Организация украинских националистов
- 1 year ago
- 0
- 0
Дохо́дный дом сельскохозя́йственного това́рищества «Поме́щик» — историческое здание в стиле северного модерна, расположенное в Санкт-Петербурге по адресу 7-я Красноармейская улица , 28-30 / Измайловский проспект , 16. Дом был построен в 1911—1912 годах для компании «Помещик», занимавшейся продажей молока и молочных продуктов. Автор проекта — архитектор Яков Блувштейн . Выразительный облик здания и украшающая угловую часть башенка с куполом делают его архитектурной доминантой проспекта.
Первая застройка участка была зарегистрирована в 1822 году — тогда уже существовал комплекс деревянных построек из главного дома, прачечной, сарая, погреба, мастерской, конюшни и дровяного склада. Сведения о владельце сохранились только от 1862-го — тогда поручик В. В. Корвин-Круковский продал имение коллежскому секретарю Василию Павловичу Иванову. При Корвин-Круковском были перестроены в кирпиче конюшни, а затем возведён трёхэтажный каменный доходный дом на 78 жилых комнат. После череды владельцев и перестроек в камне в 1889 году владение выкупила жена надворного советника Надежда Георгиевна Неёлова, к тому моменту на участке находились главный дом с флигелем, мастерская и три одноэтажных здания .
Устав товарищества был утверждён 14 июня 1900 года в Ревеле . Компания являлась поставщиком молока и молочной продукции с частных прибалтийских хозяйств . Уже спустя 10 лет у «Помещика» было 40 магазинов в Петербурге и работала доставка на дом. В 1910-х «Помещик» получил титул Поставщика Императорского двора и право изображать на упаковках Малый герб . Условиями для получения почётного звания были: восьмилетний срок работы без единой жалобы от покупателя, образцовое качество продукции, низкие цены, победы на международных и всероссийских выставках. Поставщикам двора надлежало содержать образцовые магазины, нанимая только персонал с рекомендациями. Титул присваивался лично владельцу компании и не передавался по наследству. В случае, если на продукцию или работу магазинов появлялась жалоба, восьмилетний срок «обнулялся» .
22 марта 1911 года Товарищество выкупило участок у Надежды Неёловой. По документам невыплаченный кредит на владении достигал почти 80 тыс. рублей. Погасив долг, компания пригласила возвести новый дом молодого архитектора Якова Блувштейна . Вероятно, он получил проект благодаря протекции Александра Лишневского . Встроив уже существовавшее на участке каменное трёхэтажное здание в новый объём, он возвёл восьмиэтажный доходный дом в стиле северного модерна . Масштабное здание с девятью парадными получило два двора-колодца, площадь внутренних помещений составила более 20 тыс. м². Разрешение на ввод в эксплуатацию было выдано Отделом частновладельческого строительства городской Управы 5 ноября 1912 года. В здании были использованы самые современные на тот момент инженерные решения: проведена центральная канализация, водопровод, пылесос, установлены лифты и котельные водяного отопления. Внутренние помещения получили выразительную отделку — лепнину потолков, витражи , кафельные печи и камины. Арендаторам предлагалось два типа квартир — маленькие (от 100 до 160 м²) и «генеральские» (около 240 м²), выходящие окнами на перекрёсток и две улицы .
Стилевое решение фасадов дома «Помещика» Блувштейна во многом повторяет Дома городских учреждений Лишневского . Блувштейн использовал контрастные материалы отделки и декоративные элементы из разных стилей. Фасады выложены тёсаным и колотым камнем, бархатистой штукатуркой и гладкой керамической плиткой. От третьего до пятого этажа идут эркеры , переходящие в готические щипцы . Угловую часть здания венчает гранёная башня с аркадой под остроконечными фиалами и куполом с небольшим фонарём и шпилем , выступающая архитектурной доминантой проспекта. Лепнина на фасаде характерна для северного модерна — его представляют скульптуры сов, лисиц, зайцев, медведей и волков. Кроме того, дом обильно украшен растительным декором, гротесковыми масками, рельефами , декоративными вазами и маскаронами - демонами . На фасадах в угловой части размещёны элементы герба Эстляндской губернии — геральдические леопарды . В нише башни установлена статуя Грации , которую с некоторых источниках называют «Жница, утирающая со лба пот» .
В здании разместились правление и склады товарищества «Помещик», а также круглосуточный магазин . Во флигеле на первом этаже работал кинотеатр на 200 мест, во дворе был предусмотрен гараж . Также в доме работало фотоателье Владимира Максимовича Кодлубовича . Среди выдающихся жильцов здания был солист Мариинского театра Павел Александрович Маржецкий .
После революции здание национализировали , квартиры отдали под коммунальное жильё и общежития. На месте бывшего магазина «Помещик» открыли гастроном № 22. После снятия блокады на его месте заработал «Особторг» № 3, где можно было купить дефицитные продукты в обмен на золото. В 1962 году в доме открылся магазин «Стрела». Он стал первым в городе, где были установлены кассы-автоматы . Согласно справочнику «Весь Ленинград» от 1965 года, тогда в доме также работали 4-й цех фабрики игрушек, сберкасса № 2005, производственные мастерские ПТУ № 18 .
В советские годы в здании несколько раз делали частичный ремонт. В 1962 году были заменены перекрытия между первым и вторым этажами. В 1980-х подвели централизованную городскую систему отопления, частично поменяли трубы, по желанию жильцов в квартирах на старый паркет стелили новый .
До настоящего времени здание практически полностью сохранило оригинальный облик, за исключением шпиля на куполе. Согласно городской легенде, его снесли в блокаду, чтобы установить « зенитку ». В 1950-х была предпринята попытка реставрации, однако оригинальный шпиль разыскать не удалось, а попытки изготовить и установить новый также не увенчались успехом . По другим источникам, шпиль был утрачен при пожаре в начале 1980-х .
К 2010 году фасады здания находились в аварийном состоянии . В 2011—2015 была проведена реставрация . В 2019 дом включили в программу финансирования за счёт туристического сбора, в результате которой на реставрацию фасадов будет выделено 96 млн рублей .