Interested Article - Адарнасе I
- 2020-09-10
- 1
Адарнасе I Багратуниани (Багратиони), он же Артнерсерх I Багратуни ( груз . ადარნასე I, арм. Ատրներսեհ I ) — был дворянином из Картли (современная Грузия ), князём Тайка (780-807) конца VIII века и является родоначальником грузинской царской династии Багратионов , образовавшейся из династии Багратуни .
Биография
Он утвердился в Тао-Кларджети как вассал династии Хосроидов из Картли и, в порядке наследования , приобрел больше земель, подготовив почву для возвышения династии Багратионов — в лице его сына Ашота I куропалата .
Артнерсех, вместе со своим отцом покинули Армению, и следовательно Армянскую Апостольскую Церковь , перешли в Грузинскую Православную Церковь , где он принял крещение под именем Адарнасе, после неудачного восстания против арабов в 775 году .
Важность религиозного фактора в этот период можно оценить благодаря сведениям армянского историка XIV–XV вв. Товма Мецопеци .
Он писал о происхождении грузинских Багратидов :
они были царями после Аршакунидов… после они бежали в Грузинскую землю, и отреклись от истинной веры, и стали халкедонитами. Товма Мецопеци
Современными исследователями, и в, частности, армянским академиком Яковом Амазасповичем Манандяном , было установлено следующее:
Не говоря о Ширакской ветви Багратидов, заслуживает упоминания Кларджская или Артануджская ветвь этого дома. Дядя Ашота IV Мсакера, Васак II, бежавший после восстания 775 года в Кларджетию, основал здесь Артануджское царство. Преемникам его удалось расширить границы своих владений и завладеть Колавером и Ардаганом. Впоследствии, распространяясь на северо-восток по долине реки Куры, они завладели постепенно всей Грузией и здесь они стали основателями новой династии - грузинских Багратидов, они же Багратионы. Яков Амазаспович Манандян, народные восстания в Армении против арабского владычества
Этимология имени
Имя Адарнасе происходит от среднеперсидского Ādurnarsēh , а второй компонент слова ( Нерсеh ) является грузинским заимствованием среднеперсидского имени Narseh , которое в конечном итоге происходит от авестийского nairyō.saŋya- .
Среднеперсидское имя Нарсе также существует в грузинском языке как Нерсэ .
Имя Ādurnarsēh появляется на армянском языке как Atrnerseh ( Артнерсех ) .
Происхождение
Раннесредневековая грузинская летопись « История царя Вахтанга Горгасали » , приписываемая эриставу и историку Джуаншеру Джуаншериани , повествует, что князь ( мтавари ) Адарнасе пришел к грузинскому правителю Арчилу из династии Хосроидов и попросил земли, согласившись, в свою очередь, быть его вассалом . Ему пожалованы даны Шулавери и Артани (современный Ардахан , Турция). Согласно тому же отрывку, Адарнасе был потомком царя-пророка Давида . Однако в действительности армянская знать не имела еврейской крови в своих жилах
Знаменитый и крупнейший армянский историк V века, Мовсес Хоренаци , в своем труде « История Армении » утверждал, что род Багратуни происходят от плененного знатного еврея по имени Шамбат , ставшего сатрапом Армении при персидском царе Артаксерксе I ( V век до н. э. ),
Этот назван Храчеа из-за особенно светлого лика и огненных очей. Говорят, что в его время жил Навуходоносор, царь Вавилона, уведший в плен иудеев. И он, говорят, выпросил у Навуходоносора одного из пленных иудейских вождей, по имени Шамбат, привел его и поселил в нашей стране, с большими почестями. Летописец утверждает, что именно от него происходит род Багратуни, и это правда. Мы потом обстоятельно расскажем, каких усилий стоило нашим царям склонить их к идолопоклонству, или сколькие из них и кто именно поплатились жизнью за богопочитание. Ибо некоторые не заслуживающие доверия люди произвольно, не считаясь с истиной, утверждают, что твой венцевозлагающий род Багратуни происходит от Хайка. По этому поводу скажу: не верь подобным глупостям, ибо в этих словах нет ни следа или признака правды, ни отдаленного намека на нее; они только и бубнят пустые речи и разные нелепицы про Хайка и про подобных ему. Но узнай, что твое имя Смбат, которым Багратуни часто нарекают своих сыновей, это, по-настоящему, на их прежнем, то есть иудейском языке — Шамбат. Мовсес Хоренаци, история Армении
Что по версии историка Рафаэля Матевосяна не является действительностью:
Матевосян считает вероятным, что название рода Багратуни должно было происходить от имени богини Багбарту.
Более того, Р. Матевосян, помимо предположения о возможном существовании династии Багратуни в урартский период, также сослался на рассмотрение происхождения правящей династии Багратуни, излагая известные арменистике точки зрения в хронологической последовательности.
В результате исследования этого историка еврейское происхождение Багратуни полностью отрицается, и Шамбат, как предок Багратуни также считается маловероятным, потому что Багратуни в таком случае назывались бы «Шамбатуни» вместо «Багратуни», по имени прародителя.
Однако данные историографии указывают о существовании рода Багратуни с древнейших времён, и речь идёт именно о коренных жителях Армении. Лингвистический анализ также подтверждает, что имя Багарат скорее всего имеет арийское происхождение: от bhag = бог и arat = обильный, дословно «богообильный».
Любопытно, что и сам князь Багратуни отверг версию Хоренаци .
Армянское происхождение Багратидов утверждается и в сообщении, более древнем, чем Хоренаци, а именно сирийского летописца III-IV вв. н.э. Мар Абас Катины, жителя армянского города Мцурна. Академик С. Еремян заключил из сопоставления этих источников, что Шамбат - герой «Истории» Хоренаци может быть идентифицирован с Багратом Фаразяном у Мара Абаса и что он был современником Трдата I Аршакуни . Он был одним из первых армян - христиан и возглавлял армянских нахараров , нашедших убежище в Мцбине (во время армяно-парфяно-римских войн). Этот же Баграт в качестве венцевозлагателя участвовал в церемонии коронации Трдата . Венцевозлагательство издавна было почетным правом Багратуни . Как отмечалось, родоначальником Багратуни долгое время считался стратег Тиграна II - Баграт (он же Багадат) .
Однако сейчас он должен значиться лишь одним из представителей рода, поскольку известен более «ранний» и бесспорный Багратид - венцевозлагатель Арташеса I (189-160 гг. до н.э.) - Багратид Никефор, сын Ахшахрсартра.
Предки
Отцом Адарнасе являлся Васак Багратуни (ум. между 772 и 775 г.), князь из Армении ( Тарона ).
Предками Адарнасе по материнской линии также являются Гуарамиды , являвшиеся младшей ветвью царской династии из Иберии — Хосроидов , рода, из которого происходил Вахтанг Горгасали .
Адарнасе также являлся прямым потомком по мужской линии аспета (венценалогателя) Смбата I Багратуни , находясь от него в 17-ом поколении .
Семья
Адарнасе был женат на дочери князя Картли из рода Нерсианидов , от которой у него было двое детей.
- Его сын, Ашот , сменил его в Тао-Кларджети и стал первым Багратионом, который стал правящим князем Иберии.
- Согласно Картлис Цховреба , у Адарнасе также была дочь Латаври. Она вышла замуж за Джуаншера , сына того же царя Арчила , от которого Адарнасе получил землю и протекторат.
Мать Джуаншера изначально была против брака, как утверждает летопись , из-за незнания того, что род Багратионов ( по легенде ) являлись потомками библейского царя Израиля, Давида . Этот династический союз позволил Адарнасе и его потомкам еще больше расширить свои владения и закрепить за своим родом права и серьезные претензии на грузино-армянскую территорию.
Территориальные владения Арчила Хосровиани были разделены между тремя наследниками; Джуаншер эристав был одним из них. Когда Джуаншер умер (около 806/807 года), Адарнасе унаследовал третью часть земель Джуаншера через свою дочь, и объединил ее с землями, приобретенными при жизни его зятя, тем самым заложив основу наследственной вотчины грузинских Багратионов в Тао-Кларджети и Джавахети.
Латаври, и ее покойный отец, Адарнасе, были увековечены в грузинской надписи в Кабенском монастыре, близ Ахалгори .
Примечания
- [Cyril Toumanoff «On the Relationship between the Founder of the Empire of Trebizond and the Georgian Queen Thamar», Speculum, Vol. 15, No. 3 (Jul., 1940), pp. 299—312, стр. 303: ].
- [Toumanoff, Cyril, "Armenia and Georgia" Архивная копия от 23 декабря 2021 на Wayback Machine, in The Cambridge Medieval History, Cambridge, 1966, vol. IV, p. 609 ].
- [Robert W. Thomson. Armenian Literary Culture through the Eleventh Century // The Armenian People From Ancient to Modern Times: The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century / Edited by Richard G. Hovannisian. — St. Martin’s Press, 1997. — Vol. I. — P. 214. ].
- ["Грузия и европейские страны: Очерки истории взаимоотношений XIII—XIX века"В 3 т, Том 2 стр 827 ].
- . ru.rodovid.org . Дата обращения: 2 августа 2023.
- . ru.rodovid.org . Дата обращения: 2 августа 2023.
- . ru.rodovid.org . Дата обращения: 10 августа 2023.
Литература
- Chkeidze, Thea (2001). "GEORGIA v. LINGUISTIC CONTACTS WITH IRANIAN LANGUAGES". Encyclopaedia Iranica, Vol. X, Fasc. 5. pp. 486–490.
- Rapp, Stephen H., Jr (2014). The Sasanian World through Georgian Eyes: Caucasia and the Iranian Commonwealth in Late Antique Georgian Literature. Routledge. p. 335. ISBN 978-1472425522 .
- Thomson, Robert W. (1996), Rewriting Caucasian History, p. 248. Oxford University Press, ISBN 0-19-826373-2
- Rapp, Stephen H. (2003), Studies in Medieval Georgian Historiography: Early Texts And Eurasian Contexts, p. 233. Peeters Publishers , ISBN 90-429-1318-5
- Toumanoff, Cyril (1963). Studies in Christian Caucasian History, p. 345. Georgetown University Press.
- (in French) Aleksidzé, Zaza & Mahé, Jean-Pierre (2001), Le Nouveau Manuscrit Géorgien Sinaïtique N SIN 50, pp. 37-38. Peeters Publishers , ISBN 90-429-0981-1
- Toumanoff (1963), p. 353
- (in Russian) Меписашвили Р. С., Цинцадзе В. Г., Архитектура нагорной части исторической провинции Грузии - Шида-Картли, с. 20. Тб., 1975
Литература
- Яков Амазаспович Манандян , народные восстания в Армении против арабского владычества
- 2020-09-10
- 1