Дунс Скот, Иоанн
- 1 year ago
- 0
- 0
Мариан Скот ( лат. Marianus Scotus , ирл. Máel Brigte ; 1028 (1028) — 22 декабря 1082 или 1083 , Майнц ) — германский хронист , монах- бенедиктинец , выходец из Ирландии , автор всемирной «Блистающей хроники» ( лат. Cronica Clara). Его следует отличать от настоятеля бенедиктинского приората Св. Петра в Регенсбурге (англ.) ((ум. 1088), также выходца из Ирландии и автора богословских сочинений .
Скудные биографические сведения о нём можно извлечь лишь из его собственной хроники. Его родным ирландским именем, по-видимому, было Маэл Бригте , означающее «служитель Святой Бригитты », имя же Мариан он принял, вступив в 1052 году в орден бенедиктинцев и постригшись в (англ.) (в Ньютаунардсе в Северной Ирландии (совр. графство Даун , Ольстер ) . Являлся учеником известного ирландского богослова и анналиста (англ.) (, служившего настоятелем в Клонмакнойсе ( Ленстер ) и Роскоммоне ( Коннахт ) .
Около 1056 года, по его собственным словам, он перебрался на континент, первоначально подвизавшись в шотландском монастыре Святого Мартина в Кёльне , за что и получил своё прозвище «Скот» ( лат. Scotus). Два года спустя он отправился в Фульду , затем посетил Падерборн , где посетил могилу ирландца Патерна, погибшего незадолго до этого при городском пожаре , а после отправился в Вюрцбург , где поклонился гробнице Св. Килиана и где в 1059 году рукоположён был в священники.
В 1060 году он возвратился в Фульду, где стал отшельником при гробнице (нем.) ((ум. 1043) в церкви Св. Михаила , но в 1070 году переехал в Майнц по распоряжению своего бывшего настоятеля Зигфрида , ставшего там архиепископом . Поселившись в качестве затворника в капелле Св. Варфоломея монастыря Св. Мартина, оставался там вплоть до самой своей смерти , занимаясь историческими трудами.
Умер 22 декабря 1082 или 1083 года в Майнце , и был похоронен в кафедральном соборе Св. Мартина .
Является автором «Блистающей», или «Правдивой хроники» ( лат. Cronica Clara), чаще называемой просто Chronicon , освещающей мировую историю начиная с сотворения мира до 1082 года . Занимаясь её составлением с 1072 по 1076 год , и дополняя вплоть до самой своей смерти, использовал в качестве основных источников «Церковную историю» Евсевия Кесарийского в латинском переводе Иеронима Стридонского (вторая пол. IV в. н. э.), «Историю против язычников» Павла Орозия (нач. V в.), «Сокращение хроник» Проспера Аквитанского (455), «Историю в трёх частях» Флавия Кассиодора (первая пол. VI в.), «Гетику» Иордана (сер. VI в.), « Этимологии » Исидора Севильского (нач. VII в.), «Церковную историю англов» Беды Достопочтенного (733), « Анналы королевства франков » (829), « Liber Pontificalis », а также сборник канонов и жития римских пап Аббона Флёрийского (нач. XI в.). Основными информаторами о современных ему событиях являлись клирики из окружения Майнцского архиепископа Зигфрида .
В предисловии к своему сочинению отстаивал собственную хронологическую систему, исходившую из того, что дата рождения Иисуса Христа , установленная в VI столетии римским монахом Дионисием Малым , «опаздывает» на двадцать два года, отвергнутую большинством позднейших хронистов . Отправной точкой для его изысканий стали отмеченные ещё Бедой заметные расхождения между библейской хронологией Дионисия и церковно-историческими трудами.
В хронике Мариана Скота содержится первое упоминание о «папессе Иоанне» — легендарном персонаже, который соотносится с эпохой определенного упадка папства в начале X века, когда некоторые женщины из влиятельных аристократических римских семей (вроде семьи римского консула и папского казначея Теофилакта) сажали своих фаворитов на папский престол. Сам же понтификат «папессы» относится, согласно Мариану Скоту, к 855—857 годам.
Подробное и обстоятельное латинское сочинение Скота было очень популярно в Средние века , особенно в Англии , где им охотно пользовались историки и хронисты XII века, в частности Иоанн Вустерский , Вильям Мальмсберийский и Гервасий Кентерберийский , но также и на континенте, где её использовал такой авторитетный автор, как Сигеберт из Жамблу . В начале XIII века её продолжил Додешин, настоятель аббатства Святого Дизебода близ Трира , доведя изложение до 1200 года .
Приписывавшиеся Мариану Скоту церковные труды, в частности, комментарии к Священному Писанию , в реальности принадлежат его вышеназванному тёзке-аббату из Регенсбурга, а упоминаемое в качестве отдельной работы «Согласование евангелий» в действительности является второй книгой его хроники, содержащей хронологические выкладки автора .
Несмотря на широкую известность в Средние века , «Блистающая хроника» Мариана Скота сохранилась лишь в четырёх рукописях , две из которых относятся к XI веку . Из них одна, хранящаяся в Апостольской библиотеке Ватикана (Palat. lat. 830), признаётся некоторыми исследователями автографической , частично созданной самим Мартином, частично переписанной под его диктовку писцом-ирландцем, а другая происходит из монастыря Святого Альбана в Майнце и была привезена в Англию (англ.) ( (англ.) ((ум. 1148), а ныне находится в собрании Коттона Британской библиотеки (Cotton. Nero C.V). Она содержит альтернативное описание событий 1077—1082 годов, а также продолжение за 1083—1087 годы, принадлежащее безвестному херефордскому монаху. Остальные два списка хроники, один из (нем.) (близ Майнца, хранящийся в (нем.) (во Франкфурте-на-Майне (Barth. 140), и другой, из библиотеки Льежского университета (MS 242), датируются соответственно XIV и XV веками .
Впервые хроника была напечатана в 1559 году в Базеле профессором местного университета Иоганном Опорином по поздней франкфуртской рукописи XIV века, содержащей позднейшие вставки, в 1601 году по ней же переиздана во Франкфурте историком (англ.) (, а в 1726-м — в Регенсбурге энциклопедистом и библиотекарем (нем.) ( . Немецкий историк Георг Вайц , подготовивший в 1844 году её критическое издание для пятого тома « Monumenta Germaniae Historica » (Scriptores) использовал более исправный ватиканский манускрипт, но успел опубликовать только третью книгу, допустив при этом множество ошибок. Полное академическое издание хроники отсутствует до сих пор.