Interested Article - Нзиме

Нзиме этническая группа банту , населяющая зону дождевых лесов на юго-востоке Камеруна .

Нзиме обитают вдоль дороги, которая пролегла к югу от Абонг-Мбанг , через города Миндуру и Ломье. Нзиме говорят на диалекте нзиме (альтернативное название кунзиме), одном из грассфилдских подгрупп языков банту .

История

Народы, изъясняющиеся на языке Макаа-Ньем , пришли на территорию современного Камеруна из бассейна реки Конго или современного Чада . Это случилось в период между XIV и XVII веками н. э. К XIX веку они населяли территории к северу от реки Лом в пограничной локации между современными Восточным регионом и регионом Адамава Камеруна. Однако вскоре после этого народы бети-пахуин вторглись в эти районы под давлением вуте и мбум, которые сами спасались бегством от воинов фульбе . В результате народы, говорящие на Маака-Ньем вынуждено переместились на юг. Так и сформировались группы нзиме, которые продолжили свой путь на юг мимо реки Ньонг и обосновались на Джа , южнее .

Образ жизни

Для обеспечения пропитания нзиме занимаются натуральным хозяйством . Их поселения, как правило, расположены вдоль существующих дорог. Поэтому деревни нзиме выглядят, как цепочки домов, обращенных к дороге. С обратной стороны такой цепочки дома окружены лесом. Небольшие поляны в лесу вырубают с помощью топоров и мачете, выжигают и организуют поля. Основные культуры для выращивания: маниок , бананы , кукуруза , таро , арахис и различные фрукты.

Домашний скот , как правило, представлен мелкими животными. Коз , овец , свиней и кур оставляют свободно бродить без организации присмотра. Небольшое число нзиме сумели добиться финансового успеха на плантациях какао и кофе в лесах Камеруна.

Охота — еще одно свойственное нзиме занятие. Ловушки являются основным используемым приспособлением. Но все чаще современные нзиме используют для охоты огнестрельное оружие .

Дичь , пойманная таким образом, становится важным, но не постоянным источником дохода. Нзиме ведут торговые отношения с народом бака . Торгуют промышленными товарами и выращивают на продажу культуры для дичи, которую добывают пигмеи бака. Нзиме используют бака как дешевую рабочую силу, а также в качестве живой туристической достопримечательности.

Традиционный дом нзиме — это прямоугольная конструкция с А-образной крышей. Строительный блок представляет собой ветку рафии , покрытую листьями. Блоки закрепляются друг с другом на месте небольшой веткой. Для строительства боковых сторон домов используют также полоски коры . Крышу покрывают пальмовыми ветками.

Современное жилище немного отличается от традиционного дома. Оно строится на основе вертикальных столбов, выставленных по периметру будущего жилья. Между столбами внутри и снаружи в горизонтальном положении прикрепляют те же блоки из веток рафии и листьев. Всю конструкцию между столбами укрепляют грязью. Зажиточные нзиме могут позволить себе помимо соломы и пальмовых листьев использовать для изготовления крыши алюминиевую кровлю. Более состоятельные представители народа в крупных городах и деревнях обитают в домах, построенных из глинобетонных и бетонных блоков.

Социальная организация начинается с семьи. Семья нзиме — это муж, жена (жены) и дети. Родственные семьи живут вместе, составляя деревни. Следующий социальный уровень: клан . Клан представляет собой несколько деревень, заявляющих об общем происхождении. В прошлом принадлежность к клану строго определяла родословную, образ жизни, друзей, потенциальных супругов. Теперь идентификация человека по клану потеряла свою преимущественную позицию. У каждого клана есть вождь , но сейчас это просто подставные лица.

Религия. Большинство нзиме номинально исповедуют христианство . Однако их быт пропитан анимизмом , включая традиционную медицину . Суеверия, вера в колдовство — норма жизни для нзиме. С 1998 года нзиме доступен к изучению Новый Завет в печатном виде и с 2007 года в записи.

Примечания

  1. / Валерий Александрович Тишков. — Москва: Большая Рос. Энцикл, 2000. — 926 с. — ISBN 978-5-85270-155-8 . 6 июня 2023 года.
  2. Нгатсако Молоки Аргю. // StudNet. — 2021. — Т. 4 , вып. 5 . 24 мая 2023 года.
  3. Желтов Александр Юрьевич. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. — 2011. — Вып. 2 . — С. 104–109 . — ISSN . 24 мая 2023 года.
  4. Pius W. Akumbu. . 24 мая 2023 года.
  5. . old.bigenc.ru . Дата обращения: 24 мая 2023. 24 мая 2023 года.
  6. . «Научная Россия» - электронное периодическое издание (16 марта 2015). Дата обращения: 24 мая 2023. 24 мая 2023 года.

Литература

  • Gordon, Raymond G. Jr. (ed.) (2005): « ». Ethnologue: Languages of the World , 15th ed. Dallas: SIL International. Accessed 7 June 2006.
  • Gordon, Raymond G. Jr. (ed.) (2005): « ». Ethnologue: Languages of the World , 15th ed. Dallas: SIL International. Accessed 7 June 2006.
  • Neba, Aaron, Ph.D. (1999) Modern Geography of the Republic of Cameroon, 3rd ed. Bamenda: Neba Publishers.
  • Ngima Mawoung, Godefroy (2001) «The Relationship Between the Bakola and the Bantu Peoples of the Coastal Regions of Cameroon and their Perception of Commercial Forest Exploitation». African Study Monographs , Suppl. 26: 209—235.
  • Ngoh, Victor Julius (1996) History of Cameroon Since 1800. Limbé: Presbook.
Источник —

Same as Нзиме