Interested Article - Растр (полиграфия)

Растр точечная структура полутонового изображения , предназначенного для полиграфического воспроизведения методом автотипии .

Растрирование полутоновых изображений позволяет воспроизводить его при помощи технологий, не способных создавать плавные тональные переходы, например цинкографии или офсетной печати . Эти точки, сливаясь на расстоянии, создают ощущение плавных тональных или цветовых переходов. Различают регулярный растр и стохастический. При использовании способа глубокой печати растр выполняет иную функцию — служит опорой для ракеля , удаляющего краску с пробельных элементов .

Регулярный растр

светлые участки
тёмные участки

Основной признак регулярных растров — это периодическая структура . Как правило применяются растры, точки которых находятся в узлах квадратной сетки — чем темнее изображение, тем больше размер точки. В тёмных участках практически весь участок становится залитым, и в центрах ячеек квадратной сетки появляются дырки. Полутона формируются изменением размеров растровой точки. Таким образом, регулярный растр можно называть амплитудно-модулированным. Три основных характеристики точек регулярного растра — угол поворота растра, форма точки и линиатура. Главным недостатком регулярных растров является возникновение муара .

Угол поворота растра

Растры для цветоделения с углами растрирования 90°, 105° и 165°.

растра — это набор углов , под которыми располагаются друг к другу линии из точек растра.

Для получения многокрасочных иллюстраций оригинал сначала разлагают на цветоделённые изображения для четырёх основных красок ( CMYK ) печатного синтеза: голубой, пурпурной, жёлтой и чёрной, а затем на отдельные печатающие элементы. Каждое цветоделённое изображение растрируют со своим углом поворота.

Муар

Для чёрно-белой печати, как правило, используется угол в 45°. В традиционной технологии репродуцирования цветоделённые изображения для трёх хроматических красок ( RGB ) развёрнуты друг к другу на 30°. Для цветной печати в системе CMYK характерны следующие углы поворота растра: для краски cyan используется поворот в 15° или 105°, для краски magenta — 75° или 15°, для краски yellow — 0° или 90°, для краски black — 45° или 135°.

Такие углы выбраны не случайно. При ненадлежащей ориентации растровых структур при печати почти гарантированно возникнет искажение — муар . Причиной возникновение видимой муаровой сетки является периодическая структура цветоделённых изображений. Однако муар, возникающий из-за взаимодействия растровой структуры с периодической структурой самого изображения, невозможно полностью исключить как помеху для зрительного восприятия репродукции . Несмотря на оптимальные углы поворота, уменьшающие муар, на цветных участках равномерного тона всё же возникают розетки. Образование розеточной структуры зависит также и от позиционирования цветоделённых изображений относительно друг друга. Колебания приводки краски в печатном процессе могут приводить к изменению формы розеток.

Также верно и то, что чем выше линиатура растра , тем менее заметной становится структура муара (например, линиатура 60 лин/см [ уточнить ] ) [ источник не указан 733 дня ] . Для оригиналов с чётко выраженной собственной структурой (ткань, узор) возможно появление объектного муара , который практически невозможно устранить. Высоколиниатурные растры (до 150 лин/см [ уточнить ] ) хотя и позволяют уменьшить эффект муара, но не всегда могут его предотвратить [ источник не указан 733 дня ] .

Форма точки

Форма точки влияет на окончательное восприятие изображения. Как правило, точки имеют круглую форму, однако используются и точки других форм, например, эллиптические, ромбовидные или даже квадратные

Линиатура

Линиатура (линеатура) растра является одной из основных характеристик печати, характеризует период сетки и обозначает количество линий растра на единицу длины изображения (физически — частоту пространственной структуры растра). Чаще всего линиатура измеряется в линиях на дюйм — lpi; измеряется также в линиях на сантиметр. Характеристики совпадают с характеристиками одномерной дифракционной решётки ; L = 1/p, где р — период структуры растра. Чем выше линиатура, тем более мелкие детали можно воспроизвести, однако существуют физические ограничения на линиатуру.

Ограничением на возможность использования растров с высокими линиатурами является тот факт, что из-за различных явлений краска способна растекаться ( растискивание ) и, таким образом, невозможно воспроизвести очень маленькую точку. Для недорогой бумаги физическое ограничение — 100 лин/см, хотя на практике при печати применяются меньшие линиатуры из-за того, что при использовании растров высокой линиатуры результат становится сильно чувствительным к параметрам печати.

Для газетной печати, как правило, используется линиатура в 85—133 lpi; для цветных журналов, рекламных брошюр и каталогов продукции — 133—175 lpi; для печати на бумаге высочайшего качества — 200 lpi .

Для растров с нерегулярной структурой понятие линиатуры вводится условно [ как? ] .

Стохастический растр

Стохастический (нерегулярный) растр в корне отличается от описанного выше регулярного растра. Изображение формируется из хаотичным образом разбросанных точек одного размера. Растр можно называть частотно-модулированным. Муаровая картина на стохастических растрах значительно менее контрастна сравнительно с муаром на регулярных растрах (вследствие малого диаметра растровых элементов), из-за чего долгое время не удавалось обнаружить муарообразование на нерегулярных растрах. Понятия «линиатура» и «форма точки» в стохастике не имеют смысла (хотя понятия линиатуры и квазипериода условно вводятся и для нерегулярных растров). К недостаткам стохастического растра можно отнести чувствительность процесса к качеству изготовления форм и сложность печати.

См. также

Примечания

  1. (недоступная ссылка — )
  2. (недоступная ссылка — )
  3. Донни О'Куин. . — Вильямс, 2001. — P. 265. — ISBN 9785845901170 .

Ссылки

  • (недоступная ссылка — )
Источник —

Same as Растр (полиграфия)