : ГМЗ «Ростовский кремль», 2016. — 391 с. — С. 71-93
- , игумен. // Ипатьевский вестник. — 2018. — № 6 . — С. 21—39 .
- 2020-10-30
- 2