Interested Article - Пинскер, Симха

Симха Пинскер (род. в Тернополе , Украина, в 1801 году, умер в Одессе в 1864 году) — российский учёный и археолог галицко - еврейского происхождения. Отец сиониста Льва Пинскера .

Биография

Воспитанием Симхи занимался его отец, известный в своё время проповедник, который преподавал сыну также арифметику и немецкий язык. В юношеские годы Симха увлекался хасидизмом . Неудачи в коммерческих предприятиях вынудили его бросить дела и переселиться в Одессу , где благодаря красивому почерку ему удалось занять место секретаря у раввина .

При материальном содействии некоторых меценатов он основал школу, во главе которой стоял до 1840 года. Приблизительно в то время в Одессу явился караимский деятель А. Фиркович , который вывез из Крыма и с Кавказа много еврейских манускриптов; среди них находился список Позднейших Пророков , интересный тем, что имел совершенно особую пунктуацию и особые знаки . Уже ранее Симха стал известен в качестве археолога , благодаря статьям в «Orient’е»; теперь перед ним открылось широкое поле для изысканий и его слава упрочилась. Русское правительство удостоило его двумя золотыми медалями и званием почётного гражданина, а еврейская община Одессы обеспечила его пожизненной ежегодной пенсией в 300 рублей. Пинскер посвятил себя исключительно научным исследованиям.

Он переселился в Вену , чтобы заняться дальнейшими трудами и их изданием .

Труды

«Ликкуте Кадмонийот» (1860)

Первым и наиболее важным трудом его, появившимся в печати, был «Ликкуте Кадмонийот» или «Сборник древностей» (Вена, 1860) — история развития караимства ; но, как сообщает ЕЭБЕ , его выводы частью основаны на подделках Фирковича.

По утверждению Пинскера, слово караим является производным от еврейского др.-евр. קרא‎ ‏‎ («звать, призывать»), и его стали употреблять при зарождении этой секты, когда караимы рассылали своих эмиссаров с призывом к еврейскому миру присоединиться к ним . Кроме того, Пинскер пытался доказать, что основы еврейской грамматики, лексикографии и новоеврейской поэзии обязаны учёным представителям караимства, и что такие представители еврейской литературы средних веков, как ибн-Габироль и Иуда Галеви , были подражателями караимских поэтов . Это мнение было опровергнуто Шором, А. Гейгером и др.

Впечатление, произведенное этим произведением, было огромное. Йост и Грец признали взгляды Пинскера. Выводы «Сборника древностей»,‎ пусть и устаревшие, тем не менее по богатству собранного материала имеют громадную ценность.

Другие работы

Другим трудом Пинскер был «Mebo el-ha-Nikkud ha-Aschuri o ha-Babli» («Мебо эль-ха-Никкуд ха-Ашури о ха-Бабли»; Вена, 1863) — введение в систему , результат исследований еврейских манускриптов в одесской библиотеке .

Пинскеру принадлежат:

  • часть комментария на «Сефер ха-Эхад» или «Книгу единицы» (изд. Одесса, 1867) — сочинение Авраама ибн-Эзры о девяти главнейших числах, изданное с дополнениями Гольдгарта;
  • «Mischle ha-Gezerah we-ha-Binjah» (Вена, 1887) — исследование еврейских глаголов .

Кроме того, осталось еще большое число рукописей о еврейском языке и литературе .

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Simhah Pinsker // (англ.) — 2010.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #137354320 // (нем.) — 2012—2016.
  4. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  5. Likkute Kadmonijot, p. 16
  6. ib., p. 107
Источник —

Same as Пинскер, Симха