Майский просек
- 1 year ago
- 0
- 0
Ми́ша Ма́йский ( латыш. Miša Maiskis , ивр. מישה מייסקי , при рождении Михаил Леопольдович Майский ; род. 10 января 1948 , Рига ) — советский и израильский виолончелист .
Михаил Майский родился 10 января 1948 года в Риге . Учился вместе с Михаилом Барышниковым .
После победы на Всесоюзном конкурсе исполнителей в 1965 году был приглашён Мстиславом Ростроповичем продолжить обучение у него в Московской консерватории ; уже в следующем году стал лауреатом Московского международного конкурса имени П. И. Чайковского .
После отъезда в 1969 году сестры Лины Якобсон в Израиль Майский стал подвергаться преследованиям властей и по сфабрикованному обвинению в 1970 году был осуждён за спекуляцию, более года провёл на принудительных работах в городе Дзержинске Горьковской области. Чтобы избежать службы в армии, после освобождения провёл ещё два месяца в психиатрической больнице, и наконец в 1972 году получил разрешение на репатриацию в Израиль .
Учился у Григория Пятигорского в Лос-Анджелесе , став таким образом единственным музыкантом, занимавшимся у двух этих великих виолончелистов .
В 1973 году занял второе место (первое никому не было присуждено) на международном конкурсе имени Кассадо во Флоренции. В 1973 году на фестивале Израиля его услышал Пабло Казальс и провел с ним несколько занятий. В 1974 году по рекомендации Айзека Стерна Майский стал стипендиатом фонда культуры «Америка — Израиль» и уехал в США, где принял участие в камерном фестивале Рудольфа Серкина , затем четыре месяца занимался у Григория Пятигорского в Лос-Анджелесе , после чего начал активную концертную деятельность (сольные концерты по всему миру, в том числе в Лондоне, Париже, Берлине, Нью-Йорке, Вене, Амстердаме, Токио). Работал с Леонардом Бернстайном , сделал вместе с ним ряд записей.
В настоящее время [ когда? ] проживает в Бельгии . В разное время он играл с такими прославленными музыкантами, как пианисты Марта Аргерих , Раду Лупу , скрипачи Гидон Кремер и Максим Венгеров , дирижёры Леонард Бернстайн , Зубин Мета , Владимир Ашкенази , Даниэль Баренбойм , Джузеппе Синополи , альтист и дирижёр Юрий Башмет .
В 1995 году после 23-летнего перерыва Майский снова выступил в Москве и затем гастролировал в России ещё несколько раз — в частности, завершив в 1997 году своим концертом фестиваль « Д. Д. Шостакович и мировая музыкальная культура»; по поводу этого концерта рецензент газеты « КоммерсантЪ » отмечал:
Миша Майский слишком могуч, чтобы умирать в композиторе. Он не медитирует, не созерцает; активность хлещет из него не только там, где внезапные рывки и сбросы темпа напоминают о езде на спортивном «Феррари», но и в нежных, проникновенных местах. <…> Оправдало идею организаторов <…> исполнение Мишей Майским самого Шостаковича: оно и было тем самым, что подразумевает, по высокому счёту, название завершившего фестиваля .
По словам Миши Майского, он предполагает, что начал играть на виолончели, так как сестра уже играла на рояле, а брат на скрипке: «Виолончель стала заключением семейного трио, которое не получилось» . В интервью сайту Тайга.инфо он объяснил, как начал играть: «Когда меня спрашивают, в каком возрасте я начал играть на виолончели, я отвечаю, что довольно поздно по тем временам: я начал играть в том же возрасте, когда бросил курить . Спрашивают: „Так поздно?!“ — „Да, мне было 8 лет“. Мой папа, к сожалению, был серьёзный курильщик и поэтому очень молодым умер от рака легких, а я у него с тумбочки крал сигареты и дымил, ещё будучи в детском саду. А когда мне было 8 лет, мы каким-то образом раздобыли огромную голландскую сигару, я один раз затянулся и с тех пор никогда не курил. Может, под влиянием этой сигары я понял, что буду играть на виолончели. Никто не мог себе представить этого, все меня пытались убедить, что это сумасшедшая идея, но я настоял и до сих пор пытаюсь играть» .