Правительство Берлускони (четвёртое)
- 1 year ago
- 0
- 0
Концепция четвёртого измерения в изобразительном искусстве оказала значительное влияние на развитие живописи начиная с первой половины XX века .
Экспериментами по использованию новых визуальных средств занялись многие известные художники. Роль перспективы снизилась; например, кубисты ( Пикассо , Метценже и другие) в своих картинах часто изображали людей и предметы одновременно в различных ракурсах, тем самым как бы добавляя им измерения (см., например, картину « Авиньонские девицы »). В изобразительном искусстве появились такие модернистские (иногда называемые авангардистскими) направления, как сюрреализм , футуризм , абстракционизм и другие .
Гийом Аполлинер в 1913 году писал .:
Сегодня учёные больше не ограничивают себя тремя измерениями Евклида. И художники, что совершенно естественно (хотя кто-то и скажет, что только благодаря интуиции), привлекли новые возможности пространственных измерений, что на языке современных студий стало называться четвёртым измерением. Существуя в сознании образом пластики предмета, четвёртое измерение зарождается благодаря трём известным измерениям: оно представляет собой необъятность пространства во всех направлениях в каждый данный момент. Это само пространство, само измерение бесконечности; четвёртое измерение одаряет предметы пластичностью.
Для создания своих полотен Пикассо глубоко изучил книгу Эспри Жуфре ( Esprit Jouffret ) «Элементарный трактат по геометрии четырёх измерений» (1903, в ней подробно описаны гиперкубы , другие сложные многогранники и их двумерные проекции), а также работы Анри Пуанкаре .
Макс Вебер , один из ранних кубистов, написал статью под названием «В четвёртом измерении с точки зрения пластики», в ней Вебер заявляет, « в пластике, я считаю, существует четвёртое измерение, которое может быть описано как осознание громадного, всеподавляющего ощущения пространства во всех направлениях одновременно, и оно приходит в мир с помощью трёх обычных измерений » .
Поиском новых средств занимался сюрреалист Марсель Дюшан , хорошо знакомый с многомерной математикой и методами её визуализации . Среди наиболее характерных образцов его творчества — картины « Обнажённая на лестнице, № 2 » и «Большое стекло». Аналогичные мотивы прослеживаются у футуристов , супрематистов (работы Малевича этого периода напоминают плоские сечения объектов из высших измерений) и сюрреалистов.
Русский художник Михаил Матюшин с середины 1910-х годов развивал идею « расширенного смотрения », возникшую под влиянием теории четвёртого измерения математика-теософа Петра Успенского . Вместе со своими учениками Матюшин организовал группу « Зорвед » (от «вЗОР» и «ВЕДать»). Помимо духовного аспекта, теория «расширенного смотрения» включала в себя идею объединения сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30—60 градусов) зрения для обогащения впечатлений и знаний о натуре.
В 1936 году в Париже был опубликован «Манифест димензионистов» (от лат. dimensio , размерность), который подписали многие всемирно известные художники, в том числе Ханс Арп , Франсис Пикабиа , Василий Кандинский , Робер Делоне и Марсель Дюшан. Позднее к нему присоединились Ласло Мохой-Надь , Жоан Миро , Давид Какабадзе , Александр Колдер и Бен Николсон .
В 1953 году сюрреалист Сальвадор Дали провозгласил намерение создать «Великую метафизическую картину», его нашумевшее « Распятие, или Гиперкубическое тело » было завершено в следующем году, Картина изображает Иисуса Христа на развёртке гиперкуба ( тессеракта ). В Метрополитен-музее искусств эта картина характеризуется как « символ духовной победы Христа над телесными ранами » . У Сальвадора Дали есть также картина «В поисках четвёртого измерения» .
Некоторые из работ Пита Мондриана и его практика « неопластицизма », вероятно, уходит корнями в его представление утопической Вселенной, с перпендикулярами, уходящими в иное измерение .