Стриженов, Александр Олегович
- 1 year ago
- 0
- 0
Оле́г Алекса́ндрович Стриже́нов (род. 10 августа 1929 , Благовещенск , Дальневосточный край , СССР ) — советский и российский актёр , Народный артист СССР .
В творчестве артиста более трёх десятков киноролей. К числу его лучших ролей относятся роли в таких кинофильмах как « Овод » (1955), « Сорок первый » (1956), который был удостоен специальной награды X Каннского кинофестиваля (1957), « Белые ночи » (1959), признанного одним из лучших фильмов 1960 года по решению Британского киноинститута , « Звезда пленительного счастья » (1975) и « Приступить к ликвидации » (1983) .
Олег Стриженов родился 10 августа 1929 года в Благовещенске (ныне в Амурской области ) в семье военного. Его отец, выпускник Петербургской Николаевской кавалерийской школы, стал красным командиром и к 35 годам был уже комбригом . Кроме Олега, в семье было ещё два мальчика.
В 1935 году Стриженовы приехали в Москву . По воспоминаниям Олега Стриженова, они жили хорошо, пока не началась война :
Когда это случилось, я был в подмосковном пионерском лагере. Вернулись в июле, ровно к первой бомбёжке. Потом бомбили каждый день. Уши раздирало от свиста летящих бомб и грохота взрывов. Помню толпы людей с тюками, с детьми. Помню бесконечные поиски еды и стояние в очередях с продуктовыми карточками . А потом вдруг стало жутко холодно, и вся жизнь сосредоточилась вокруг одной буржуйки .
Окончив в 1944 году 7-й класс, Олег устроился помощником механика в Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ), а в возрасте 16 лет его « отправили на трудовой фронт — строить Павелецкий вокзал и прокладывать железную дорогу для электричек… ».
Именно поэтому в конце 40-х годов он поступил на художественно-бутафорский факультет Московского театрально-художественного училища, где буквально влюбился в театр и решил связать с театром свою судьбу.
В 1949 году Олег подал документы в театральное училище имени Б.Щукина при Театре имени Евгения Вахтангова на актёрский факультет и, удачно сдав экзамены, был принят в студенты. В период учёбы в «Щуке» ему приходилось играть самые разные роли, а в 1955 году на экраны страны вышел фильм «Овод», главную роль в котором сыграл молодой актёр.
Учился в Театральном художественно-техническом училище (ТХТУ) на бутафорском отделении.
В 1953 году окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина и стал актёром Государственного русского драматического театра Эстонской ССР в Таллине (ныне Русский театр Эстонии ).
Проработав один сезон в Таллине, переехал сначала в Ленинград , где служил сезон 1954—1955 года в Театре драмы имени А. С. Пушкина , а затем и в Москву .
С 1957 по 1966 годы состоял в труппе Театра-студии киноактёра .
С 1966 по 1976 годы состоял в труппе МХАТа , хотя на этой сцене начал играть ещё с сезона 1963/1964-х годов.
В 1977 году вернулся и продолжает состоять по настоящее время в труппе Театра-студии киноактёра .
Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России .
Дебютом Стриженова в кино стала роль Артура в драме « Овод » (1955) , снятом кинорежиссёром А. М. Файнциммером по мотивам одноимённого романа английской писательницы Этель Лилиан Войнич . Данный кинофильм рассказывает о подпольной борьбе итальянских патриотов против австрийских оккупантов за независимость своей родины.
Участники киногруппы картины «Овод» увидели артиста на одном из спектаклей пьесы « Без вины виноватые » в Русском драматической театре города Таллина . Кинорежиссёр А. М. Файнциммер перепробовал множество актёров — кроме Стриженова, отвергнутого им сразу, после первого же взгляда на фотографию. Однако ни один из прошедших кинопробы актёров режиссёра не устраивал. Тогда уже просто от отчаяния и нехватки времени Стриженова вызвали из Таллина .
Стриженов создал романтический образ юноши, а затем мужественного борца-гарибальдийца . Автор колонки «Молодая Италия. Фильм о героях „Овода“», опубликованной в одном из апрельских номеров газеты « Вечерняя Москва » за 1955 год, писал:
Роль Артура удачно сыграл молодой актёр О. Стриженов. В начале фильма восторженный, несколько экзальтированный молодой человек, Артур затем предстаёт перед зрителем исполненным внутренней силы. Её нельзя не чувствовать, несмотря на подчёркнуто спокойный, даже иронический тон речей Овода. Особенно хорошо актёр проводит драматические сцены с Монтанелли .
В журнале « Советский экран » за 1957 год напечатано: « Стриженову удалось не только внешне воспроизвести облик Артура-Овода, но и, что самое важное, зажить мыслями и чувствами своего героя, усвоить его манеру думать, чувствовать, действовать ».
Сразу же после «Овода» Стриженов сыграл две роли в героико-приключенческом фильме « Мексиканец » кинорежиссёра В. П. Каплуновского , снятом по мотивам одноимённого рассказа американского писателя Джека Лондона . Актёр снялся в центральной роли Фелипе Ривера (он же Хосе Фернандес) и в небольшой роли его отца Хоакина Фернандеса.
По сюжету мексиканские патриоты-революционеры готовят восстание, но им необходимы деньги для приобретения винтовок. И Ривера зарабатывает деньги для помощи им, выступая на ринге. В роли его главного противника, сильнейшего боксёра Америки Дэнни Уорда, снялся чемпион СССР в полутяжёлом весе Г. Степанов . Актёру необходимо было научиться боксировать. Согласно статье в « Советском экране » от 1957 года: « Не раз на тренировках Олег летел на пол от удара партнёра, но зато впоследствии, после выхода на экран фильма, знатоки утверждали, что они увидели настоящий бокс ». По словам кинорежиссёра и сценариста, народного артиста РСФСР В. И. Ускова , сказанным им в 2014 году, « в „Мексиканце“ он великолепно дрался ».
В 1956 году кинорежиссёр Г. Н. Чухрай поставил на киностудии Мосфильм героико-революционную драму « Сорок первый » , что стало второй экранизацией одноимённой повести Б. А. Лавренёва . В данной кинокартине О. А. Стриженов сыграл роль белогвардейца Говорухи-Отрока, а его партнёршей по роли красноармейки Марютки стала И. В. Извицкая .
На фильм пробовались парами: Извицкая со Стриженовым и Ю. В. Яковлев с С. Н. Харитоновой . Последние не прошли пробы. Киновед и кинокритик А. Н. Медведев писал: « Не знаю, может быть, это уже воздействие фильма, но мне и в пробах больше понравились Стриженов и Извицкая. Говорили, И. А. Пырьев очень настаивал на том, чтобы снимался дуэт Яковлев — Харитонова ».
Театровед и киновед И. И. Шнейдерман писал:
Идеальное совпадение внешних данных и нервной организации актёра с требованиями роли — счастливый фундамент образа, созданного талантливым, умным трудом. Стриженов постиг душу роли. Располагая урезанным, «спрессованным» текстом, не вместившим ряда важных тем, он восполнил потери и нужное досказал без слов, всей правдой существования на экране .
Анализируя игру актёров, кинокритик и киновед, доктор искусствоведения Р. Н. Юренев со своей стороны писал следующее:
Каждая новая роль Олега Стриженова всё больше раскрывает дарование молодого актёра. Сложная и горькая жизнь лепила характер поручика Говорухи-Отрока. Презрение к опасности и к людям, душевная теплота, пробивающаяся сквозь цинизм и озлобленность, барская изнеженность и солдатская закалённость — все эти противоречивые качества Стриженов играет отчётливо и тонко… Извицкая и Стриженов прекрасно играют напряжённый дуэт, в котором растущая любовь не сближает, а отталкивает двух молодых людей, столь непоправимо разных по мироощущению, языку, убеждениям и стремлениям. Влюблённость, сближение, счастье, откровенность, ссора, примирение и трагический финал — все перипетии обычной и необычной, счастливой и несчастной любви Марютки к своему непримиримому врагу — сыграны молодыми актёрами с настоящим чувством и хорошим мастерством .
На X Международном Каннском кинофестивале , состоявшемся в 1957 году, кинофильму «Сорок первый» была присуждена специальная премия «За оригинальный сценарий, гуманизм и высокую поэтичность» . Экспансивные французы назвали Стриженова « советским Жераром Филипом ».
Следующей удачной ролью актёра стал Афанасий Никитин в совместном советско-индийском фильме « Хождение за три моря » (1958). Затем последовали запоминающиеся работы в фильмах « Капитанская дочка », « Белые ночи », « Оптимистическая трагедия », « Третья молодость », « Неподсуден ».
За актёром прочно закрепилось звание одного из самых романтических героев советского кинематографа. Кинокритик Вита Рамм указывала, что « блондина Олега Стриженова и брюнета Василия Ланового записали в романтики, воплощение советской чувственности и мужественности ». На задней обложке 18-й номера журнала « Советский экран » за 1988 год, где были размещены фото Аллы Ларионовой , Олега Стриженова и Владимира Дружникова , под фото Стриженова читаем: «С Олегом Стриженовым ворвалась на экран романтическая стихия: „Овод“, „Мексиканец“, „Сорок первый“» .
В художественном фильме « Северная повесть » (реж. Е. Н. Андриканис), снятом в 1960 году по одноимённой повести К. Г. Паустовского , Стриженов сыграл роль Павла Бестужева. Автор Ю. Ханютин считает, что роль декабриста Бестужева в исполнении О. Стриженова сыграна им, по мнению автора, удивительно слабо. Автор также пишет « „Холод в сердце“, который у Бестужева был предвестником скорых и безрассудных решений, в этой роли Стриженова становится постоянным качеством актёрской игры » .
По роману советского и российского писателя Э. А. Хруцкого «Четвёртый эшелон» режиссёром Б. А. Григорьевым в 1983 году был снят двухсерийных детективный фильм « Приступить к ликвидации ». Автором сценария был сам писатель. В этой кинокартине Стриженов сыграл полковника милиции Данилова , прототипом которого был полковник И. Д. Скорин . Кинорежиссёр стремился подобрать на роль Данилова актёра, похожего на Скорина, что ему вполне удалось — по словам самого Хруцкого, «главного героя блистательно сыграл Олег Стриженов» . По рассказу Лионеллы Стриженовой:
Иногда мне приходилось Олегу Александровичу объяснять, почему имеет смысл сниматься в той или иной картине. К примеру, он категорически отказывался играть милиционера в картине «Приступить к ликвидации». Удивлялся: «Какой же из меня мент?!» Я ему предложила: «А ты покажи, каким должен быть милиционер». И он действительно своей ролью в этом фильме создал своеобразный эталон человека в погонах. Как-то я пришла по делам в ЦК КПСС , и завотделом культуры мне сказал: «Какая же потрясающая роль у Олега Александровича!» Я всё никак не могла понять, что он имеет в виду. Оказалось, он говорил именно про ту роль милиционера. Так получилось, что в год выхода «Приступить к ликвидации» была учреждена премия МВД. И Олег Стриженов стал первым, кто её получил .
Отец Александр Николаевич Стриженов (1899—1978), полковник, участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Мать Ксения Алексеевна Стриженова (1899—1971), окончила Санкт-Петербургскую Мариинскую женскую гимназию и Смольный институт , работала учительницей в России и в Финляндии.
Брат (от первого брака матери) Борис Александрович Стриженов (1919—1942), лейтенант Красной Армии, лётчик-истребитель, погиб под Сталинградом .
Брат Глеб Стриженов (1925—1985), актёр, заслуженный артист РСФСР (1974).
Первая жена Марианна Стриженова (1924—2004), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1969). Познакомились в 1954 году во время съёмок фильма «Овод». Брак распался в 1968 году. Дочь Наталья Стриженова (1957—2003), актриса . Бывший зять — Николай Михайлович Холошин (род. 1959), актёр ЦДТ и Театра сатиры .
Вторая жена Любовь Стриженова (в девичестве — Лифенцова, по первому мужу — Земляникина, род. 1940), актриса МХТ , народная артистка РФ (1997). Вместе прожили шесть лет. Из-за взаимных претензий и обид развелись. Ушла в монастырь в 2008 году. Сын — Александр Стриженов (род. 1969), актёр, режиссёр, сценарист. Женат на актрисе, телеведущей Екатерине Стриженовой (в девичестве Токмань) (род. 1968).
Третья жена (с 1976) — Лионелла Стриженова (урождённая Скирда, род. 1938), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1991). Ранее была супругой кинорежиссёра , сценариста , народного артиста СССР Ивана Пырьева (1901—1968).
Государственные награды:
Почётные звания:
Ордена и медали:
Другие награды, поощрения и общественное признание:
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Неизвестный параметр
|description=
игнорируется (
справка
)
;
Неизвестный параметр
|subtitle=
игнорируется (
справка
)
|
Этот раздел
не завершён
.
|