Фотоматериалы
- 1 year ago
- 0
- 0
Обраща́емые фотоматериа́лы — светочувствительные материалы ( фотоплёнка , киноплёнка , фотобумага ), позволяющие после лабораторной обработки получать готовое позитивное изображение непосредственно на материале, на который проводилась съёмка, в отличие от негативно-позитивного процесса, требующего печати позитива на другом фотоматериале . В старых советских источниках употребляется термин обратимые фотоматериалы .
Процесс обращения был изобретён практически сразу после появления первых желатиносеребряных фотоматериалов . Позитивное изображение могло быть получено на любом негативном материале, если отложить процесс фиксирования. Восстановленное металлическое серебро при этом отбеливается, а оставшийся в эмульсии галогенид серебра засвечивается и проявляется вторично, образуя оптические плотности в тенях изображения. Технология получила распространение среди кинолюбителей, упрощая и удешевляя производство фильмов, однако наиболее важную роль сыграла в цветной фотографии .
Первым массовым цветным фотопроцессом был автохромный , запатентованный братьями Люмьер в 1907 году и также основанный на обращении чёрно-белых фотопластинок с нанесённым крахмальным цветоделительным растром . Для кинематографа, требующего фотоматериал на гибкой подложке, был разработан вариант автохромного процесса «Дюфайколор» с линейными растрами. До середины 1930-х годов автохром и лентикулярные киноплёнки оставались единственными коммерческими технологиями цветной фотографии, пока не появились многослойные плёнки, первые из которых также были обращаемыми. Первым успеха добился венгерский учёный Бела Гаспар, запатентовавший в 1933 году фотоматериал под торговым названием «Гаспарколор». Цветное позитивное изображение получалось в многослойной плёнке химическим обесцвечиванием азокрасителей , уже добавленных в зонально-чувствительные эмульсионные слои в процессе изготовления . Однако, низкая светочувствительность не позволяла использовать такую плёнку для съёмки, и она оказалась пригодной только для печати фильмокопий с чёрно-белых цветоделённых негативов. В дальнейшем технология получила коммерческий успех в прямопозитивных фотоматериалах типа Ilfochrome . Первая цветная обращаемая плёнка Kodachrome , пригодная для съёмки, была выпущена в 1935 году американской компанией Eastman Kodak . Практически одновременно в Германии появился Agfacolor , также пригодный для получения цветного позитивного изображения непосредственно на фотоматериале, использованном для съёмки.
Agfa, в отличие от Kodachrome с переносом диффундирующих красителей из проявителя, была первым хромогенным фотоматериалом . Она содержала цветообразующие компоненты непосредственно в светочувствительных слоях, что существенно упрощало лабораторную обработку. Благодаря отсутствию стадии промежуточного копирования, обращаемые плёнки были непревзойдённым по качеству источником журнальных иллюстраций вплоть до появления цифровой фотографии в конце 1990-х — начале 2000-х годов. А с развитием массового кинолюбительства в конце 1940-х годов обращаемые киноплёнки заняли своё прочное место в любительских кинокамерах вплоть до их вытеснения видеокамерами .
Обращаемые кино- и фотоплёнки широко применялись до начала 1990-х годов в любительском кинематографе, телевидении и в полиграфии для получения высококачественных цветных фотографий. Также в фотолюбительской практике широкое распространение получило создание слайд-шоу из отдельных слайдов , изготовляемых на обращаемой фотоплёнке. Обращаемые фотобумаги использовались для фотопечати непосредственно с позитива, позволяя сразу же получать позитивное изображение. Из-за сложности лабораторной обработки обращаемые фотобумаги широкого распространения не получили.
Обращаемыми являются некоторые сорта контратипных плёнок, позволяющие получать дубльнегатив непосредственно с оригинального негатива фильма . Такие плёнки сокращают количество промежуточных копий при тиражировании цветных кинокартин, повышая качество изображения, и активно использовались некоторое время в классической «оптической» технологии кинопроизводства . В дальнейшем от них отказались в пользу двухступенчатого контратипирования .
Обращаемые фотоматериалы бывают цветными и чёрно-белыми и позволяют получать изображение более высокого качества, чем в традиционном негативно-позитивном процессе. Особенно это касается цветных плёнок вследствие однократного цветоделения в процессе получения изображения, по сравнению с двукратным в негативе и в позитиве . До появления цифровой фотографии слайды на цветной обращаемой плёнке были единственным источником высококачественного цветного изображения для полиграфии.
Единственный и существенный недостаток обращаемых фотоматериалов — возможность получения слайда или фильма в единственном экземпляре. Получение копий возможно путём последовательной печати промежуточного негатива и дубльпозитива, или на специальной обращаемой плёнке, например ORWOCHROM UD-1 или UD-2 . Для фотоаппаратов выпускались специальные приставки для копирования слайдов, которые включали фокусировочный мех и держатель оригинала с молочным светорассеивателем. Печать копии с обращаемой киноплёнки требовала кинокопировального аппарата и велась через подложку для получения прямого изображения .
Свойство обращаемых киноплёнок сокращать время готовности отснятого материала к просмотру нашло широкое применение на телевидении при съёмке новостных репортажей . Несмотря на бо́льшую продолжительность лабораторной обработки, обращаемые киноплёнки исключали процесс сушки негатива и печати, позволяя сократить время между съёмкой и показом сюжета в эфире телекинопроектором . По этой же причине обращаемая киноплёнка часто использовалась в кинорегистраторах видеосигнала . В практике кинолюбителей применение обращаемой киноплёнки позволяло многократно удешевить получение готового фильма по сравнению с профессиональным кинематографом , требующим для получения позитивного изображения кинокопировальный аппарат и последующую лабораторную обработку позитивной киноплёнки.
В 1990-е годы в связи с широким распространением любительских и профессиональных видеокамер и видеомагнитофонов выпуск обращаемых киноплёнок был существенно сокращён. С появлением цифровой фотографии в начале 2000-х был практически свёрнут выпуск обращаемых фотоплёнок. 22 июня 2009 года Kodak объявил о прекращении выпуска самой известной плёнки Kodachrome, ссылаясь на снижение спроса . В настоящее время обращаемые киноплёнки ограниченно используются при производстве видеоклипов , телерекламы и в малобюджетном независимом кинематографе .
Обращаемые фотоматериалы отличаются от негативных более высоким коэффициентом контрастности , равным 1, по сравнению с 0,65 — 0,8 у негативных материалов. Это вызвано необходимостью передачи диапазона яркостей объекта съёмки без искажений. Позитивные фотоматериалы обладают более высоким коэффициентом контрастности, равным 1,5 — 2, необходимым для получения нормального изображения с относительно малоконтрастного негатива. В отличие от обращаемого процесса, негативно-позитивный обладает бо́льшей фотографической широтой и позволяет исправлять в процессе печати ошибки экспозиции и цветопередачи, допущенные во время съёмки. Изображение, получаемое на обращаемой плёнке, практически не поддается исправлению, поэтому при съёмке требования к точности экспонометрии и измерения цветовой температуры источников освещения многократно возрастают. Ещё одна особенность обращаемых фотоматериалов заключается в более мелкой зернистости по сравнению с негативными плёнками той же светочувствительности .
Практически любой обращаемый фотоматериал можно обработать по негативному процессу , получая негатив. В отличие от негатива, получаемого на негативной плёнке, такой негатив обеспечивает после печати более контрастное и насыщенное изображение со слегка искажёнными цветами вследствие несоответствия фотографических характеристик фотоэмульсии . Такой способ обработки цветной обращаемой плёнки получил название « кросспроцесс » и использовался некоторыми фотографами в качестве художественного приёма. С таким же успехом возможна обработка негативных и позитивных фотоматериалов по обращаемому процессу, однако, получаемое в результате изображение будет иметь непривычный контраст, делающий фильм или слайд непригодными.
Цветные обращаемые плёнки, в отличие от цветных негативных, дают готовое цветное изображение и не допускают цветовой коррекции в процессе печати. Поэтому при профессиональной съёмке на цветную обращаемую плёнку необходимо точное соблюдение цветовой температуры источников освещения, которая должна совпадать с цветовым балансом плёнки. В противном случае для получения качественного изображения необходимо применение конверсионных светофильтров , изменяющих спектральный состав света . Цветные обращаемые плёнки выпускаются для двух основных типов освещения — «дневные» — сбалансированные для цветовой температуры 5600 K и «вечерние» — предназначенные для съёмки при лампах накаливания с цветовой температурой 3200 K . Отечественные плёнки для дневного света в обозначении имели индекс « Д », для ламп накаливания — « Л » или « ЛН ». Западная система обозначений для «вечерних» плёнок предусматривала индекс « T » ( англ. tungsten ), «дневные» никак не обозначались. Цветные негативные плёнки в большинстве случаев сбалансированы для промежуточной цветовой температуры 4500 K вследствие возможности коррекции цвета при печати.
В отличие от цветных негативных киноплёнок, обращаемые не имели никаких масок или окрашивающих слоёв. Подложка всех обращаемых фотоматериалов изготавливалась особо прозрачной, в отличие от негативных плёнок, допускающих использование основы, обладающей оптической плотностью или окрашенной.
В СССР на предприятиях по выпуску фото- и киноматериалов « Свема » (г. Шостка ) и « Тасма » (г. Казань ) выпускались киноплёнки следующих форматов :
Зарубежные производители выпускали аналогичный ассортимент форматов фотокинопленок, и кроме того, листовую обращаемую фотоплёнку размером до 8×10 дюймов для крупноформатных камер . Для изготовления фотоотпечатков со слайдов выпускалась обращаемая фотобумага.
В СССР выпускались различные сорта обращаемой киноплёнки, отличавшиеся по светочувствительности и цветовому балансу . Наиболее известными были любительские чёрно-белые плёнки ОЧ-45 светочувствительностью 45 ед. ГОСТ , ОЧ-90 90 ед. ГОСТ и ОЧ-180 180 ед. ГОСТ. Для телевидения выпускались профессиональные обращаемые киноплёнки ОЧТ-45 , ОЧТ-180 и ОЧТ-В . Для печати дубликатов с позитива, полученного на обращаемой киноплёнке, выпускалась ортохроматическая обращаемая плёнка ОЧТ-Н . За счёт низкой чувствительности в 3 ед. ГОСТ, она имела мелкое зерно и хорошо передавала детали оригинала.
Также выпускались цветные обращаемые плёнки ЦО-22Д , ЦО-32Д и ЦО-65 . Для телевидения выпускались высокочувствительные сорта киноплёнок ЦО-Т-90Л , ЦО-Т-180Л для съёмки при лампах накаливания, а также ЦО-Т-22Д для дневного света . После перехода с 1987 года на ГОСТ 10691-84 чёрно-белая обращаемая фотокиноплёнка стала именоваться ОЧ-50 , ОЧ-100 и ОЧ-200 соответственно , освоен выпуск цветной обращаемой кинофотоплёнки ЦО-50Д .
Большую популярность у советских фотолюбителей имели цветные обращаемые фотоплёнки ORWO CHROM производства ГДР . Наибольшую известность имели сорта UT-18 и UT-23, наиболее массово поставлявшиеся в СССР . Эти плёнки обладали более стабильными характеристиками, чем советские и превосходили их по качеству цветопередачи.
В Чехословакии в 1980-е годы выпускались цветные обращаемые фотокиноплёнки FOMACHROM D-18 и FOMACHROM D-20 светочувствительностью 18 и 20 DIN (64 и 80 ед. ASA соответственно) и наборы для их обработки «FOMACHROM-SET» (фирма Foma ) . Рецептура растворов и режим обработки чехословацких фотокиноплёнок незначительно отличался от советских и немецких .
В профессиональной фотожурналистике и издательском деле применялись импортные цветные обращаемые фотоплёнки западного производства, покупаемые централизованно за валюту и распределявшиеся через издательства . В отличие от фотоматериалов, выпускавшихся в странах советского блока, в таких плёнках использовались защищённые гидрофобные цветообразующие компоненты с DIR-соединениями и качество цветопередачи значительно превосходило советские аналоги, непригодные для профессиональной полиграфии. Приобрести такую плёнку можно было также на чёрном рынке по значительно завышенной цене. Самая известная обращаемая фотоплёнка конца 1980-х — Kodak Ektachrome 64 .
Советским производителям так и не удалось наладить производство цветных фотоматериалов с гидрофобными цветообразующими компонентами, поэтому в 1990-е годы производство советских и восточногерманских цветных обращаемых кинофотоплёнок «ЦО» и «ORWOCHROM» прекращено, их вытеснили более современные плёнки, обрабатываемые по процессу E-6 — фирмы Eastman Kodak и других зарубежных фирм ( Konica , Fujifilm , Agfa , Polaroid ).
Принцип получения позитивного изображения непосредственно на фотоматериале, на который производится съёмка, состоит в первоначальном получении в фотослое негативного изображения, которое затем отбеливается без растворения оставшегося галогенида серебра (фиксирования). Оставшийся галогенид засвечивается и также проявляется, образуя оптические плотности, обратные отбелённому негативному изображению, то есть — позитив. Отличие чёрно-белого обращаемого процесса от цветного состоит в том, что в чёрно-белом оба проявления — и первое, и второе — чёрно-белые. В цветном обращаемом процессе второе проявление — цветное. При первом проявлении цветообразующие компоненты не дают красителей. Проявляется только металлическое серебро, образуя чёрно-белое негативное изображение во всех слоях многослойной плёнки. Красители образуются только при втором — цветном проявлении. После растворения серебра в результате отбеливания, во всех слоях остаются только красители, образуя цветное позитивное изображение, соответствующее по цвету и распределению яркостей объекту съёмки.
Для обработки отечественных обращаемых фотоматериалов и плёнок, выпускавшихся в странах СЭВ , применялась следующая последовательность процессов:
В результате экспонирования в светочувстительном слое, содержащем галогениды серебра, создаётся скрытое изображение
№ | Стадии обработки | Продолжительность, мин. | Температура растворов в ° C |
---|---|---|---|
1 | Первое проявление |
6-12
(указано на упаковке) |
20±0,5 |
2 | Промывка | 10 | 15±5 |
3 | Отбеливание | 7 | 19±1 |
4 | Вторая промывка | 5 | 15±5 |
5 | Осветление | 7 | 19±1 |
6 | Третья промывка | 5 | 15±5 |
7 | Засветка | 1-4 | Облучение фотокиноплёнки светом электрической лампы накаливания |
8 | Второе проявление | 6 | 19±1 |
9 | Четвёртая промывка | 1 | 15±5 |
10 | Фиксирование | 5 | 17±2 |
11 | Окончательная промывка | 20 | 15±5 |
12 | Сушка |
№ | Стадии обработки | Продолжительность, мин. | Температура растворов в ° C |
---|---|---|---|
1 | Чёрно-белое проявление |
7-11
(указано на упаковке) |
25±0,3 |
2 | Промывка | 2 | 15±3 |
3 | Останавливающая ванна | 2-3 | 20±1 |
4 | Вторая промывка | 5 | 15±3 |
5 | Засветка | 2-3 | Облучение фотокиноплёнки светом электрической лампы накаливания |
6 | Цветное проявление |
8-12
(указано на упаковке) |
25±0,3 |
7 | Третья промывка | 20 | 15±3 |
8 | Отбеливание | 5 | 20±1 |
9 | Четвёртая промывка | 5 | 15±3 |
10 | Фиксирование | 5 | 20±1 |
11 | Окончательная промывка | 15 | 15±3 |
12 | Сушка |
№ | Стадии обработки | Продолжительность, мин. | Температура растворов в ° C |
---|---|---|---|
1 | Чёрно-белое проявление | 19 | 20±0,25 |
2 | Промывка | 0,25 | 14-20 |
3 | Останавливающая ванна | 3 | 18-20 |
4 | Вторая промывка | 10 | 14-20 |
5 | Засветка | 3 | Облучение фотокиноплёнки светом электрической лампы накаливания |
6 | Цветное проявление | 14 | 20±0,25 |
7 | Третья промывка | 20 | 14-20 |
8 | Отбеливание | 8 | 18-20 |
9 | Четвёртая промывка | 5 | 14-20 |
10 | Фиксирование | 5 | 18-20 |
11 | Окончательная промывка | 15 | 14-20 |
12 | Сушка |
Как чёрно-белый, так и цветной обращаемые процессы занимали по времени значительно больше негативного и позитивного — как правило, более часа. Они требовали повышенной тщательности соблюдения температурных режимов и длительности каждой стадии. Однако, более высокое качество изображения и исключение процесса печати делали обращаемый процесс во многих случаях предпочтительным. Наибольшей точности для чёрно-белых и цветных плёнок требовал процесс первого проявления, от которого зависит оптическая плотность и цветопередача получаемого позитива. Второе проявление, как правило, влияло на получаемое изображения в значительно меньшей степени, поскольку восстанавливало только оставшееся в слое серебро и образовывало краситель. Описанные процессы применялись для обработки советских и восточногерманских обращаемых фотоматериалов и могли незначительно отличаться от процессов обработки западных плёнок, обрабатываемых по процессу E-6 .
Первый чёрно-белый проявитель в цветном и чёрно-белом процессах, как правило, соответствовал по рецептуре чёрно-белым метол - гидрохиноновым негативным проявителям. Второй чёрно-белый проявитель соответствовал позитивному проявителю для фотобумаги, обеспечивая контрастное мелкозернистое изображение. В качестве отбеливающего вещества при чёрно-белом обращаемом процессе использовался двухромовокислый калий , в отличие от цветного процесса, использовавшего железосинеродистый калий .
Для обработки советских чёрно-белых обращаемых фотокиноплёнок в домашних условиях в розничную продажу поступали наборы химикатов (расфасованные реактивы с инструкцией по растворению).
Для обработки советских цветных обращаемых кинофотоплёнок продавались наборы химикатов «ЦО» и модифицированные наборы «ЦОК», «ЦОК-2». Для обработки цветных обращаемых кинофотоплёнок фирмы ORWO в продажу поступали «фирменные» наборы «Диахром», полностью совместимые с советскими плёнками «ЦО» (и наоборот). В СССР в продаже были наборы венгерского производства, предназначенные для цветных обращаемых фотокиноплёнок «ORWOCHROM» и «ЦО». Не рекомендовалось в одном двухспиральном бачке совместно обрабатывать плёнку «ЦО» и «ORWOCHROM» — продолжительность некоторых стадий немного отличалась.
Первый проявляющий раствор
Отбеливающий раствор
Осветляющий раствор
Второй проявляющий раствор
Фиксирующий раствор
Чёрно-белый проявляющий раствор
Останавливающий раствор
или
Цветной проявляющий раствор
Отбеливающий раствор
Фиксирующий раствор
Чёрно-белый проявляющий раствор
Останавливающий раствор
Цветной проявляющий раствор
Отбеливающий раствор
Фиксирующий раствор