Тарковское шамхальство
- 1 year ago
- 0
- 0
Тарковское шамхальство (Шаухальство, Шевкальство, кум. Таргъу Шавхаллыкъ, Шавхаллыкъ ) — кумыкское феодальное государство , сформировавшееся на территории, где этническую основу составляли кумыки . Включало территории современного Дагестана и прилегающих областей , со столицей в древнем городе Тарки . После завоевания Российской империей имело статус феодального образования. Упразднено в 1867 году.
Шамхальство в определённое время включало вассальные территории от Каспийского моря до Кабарды и Балкарии на севере (ещё до прихода кабардинцев в центральную часть Северного Кавказа ), и до Шемахи на юге . Шамхалы Тарковские долгое время носили титул «валиев Дагестана» .
На протяжении короткого отрезка времени в конце XVI века Тарковское шамхальство официально входило в Османскую империю . С того же XVI века начинает фигурировать в российских архивах, как главная цель и первое препятствие для покорения восточной части Северного Кавказа .
Географически территории части ныне несуществующего Шаухальства часто называются Кумыкией , несмотря на то что сегодня входят в различные регионы Северного Кавказа.
В XVIII веке шамхальство делилось на ряд уделов (бейликов), среди которых выделяют Буйнакский , Кумторкалинский , Эрпелинский , Бамматулинский и Карабудахкентский . Также к ядру шамхальских земель относят прикаспийские земли от реки Сулак до Дербента . Иногда северную границу шамхальства доводят до реки Терек . Еще к северу располагалось Тюменское владение , которое еще в XVI веке вошло в состав России.
Наиболее ранним титулом правителей кумыков, зафиксированным в архивных документах, является титул «Шевкал Кумыцкий». Его первое упоминание относится к 1558 году, в период правления шаухала Будай ибн Умал-Мухаммада .
Как утверждает известный кавказовед Е. Н. Кушева , в XVII веке шамхалы в переписке с Москвой и с воеводами Терского города постоянно употребляли для шамхальства в качестве политического термина название Кумыцкая земля , Кумыки , что показывает, что территория шамхальства в это время в основном соответствовала территории, занятой кумыкским этносом .
В 1567 году шевкал называется «князем Тарковским», данный период относится к правлению Чопана ибн Будая .
Шевкала князя Тарковского посла Секит Имилдеша, как привели ко государю слона
Согласно арабской версии, шамхальство возникло в 734 году, когда арабский завоеватель Абу-Муслим назначил в области Кумух некого владетеля по имени Шахбал. Такая точка зрения изложена в хронике «Дербенд-Наме». Её поддерживает и А. К. Бакиханов :
Устроив таким образом дербендские дела, Абу Муслим пошёл на Кумух. Эмиры и жители тамошнего края после нескольких битв запросили пощады и приняли ислам. Главная мечеть и другие здания, построенные им в городе Кумухе, существуют ещё и поныне. Он оставил здесь правителем Шахбала ибн Абдаллаха ибн Касима ибн Абдаллаха ибн Аббаса (дядя пророка
Мухаммада) и назначил при нём кадия для обучения жителей обрядам новой веры
Многие специалисты подвергли сомнению арабскую версию, отмечая полулегендарный характер сведений о походе Абу-Муслима и отсутствия точно установленного авторства Дербенд-Наме и назначении им Шахбала в Кумуке. Русский востоковед В. В. Бартольд отмечал, что форма «шамхал» является поздней. Первоначальной формой термина является «шавкал», которое одновременно фиксируется русскими и иранскими (тимуридские историки Низам ад-Дин Шами и Шарафаддин Язди ) источниками, что исключает возможность искажения «шамхал» в «шавкал», к тому же, арабские географы не упоминали шамхал. Впервые титул шамхал стал упоминаться в хронике «Дербент-Наме», авторитетность которого многими учеными подвергается сомнению . Известный дагестанский историк Шихсаидов писал, что версия об арабском происхождении была выгодна династии и духовенству . А. Кандауров писал о том, что инициаторами версии об арабском происхождении были сами шамхалы .
Легенду об арабской версии шамхал, в частности о происхождении из племени «Курейш» раскритиковал и известный исследовать, доктор исторических наук Т. В. Гаджиев, заключив, что данная версия не имела под собой никакой реальной почвы .
Известный русский востоковед В. Ф. Минорский в своем известном труде подверг резкой критике оба источника – «Дербенд-наме» и «Тарих Дагестан», являющиеся фундаментом «арабской» версии, называя их «тенденциозными политическими памфлетами, имеющими целью обосновать претензии шамхалов на преобладающее положение в Дагестане» . По мнение В.Ф. Минорского, титулы, под которыми местные кавказские правители были известны в более поздние времена, в том числе – «...шаукал или шамхал..» – не встречаются ни в одном арабском источнике и не имеют ничего общего с Сасанидскими почетными званиями, которые были еще памятны в ранние исламские времена» .
Мнение В.Ф. Минорского было поддержано и А.Р. Шихсаидовым . Анализируя сведения «Дербенд-наме» о назначении арабами правителей Дагестана – шамхала, уцмия и майсума, исследователь отмечает, что они не находят подтверждения в других источниках и носят следы не только позднейших интерполяций, но также и намеренной редакции текста. Арабские источники дают основание говорить о политике арабов, рассчитанной не на замену местных правителей новыми, арабскими, а об использовании большинства местных правителей в интересах укрепления своей власти в Дагестане .
Жесткой критике подверг арабскую генеалогию шамхалов и известный дагестанский арабист М. С. Саидов. В своей работе он приводит ряд исторических данных, опровергающие сложившееся мнение, что шамхалы являются потомками дяди пророка – Аббаса, причем ни один исследователь, занимавшийся этой проблемой, так и не смог их оспорить. По мнению Саидова, этимологии титула «шамхал» с этимологией Шам (Сирия) и Хал (название населённого пункта в Сирии) вызывает недоумение, так как если образовать от этих двух слов новое слово путем слияния их, то, согласно законам арабского языка, получается не Шамхал, а Хал-аш- Шам. Форма Шамхал, как пишет арабист Саидов, образовалось по типу тюркских слов, а не арабских .
По сведением М.С. Саидова, среди шамхалов очень мало лиц с арабскими именами. Историк отмечает, что арабы обычно строго придерживались правила давать своим детям арабо- мусульманские имена даже на чужбине. «В именах шамхалов: Хасбулат, Алхас-Мирза, Эльдар-хан, Сурхай-хан, Чопан, Адиль-Гирей, Уллубий, Султанмут, Андий, Тишсиз Мухаммед – очень мало арабского» .
Утверждение М. С. Саидова было поддержано доктором исторических наук А. С. Акбиевым, который отмечал, что, «прежде чем в русском языке «шамхал» стал «шамхалом», прошло не менее двух столетий». В русских документах XVI в., титул этого правителя упоминается как «шевкал», то есть это изначальная форма, от которой и следует отталкиваться. По мнению Акбиева, созвучна форма «шевкал» с кумыкским названием титула этого правителя – «шаухал». Причем в отличие от русского языка, эта форма не менялась, кумыки называли своих правителей «шаухалами» и в XVI в., и в XIX века .
По мнению доктора исторических наук А. С. Акбиева, проникновение арабской версии в научную историческую литературу связано «не только со сведениями местных исторических хроник, но и с неправильной оценкой итогов арабо-хазарских войн». Учёный указывает, что версия об арабском происхождении шамхал заманчива, но при детальном изучении не выдерживает никакой критики .
Дополнительным аргументом против рассматриваемой версии является тот факт, что шамхалы не упоминаются у средневековых арабских географов ( Али-Масуди , Аль-Истархи и другие).
Сторонниками тюркской версии происхождения шамхальского государства являлись лакский историк Али Каяев , турецкий историк Фахреттин Кирзиоглу , историк начала XX века Д.-Х. Мамаев (Карабудакхентский) , Халим Герей Султан , крымскотатарский автор Мехмет-Эфенди и ряд других. Российский востоковед, доктор исторических наук, Зайцев И. В. считает шаухальство кумыкским государством со столицей в городе Кумух. Исследуя труд тимуридских историков Низама ад-Дин Шами и Шереф ад-Дина Йезди, советские историки В. Г., Ромаскевич А. А и Волин С. Л. , узбекский профессор Ашраф Ахмедов , а также профессор и алановед О. Б. Бубенок , называют Гази-Кумух (Гази-Кумуклук, область кази-кумуков) областью проживания части кумыков. Упомянутые тимуридские историки Низам ад-Дин Шами и Шереф-аф-Дин Йезди писали о владении Гази-Кумуклук. Суффикс „Ук“ характерен для тюркских языков .
Доктор исторических наук Г. С. Фёдоров считал Тарковское шамхальство государством, созданным кумыками с центром в Тарки . Учёный подверг к резкой критике мнение, по которой шамхалы были выходцами из Кази-Кумуха , а позже изгнанные из зимней резиденции в Кази-Кумухе её жителями. Г. С. Фёдоров считает, что данная версия неверно истолкована некоторыми исследователями. В действительности же шамхалы были выходцами из Тарков и Бойнака , создавшие единое кумыкское государство, путём слияние различных разрозненных кумыкских феодальных образований с единой этнической территорией, а так же с единой материальной культурой и языком .
По мнению доктора исторических наук А. К. Акбиева, ссылавшийся на историческую рукопись «Тарих ал-Баб» и данные ученного арабиста Саидова, «шамхал» является не именем собственным, а титулом, образовавшаяся по типу тюркских слов «Шау» или «Сау», что в переводе «принц» или «славный принц», отмечая, что кумыки не с проста именуют шамхал шау хал. Автор заключает, что терминалогию слов «шамхал» следует искать в тюркских языках огузской группы . Относительно же происхождении шамхал Акбиев отмечает, что первые правители с титулом «шаухал» появляются в Дагестане в начале XII в. и были этническими тюрками, возглавлявшими отряды газиев и распространявшими ислам в горном Дагестане .
Османский путешественник Эвлия Челеби называл шамхала „природным огузом“ . Аргументом в пользу тюрко-татарской версии является тот факт, что шамхалы избирались традиционным для тюркских народов способом — бросанием красного яблока . Домусульманские имена жителей Кумуха, зафиксированные в Худуцкой надписи (Будулай, Ахсувар , Чупан и другие) имеют тюркскую природу . На могилах шамхалов в современном лакском селении Кумух исторической области Кумух, помимо арабских имеются надписи и на тюркском языке, зафиксированные известным кавказоведом Л. И. Лавровым . Само кладбище местные жители называли „симирдальским“ — от названия хазарского города Семендера . Как отмечают учёные, на кладбищах в Кумухе проявляется кипчакский характер узора . В исторической хронике История Маза шамхалы названы „ветвью ханско-хаканских поколений“.
Титул шамхал встречался у соседних народов. Правитель андийцев Али-Бег, ставший основателем новой династии владетелей этого народа, носил титул шамхал . Также титул „шамхал“ носил правитель XV века из Гидатля „Уллу (Олло) Шамхал“ (Уллу в переводе с кумыкского „большой“, „великий“) . Согласно народным преданиям, правители андийцев, начиная с шамхала (султана) Али-Бега до Хаджику, разговаривали на языке равнины (то есть кумыкском) .
По мнению лакского историка Али Каяева, первый шамхал также был тюрком, а не арабом . Монгольские завоеватели сместили прежнюю династию и назначили своих ставленников. Джамалутдин-Хаджи Мамаев (Карабудакхентский) в своей книге „История Кавказа и селения Карабудахкент“ писал о происхождении шаухалов следующее:
То обстоятельство, что в Дагестане избрали [своими правителями] род Чингиза и назвали их именем „шавхал-хан“, исходило из установившейся тюркской, татарской духовности, как опоры на своё генеалогическое происхождение (насаб), при этом, не склоняясь в сторону науки или деликатности (эдеб). Род Чингиза почитается среди них (шаухалов) [высоко], как курайшиты среди мусульман. Они не позволяли никому быть выше них или поднять голову
На генетическую связь Шаухалидов с Джучидами указывают и имена некоторых первых из них и окружавших их аристократов . Среди них можно назвать брат шаухала Ахсувара Бугдая (сравните с именем монгольского полководца Букдая, участвовавшего в покорении Кавказа), Али Чопана (тюрко-монгольское Чобан), вельможа Сардар Нугай (Ногай) (все рубеж XIII—XIV вв.) и жившие в XVI в. шаухалы Будай и Чопан . По мнению французского учёного Шанталь Лемерсье-Келькеже, в шамхальстве доминировали тюрки-кумыки , но за лакцами сохранялся почётный статус „гази“ (из-за более раннего принятия ислама) . В шамхальстве существовало сословие карачи-беков, существовавшее в тюркских и монгольских государствах . Другим фактом, подтверждающим золотоордынскую версию происхождения титула, является упоминание ордынского владетеля Шевкала в русских летописях , а также упоминание Шевкала в атласе к от 1827 года .
Современный российский востоковед и историк Аликбер Аликберов установил, что в нагорном Дагестане существовало государство „Тавйяк“ (Горная сторона), созданное частью прикаспийских гунно-савир , переселившихся в горы из-за арабско-хазарских войн. По мнению Аликберова, с ними связаны многочисленные топонимы (например, Хунзах ). В район нынешнего Кумуха, согласно Аликберову, переселились представители тюркского родового объединения „кумук-атыкуз“, от которых и пошло нынешнее название села. Тавйяк был совместным государством предков кумыков (гунно-савир), лакцев, аварцев и других народов. Впоследствии „Тавйяк“ распадается на Казикумукское владение (династия кумыкских правителей) и Сарир . Термин „шамхал“ он считает переосмыслением старой гунно-савирской титулатуры .
Ещё одним подтверждением тюркского владычества в областях Хазарии и Дагестана, как в золотоордынский, так и в предшествующий период, являются записи XIII века Плано Карпини :
...Первым царём западных татар был Саин. Был он сильный и могущественный царь. Он покорил Россию, Команию, Аланию, Лак, Менгиар, Гугию и Хазарию, а прежде, чем он их покорил, все они принадлежали команам.
Коренным населением „владения казыкумыцкого“, по свидетельству Ф. Симоновича (1796), являлись дагестанские татары (кумыки). После переселения некоторых лезгиноязычных народов из персидских земель во владение под власть шамхала произошло смешение населения, а власть шамхала со временем ослабла :
Народ сей поселился, по свидетельству некоторых персидских летописей, при шахе Абумуселиме из Гильяна и состоял при духовном чиновнике казы, под владением шамхаловым. По сему чиновнику и занятому народом, поселившимся из Гильяна, кумухского места, или лучше сказать, по смешениям с коренным кумухским народом, происходящим от дагестанских татар, и произошло название казыкумук. Чиновники же сии были предки Хамутая, сделавшиеся после в своей части по примеру других независимыми и принявшими уже в новейшие времена ханский титул.
По данным Броневского 1823 года :
Даже из старожилых Татар одни Кумыки составляют в Кавказе независимые области, управляемые собственными своими владельцами. Казы-Кумыки, буде они и Татарского происхождения, до такой степени переменили язык, нравы и обычаи, что ныне причитаются к Лезгинам. Прочие все подвластны иноплеменным владельцам, как мы видели и ещё увидим под статьями Дагестан, Ширван и Грузия.
Ян Потоцкий исключал происхождение шамхалов от Чингисхана, отмечая, что „князья кумыков все принадлежат к той же фамилии, что и шамхал, исключая брагун , которые претендуют на происхождение от Чингисхана“ .
В середине VII в. Арабский халифат добрался до Дагестана . В начале VIII веке арабы захватили Кумук .
В 734 г. военачальник арабской армии Абу Муслим ибн Абдул-Малик после одной из побед назначил в Дагестане правителей. Бакиханов А. К. писал, что 734 г. „Абу Муслим пошёл на Кумук… Главная мечеть и другие здания построенные им в городе Кумуке существуют ещё и поныне. Он оставил здесь правителем Шахбала ибн Абдаллаха“ .
Хроника Дербенд-наме так описывала формирование дагестанских владений Абу Муслимом: „Хамри, Кюре, Ахти, Рутул, Зейхур — они подвластны Кумуку … А правителю Дербенда [он] приказал брать харадж с Кайтака, Табарсарана и Гюбечи“ .
Позднее Кумук отошёл от власти арабов что привело к новым походам. Историк аль-Куфи сообщал, что в 738 году арабский военачальник Марван ибн Мухаммад „выступил из Касака, переправился через реку ал-Кур и направился к городу, называемому Шаки. Из Шаки он отправился в земли ас-Сарир “ . В 738 г., согласно Дербенд-наме, Марван обязал правителей горного Дагестана платить дань.
Восточные авторы сообщали о таких наименованиях дагестанских владений как Дербент , Табасаран , Гумик , Сарир , Лакз , Хайдак , Зирихгеран , Филан, Шандан, Джидан, Хамзин, Туман, Самандар и Баланджар . Однако ни один арабский географ не упоминает шамхалов, а титул впервые упоминается в хронике Дербент-наме, авторитет которой ставился под сомнение некоторыми учёными .
В XV веке Тарковские шамхалы возложили на себя миссию для обьединение всех разрозненных кумыкских феодальных образований путём слияние в единое государство со столицей в Тарки . Это позволило шамхалам в конце XV века стать крупнейшими владетелями Дагестана, которым платили «ясак» все местные феодалы. Данный факт, по мнению учёного положило началу единого кумыкского феодального образования с единым языком, этнической и политической территорией, а так же материальной культурой .
Эвлия Челеби , посетивший Дагестан в 1666 году , пишет в „Сийахет-наме“ о дагестанских шамхалах: „ Ныне падишахи живут то здесь, то в городе Тарки . Имя нынешнего падишаха этого края Махмуд, прозвище и титул — шаукал, шамкал, шаухал, шамхал. По происхождению они арабы из Сирии — Шама. Потому и называют их шам-хал, так же как падишаха дома Османа зовут хункяр, Ирана — шах, крымских ханов — гирей . А падишахов страны Узбекской называют хан , хакан , падишахов Индии — хакан, Йемена — таба , халифов Египта — азиз . У каждого падишаха имеется какой-нибудь титул. Ну, а этих падишахов Дагестана зовут шамхал. Ибо исходит их происхождение от сирийцев “ .
В русском документе, составленном в 1728 году, так определяется термин шамхал:
"Сие слово… взято из арапского языка. Когда арапы Сирию и другие около лежащие провинции под себя побрали и главную столицу имели в Дамаске, распространили оные свою силу и по вестовой стороне Каспийского моря и привели под свою власть… между тем и Тарху, в которой город всегда из Дамаска присылалось знатнейшего для содержания. И понеже Дамаска по-арапски и по-турецки называется шам-ахал… то из сих слов стало сиё слово шамхал, яко из Дамаска присланной начальной, и с того времени доныне в обычае осталося".
С. М. Броневский в своей работе „Новейшия известия о Кавказе“ сообщает:
Достоинство шамхальское есть важнейшее в Дагестане; а в областях заключающихся между Тереком и Курою, почиталось вторым после царя грузинскаго. Историческия известия, согласно с преданиями народными, утверждают, что первые шамхалы поставлены были от аравитян, что сходствует с толкованием, помещённым у Гербера о значении слова шамхал; ибо восточные писатели называют город Дамаск Шам, а хал на арабском языке значит князя, владельца, следовательно, слово шамхал перевесть можно дамаскинский владелец. Но Реинкс, основываясь на дербентской истории, в рукописи им найденной, выводит название шамхала от аравийского полководца Шахбала.
Некоторые сторонники тюрко-татарской версии происхождения шамхалов связывали основание шамхальства с монголо-татарским нашествием. По мнению известного дагестанского учёного профессора Р. М. Магомедова, имеются „все основания отнести этот термин к Золотой Орде, нежели к арабам. Можно считать, что правитель кумыков в период господства татаро-монгол ими выдвинут в этот сан“ .
"Воцарение моих предков Шамхалов в Дагестане состоялось после 1258 года." Али Кули Хан Валех Дагестани. (Риез аш-Шуара. 1756 г. Фотокопия. ИР АН Узбекской ССР)
Али Каяев писал:
"Шамхал был не потомком Аббаса Хамзата, а был тюрком, прибывшим со своими сподвижниками. После него шамхальство передавалось по наследству… в 634 г. хиджры (1239—1240) монголо-татары отстранили правящую династию, а правителем назначили своего ставленника вновь с титулом шамхал… «Новый» шамхал происходил из рода Чингиз-Хана, и с этого времени установилась власть татарских шамхалов.."
Историк Кавказа Семён Броневский отмечал:
«Кумыки, чаятельно, род свой вели от Кыпчакских колен или Золотой Орды»..
В 718 году по хиджре (1318 год) после смерти кайтагского уцмия Мухамеда, между его сыновьями началась борьба за престол уцмия. Один из них, Алибек, стал уцмием с помощью своего дяди по матери шамхала. Сводные братья Алибека, потерпевшие поражение, бежали в Ширван и Авар . Так образовалась антишамхальская коалиция Ширвана , Кайтага и Авара . Вследствие конфликта к власти пришла новая династия шамхалов . По всей вероятности, 718 год по хиджры относится ко времени составления хроники, а не к событиям в Кумухе . Л. И. Лавров не согласился с последней датой. Он отметил, что существуют другие варианты приведённого рассказа, которые относят разорение Кумуха „тюрками“ к 1 или ко 2 апреля 1240 года, и что это позволяет считать, что „тюрки“ Мухаммадрафи и татары ричинских надписей — одно и то же.
В 1395 году Тамерлан совершил набег на „неверных“ Кайтага . Шамхал с войском 3000 человек напал на Тамерлана в окрестности Ушкуджи . Историк Низамеддин Шами упоминал „Гази-Кумук“ союзником Золотой Орды, и то, что „шамхал Гази-Кумука имел обычай вести войну с неверными“, чем хотел воспользоваться Тамерлан. В 1396 году после победы над Тохтамышем , Тамерлан предпринял поход против шамхала захватил крепости Кули и Таус. Историк Шарафаддина Иезди сообщал: „Упорное сопротивление преодолено, крепости взяты, жители перебиты, из убитых устроен холм, убит сам шамхал“. Тамерлан позднее способствовал восстановлению шамхальской власти в Дагестане .
«После поражения Миран-Шаха, от Коюнлу, кумыки получили свою независимость, избрали себе хана из рода Чингисхана, которого величали по-своему — шаухал». Gulbin-i-Hanan. XVII y. (Ahmet Cevdet. Kirim ve Kafkas Tarihcesi // Emel, № 221. Temmuz-Agustot. 1997. S. 28)
В 1556 году после завоевания русскими Астраханского ханства, были установлены дипломатические связи между Шамхальством и Русским царством . Мирное посольство шамхала привезло Ивану IV Грозному , в числе богатых подарков, невиданных в Москве , живого слона . В 1557 году кабардинский князь Темрюк Идаров обратился к царю Ивану IV с просьбой помочь защититься от нападений шевкальского царя , крымского хана и османов . В 1560 году Иван Грозный организовал поход Черемисинова в Дагестан . Иван Черемисинов захватил Тарки , но не решился там оставаться .
В 1566 году кабардинский князь Матлов обратился к русскому царю с просьбой поставить крепость в области Кысык, у слияния Сунжи и Терека, принадлежавшей кумыкским шамхалам , и населённой кумыками-брагунцами . В 1567 году пытаясь помешать русским установить свою крепость у устья Сунжи, Будай-шамхал и его сын Сурхай были убиты на поле битвы.
В 1569 году шамхалом стал Чопан, сын Алибека I. Территория Чопан-шамхала на севере простиралась за Тереком и граничила с русскими владениями. На западе эта территория включала часть Чечни до Кабарды. Согласно И. Герберу: „Шамхалово владение простирается не только над князьями и землями в Дагестане, но и над частию народов тавлинского, и до самой почти Шемахи" .
В 1570 году Чопан-шамхал со своими войсками пошёл на захват Астрахани , предпринятом совместно с турками и крымцами. Город взять не удалось и войска отступили к Азову , но затем вторглись в Кабарду. Несмотря на снос Сунженской крепости, продвижение русских на Кавказ к концу 1580-х годов возобновилось .
Сестра Чопан-шамхала была замужем за шахом Тахмаспом I (1524—1576). „По обе стороны от шахского трона было сделано по два почётных места. Первое для хана Кандагарского, как защитника против Индии; второе для шамхала, как защитника против России; третье для царя Грузинского, как защитника государства против турок и четвёртое для хана, который живёт на границах арапских“ . Согласно А. Каяеву, влияние Чопан-шамхала было большим, так что он „вмешивался в дела престолонаследия в Иране“.
В 1577 году Чопан-шамхал совместно со своим братом Тучелавом Бурханудин-беком , табасаранским беком Гази-Салихом и в союзе с османской армией предпринял военный поход против иранской армии кызылбашей, которые были разгромлены . После выдворения кызылбашей из Ширвана , Чопан-шамхал совершил визит в Турцию и был встречен в Восточной Анатолии с большими почестями. За заслуги в войне с персами шамхалу в качестве удела был выделен санджак Шабуран, а его брату Тучелаву санджаки Ахты и Ихыр. Ибрагим Печеви сообщал, что наместник Ширвана Осман-паша женился на дочери Тучелава. Чопан-шамхал обязался защищать Ширван . Данные отношения привели к фактическому обоюдному согласию на включение Шамхальства в Османскую империю, тогда как османский султан уже признавался халифом всех мусульман .
В 1588 году российские власти в устье Терека заложили город Терки , известный также как Терская крепость. Терки стал главным оплотом русской армии в северном Дагестане.
В конце XVI века шамхал враждовал с наследником шамхальского престола крым-шамхалом, которого поддерживала часть „Кумыцкой земли“. Кахетинскому царю Александру в это время сообщали, что „шевкальское дело плохо стало от того, что они (шамхал и крымшамхал) промеж собою бранятца“. В 1588 году грузинские послы Каплан и Хуршит сообщали о смутах в шамхальстве и просили русского царя послать войска, как меру военных действий против набегов шамхала на Грузию . Россия захватила татарское Тюменское владение на севере Дагестана (правитель которого также был известен как Тюменский шевкал) .
В 1594 году состоялся поход Хворостинина в Дагестан , который в итоге отступил. В 1604 году состоялся поход Бутурлина в Дагестан . Занявшая равнинный и предгорный Дагестан русская армия (ок. 8000 чел.) была окружена и уничтожена на Караманском поле под предводительством кумыкского князя Солтан-Махмуда Эндиреевского , что отсрочило экспансию России в восточный Кавказ, по свидетельству Карамзина, ещё на 118 лет .
В 1651 году шамхал Сурхай III принял в государство ногайского мурзу Чебана, который был неприятелем московского царя. Русское войско и кавказские союзники для возвращения улусов Чебана снарядило поход на Тарки. В битве при Герменчикском поле кумыки и ногайцы Сурхая III разбили русские войска под командованием Муцала Черкасского.
Во время Персидского похода Петра I шамхальство было союзником России, однако в 1725 году шамхал Адиль-Гирей II, подстрекаемый Османской империей, напал на русскую крепость Святой Крест, был разбит, взят в плен и отправлен в ссылку на север России. Шамхальство было упразднено. В 1734 году, после русско-персидского договора , Шамхальство было восстановлено .
В начале XVIII века Тарковское шамхальство являлось одним из крупных и влиятельных образований, с которым считались как местные владетели, так и ближневосточные государства . Иоанн Густаф Гербер, личный писарь Петра I так описывал Тарковское шамхальство в 1728 году :
«Шамхалово владение простирается не только над всеми князьями и землями в Дагестане, но и над частью народа тавлинского и до самой почти Шемахи»."
Как пишет дагестанский историк Сотавов, Гербер имел ввиду, что после похода Петра, император в благодарность шамхалу восстановил его права на прежние земли в Кумыкии, шамхал получил во владение утамышские земли, ранее принадлежавшие Султан-Махмуду Утамышскому, шамхалу было дано право собирать подати с нескольких мюшкурских и ширванских деревень. В шамхальское покровительство вошли некоторые горские вольные общества .
Во второй половине XVIII века в состав шамхальства входили следующие города и селения: город Тарки (столица), Кяхулай-Торкали , , Агач-аул , Атлы-боюн , Альбурикент , Кум-Тор-кала , Капчугай , город Большие Казанищи , Малые Казанищи , Буглен , Халимбекаул , Эрпели , Каранай , , , Уллу-Бойнак , Карабудахкент , Каранайаул , город Губден , Кадар , Гели . Кроме оседлых кумыков, на территории шамхальства было 346 кибиток кочующих ногайцев . В составе шамхальства имелись феодальные уделы — бийлики. Таких уделов к концу XVIII веке насчитывалось четыре: Буйнакский и Бамматулинский уллу-бийлики, Эрпелинский и Карабудахкентский карачибийлики.
Кроме того, в нагорном Дагестане имелись управляемые войсковыми кадиями округа (союзы сельских общин), союзники шамхала , которые были под протекцией шамхальства, но не платили дань , — Акушинское общество , Цудахарское и Койсубулинское. По просьбе или за деньги они выставляли шамхалу вооружённое войско.
По данным русских источников конца XVIII веке, тарковские шамхалы вместе с акушинцами имели от 36 до 42 тыс. дворов, насчитывавших 98-100 тыс. душ обоего пола [ привести цитату? 785 дней ] .
В 1808 году шамхал Мехти II было имел во владении Буйнакское владение , а также Дербентское ханство , за исключением самого города Дербент , которое ему досталось после свержения русскими Шейх-Али-хана , так как он женился на Пери-Джахан-ханум, сестре Шейх-Али-хана . После смерти Мехти титул дербентского хана был фактически упразднён. При этом его прямые потомки ещё долгое время до прекращения линии рода продолжали владеть .
Во время Кавказской войны в Шамхальстве вспыхивало не менее трёх восстаний — в , 1831 и 1843 годах.
После интеграции шамхальства в состав России на его землях был образован Темир-Хан-Шуринский округ (1867—1922).
Являлось многонациональным государством. В разное время в состав входили некоторые селения даргинцев , вся Чечня и другие народы Кавказа .Но лидирующей нацией были кумыки.
В Тарковском шамхальстве правила ветвь кумыкских правителей. Самые известные правители:
В результате феодальных междоусобиц и походов русских войск против шамхальства, в начале XVIII века от обширного государства осталось лишь небольшое владение вдоль Каспийского моря (общей площадью до 3 тыс. км²)
В скобках указаны даты правления
… И.- Г. Гербер отмечал , что язык в шамхальстве «татарской с турецким помешанной»..
…татарской турецким помешанный». Как и было показано выше, наш автор имеет в виду кумыкский язык.
Основное население Шамхальства составляли кумыки...
Отдельные селения аварцев входили в ...кумыкское шамхальство Тарковское, кумыкское ханство Мехтулинское...
освещены взаимоотношения Крымского ханства с ногайцами, Астраханским ханством, Кумыкским шамхальством
Однако куда большим было влияние Кумыкского шамхальства
Он женился на дочери кумыкского шамхала
Крымский хан Гази-Гирей в 1591 г. местью русским за тюменского князя и 66 кумыкского шамхала мотивировал свой поход на Москву
И в дальнейшем, о более северных затеречных, включавших и Тюменское княжество, ареальных пределах Кумыкского государства – шамхальства свидетельствуют сведения А.Олеария (1635-1639 гг.)
...чётко выделил границы ряда кумыкских феодальных владений, в том числе шамхальства Тарковского
…
...и Крымскому, и к Шевкальскому (Кумыкское шамхальство — Э. А.)...
Шамхал Тарковский по традиции почитался как правитель-валий всего Дагестана
Шамхал был не потомком Аббаса Хамзата, а был тюрком, прибывшим со своими сподвижниками. После него шамхальство передавалось по наследству…
После поражения Миран-Шаха от Аи Коюнлу кумыки «получили свою независимость, избрала себе хана из роди Чингизхана, которого величали по-своему „шаухал“
Та же дата повторяется и на обороте памятника. Среди изречений, украшающих памятник, есть и тюркские.
А потому отличая владения, собственно Шамхала от союзников его Акушинцев и Дженгутцов...
из приведённого не следует, что Акуша-Дарго находилось «во владении» шамхала. Здесь мы имеем тот случай, когда шамхал нуждался в Акуша-Дарго, которое, в свою очередь, нуждалось в шамхале как собственнике многочисленных зимних пастбищ, кутанов, необходимых для выпаса верхнедаргинских овец в зимнее время. Это были взаимообусловленные и взаимовыгодные отношения, но не отношения владетеля и подчинённого.
Они шамхалу податей никаких не дают, но ежели случится, что нужно будет ему вооружённое войско, то просит их по доброй воле, а иногда и с заплатою, а принудить их не может.
Мехти Шамхал Тарковский, владетель Буйнацкий и Хан Дербентский, имеет от роду 42 года (Сие писано было еще в 1808 году.). Вторая супруга его, Периджи Ханум, сестра Ших-Али, бывшего Хана Дербентского.
Основное население Шамхальства составляли кумыки. Единственное, что можно сказать, что сёла Губден и Кадар были даргинскими по этнической принадлежности и это не мешало им сохранять свою культуру, сотрудничать с кумыками, выполняя просьбы иля советы тарковских правителей. Губден и Тарки были тесно связаны ещё до распада Казикумухского шамхальства.
Ошибка в сносках
?
: Для существующих тегов
<ref>
группы «к» не найдено соответствующего тега
<references group="к"/>