Interested Article - Софиология

Софиоло́гия ( др.-греч. Σοφία — « Премудрость, Высшая Мудрость » и др.-греч. λόγος — « учение, наука »; в работах критиков этого учения также именуется Софианством ) — синкретическое религиозно-философское учение, включающее философскую теорию «положительного всеединства», понимание искусства в духе мистической «свободной теургии», преображающей мир на путях к его духовному совершенству, концепция художественного выражения «вечных идей» и мистическое узрение Софии как космического творческого принципа. Была изложена и развита русскими философами XIX XX века : Владимиром Соловьёвым , Сергием Булгаковым , Павлом Флоренским , Львом Карсавиным и другими .

Исторические корни

Софиология уходит корнями в гностическое учение , зародившееся в Александрии в I веке. Подспорьем зарождению учения стала философская концепция Платона о материи как мертвом хаосе, произведенном неким творческим началом [ источник не указан 3062 дня ] . Определение Софии как творческого начала космоса (проявленного мира, материи) ссылается на книгу « Притчи Соломона » в Ветхом Завете . Здесь София именуется Премудростью (Притч 1:20-33), и описывается в виде благодетельного начала, обличающего невежество. В Новом Завете Премудрость фигурирует в Евангелии от Иоанна , и упоминается как Утешитель, Дух Святой (Ин 14:26).

В XIV XVII вв. идею Софии развивают христианские мистики : Генрих Сузо , Якоб Бёме , Эммануил Сведенборг , Пордедж и др. В их произведениях София выступает не как абстрактное начало, но как самостоятельная личность. Яков Бёме, родоначальник всей западноевропейской софиологии, интерпретирует Софию как «Вечную Девственность», «Деву Премудрости Божией». В мировой поэзии впервые заговорил о вечной женственности Данте ; за ним Петрарка , Новалис , Шелли , Гёте ; в России — Пушкин («Бедный рыцарь»), Лермонтов , Блок , Вячеслав Иванов .

Софиологию на русскую религиозно-философскую почву привнёс Владимир Соловьёв . Он опирался как на библейские , так и на гностические тексты , на мистический опыт визионеров, на богослужебную и художественную практику православия и на собственные софийные видения и поэтические интуиции. В частности, он считал именно софийный аспект религиозного чувства русского народа наиболее самобытным в русском средневековом христианстве . Основы софиологии были изложены Соловьёвым в работе «Начала вселенской религии». Своё дальнейшее развитие софиология получила в работах отца Павла Флоренского. Русская софиология представлялась ему разновидностью немецкого идеализма , своеобразным гностицизмом и вообще незаконным использованием философии для выражения христианских догматов. К числу видных изыскателей русской софиологии можно отнести и отца Сергия Булгакова , Николая Бердяева , Андрея Белого .

Софиология имеет некоторые явные параллели с антропософией , и даже ряд заимствованных из неё идей. Софиология предполагает постижение бытия как объективной духовной реальности, развитие духовного начала в человеке, позволяющего ему проникать в пределы непроявленного мира.

Современное воззрение

В отношении нашего времени софиологическая концепция, по мнению Николая Бердяева , является не совсем пригодной, поскольку учение совершенно не рассматривает свободу и творческую активность человека. Бердяев говорит, что софиологии следует быть связанной с проблемой антропологической, и опирается на учение Бёме .

Философская теория Владимира Соловьёва так и осталась невоплощенной, поскольку автор в итоге отказался от развития концепта Софии в прикладном аспекте. Однако современная софиология, сформированная как философская мысль на основании работ русских софиологов, основала фундамент учения в виде трех основных идей: Софии, всеединства и совершенного человечества (сверхчеловечества). Современная софиология имеет тенденцию смещения в гнозис , в котором она находит фундаментальные структуры для культурно-этического основания своих теорий. По мнению современных исследователей софиологии на данный момент имеется необходимость сделать Софию самостоятельной и центральной фигурой в бытийной драме .

Примечательно и то, что на сегодняшний день мы имеем достаточно большое творческое наследие поэтов, художников, философов серебряного века. В основном на их творчестве сказалась именно идея Владимира Соловьёва, ярко выраженной основой которой можно считать мысль о духовной эволюции человечества.

Идея положительного всеединства

Владимир Соловьёв высказывает в своих философских рассуждениях идею положительного всеединства в жизни, знании и творчестве. Он пытается показать относительную истину всех начал и вскрыть ложь, происходящую от их обособленности. Всеединство, ещё не осуществленное в действительности, определяется по необходимости косвенным, отрицательным путем. Как верховный принцип, оно должно управлять нравственной деятельностью, теоретическим познанием и художественным творчеством человека,— отсюда разделение на этику, гносеологию и эстетику. «Великий синтез», о котором мечтает Соловьёв, должен преобразить жизнь, реформировать общество, возродить человечество; поэтому в его системе этика занимает первое место. Основание своей концепции Соловьёв выражает в обращении к Софии: "Велика истина и превозмогает! Всеединая премудрость божественная может сказать всем ложным началам, которые суть все её порождения, но в раздоре стали врагами её, — она может сказать им с уверенностью: «идите прямо путями вашими, доколе не увидите пропасть перед собою; тогда отречетесь от раздора своего и все вернетесь обогащенные опытом и сознанием в общее вам отечество, где для каждого из вас есть престол и венец, и места довольно для всех, ибо в дому Отца Моего обителей много» .

Идея совершенного человечества

Владимир Соловьёв верил в человечество как реальное существо. С этим связана самая интимная сторона его религиозной философии, его учение о Софии. София есть прежде всего для него идеальное, совершенное человечество. Человечество есть центр бытия мира. И София есть душа мира. София, душа мира, человечество есть двойное по своей природе: божественное и тварное. Нет резкого разделения между естественным и сверхъестественным, как в католической теологии , в томизме . Человечество укоренено в Божьем мире. И каждый отдельный человек укоренен в универсальном, небесном человеке, в Адаме Кадмоне каббалы .

Человек является выражением падшей Софии, но одновременно София остается тем же первородным началом для человека. Таким образом, через сознательное усилие воплощения в себе высшего творческого начала, человек способен преобразоваться, как бы уподобиться божественному. Развитие данной концепции подразумевает воплощение Софии во всем человечестве, к чему должен привести процесс духовной эволюции индивида.

Религиозный концепт софиологии

В начале XX века Николай Бердяев обозначает софиологию в качестве религиозно-философского учения с основными критериями и базисными понятиями, в центре которых стоит София , но полагает вероятность разностороннего рассмотрения самого предмета учения. В связи с этим Бердяев предлагает понимание софиологии как философии свободного духа. В одноимённой работе он приводит суждение о возможности более полного развития философии в религиозный концепт, именуемый софианством. Он характеризует его как попытку преодоления церковного позитивизма, и определяет его как «одно из выражений христианского платонизма, внедрение в церковное сознание платоновского мира идей, платоновского учения о мировой душе, платоновского реализма, в противоположность номиналистическому вырождению христианства».

Осуждение софиологии Церковью

Несмотря на статус священнослужителей Церкви некоторых из вышеозначенных мыслителей, софиология не принималась церковью как признанный раздел православного богословия :

Учение протоиерея Сергия Булгакова было осуждено Указом Московской Патриархии от 7 сентября 1935 года за № 1651. Указ был подписан Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) , митрополитом Ленинградским Алексием (Симанским) , митрополит Казанским Серафимом (Александровым) , митрополитом Ярославским и Даниловским Павлом (Борисовским) , митрополитом Ивановским Павлом (Гальковским) , епископом Мелекесским Артемоном (Евстратовым) , архиепископ Орловский Александром (Щукиным) , епископом Калужским Августином (Беляевым) , епископ Рыбинский Варлаамом (Пикаловым) , епископом Ульяновским Владимиром (Горьковским) , архиепископом Харьковским Иннокентием (Летяевым) и управляющим делами Московской Патриархии протоиереем Александром Лебедевым . В указе говорится, что «оно нередко изменяет догматы православной веры», и рекомендуется всем верным чадам Церкви отвергать это учение, «опасное для духовной жизни».

Сергий Булгаков попытался опровергнуть эти обвинения. В октябре он передает подробную докладную записку митрополиту Евлогию. Она заключается словами: «Как могу я отречься от своих ошибок, если мне их не объясняют?».

30 октября 1935 года независимо от Московской Патриархии Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви осудил софиологию как ересь .

27 декабря 1935 года, митрополит Сергий счел это дело настолько важным, чтобы лично подписать новый указ № 2267, вновь осуждающий «понимание Булгаковым догмата о двух природах и о единой ипостаси Господа Иисуса Христа». Местоблюститель Патриаршего Престола считает нужным добавить, в память о прежних схватках, что Булгаков «как чистый интеллигент <…> свысока судит о церковном предании» .

Опровержению софиологии несколько работ посвятил святитель Серафим (Соболев) . По словам диакона Андрея Кураева: «Идеи софиологии оказались той дверью, через которую в христианскую философию проникают оккультно-космические построения» .

См. также

Примечания

  1. Д. А. Крылов. от 16 января 2020 на Wayback Machine // Вестник РХГА. 2007. — № 1.
  2. Н. О. Лосский от 1 декабря 2010 на Wayback Machine
  3. . Дата обращения: 16 ноября 2010. 2 ноября 2010 года.
  4. . Дата обращения: 16 ноября 2010. 20 ноября 2010 года.
  5. . Дата обращения: 16 ноября 2010. 2 ноября 2010 года.
  6. . Дата обращения: 16 ноября 2010. 16 июня 2010 года.
  7. . Дата обращения: 2 октября 2021. 2 октября 2021 года.
  8. . Дата обращения: 30 августа 2015. 4 марта 2016 года.
  9. . Дата обращения: 15 августа 2016. 22 декабря 2016 года.
  10. . Дата обращения: 5 февраля 2016. 16 сентября 2018 года.
  11. . Дата обращения: 25 января 2018. 16 августа 2016 года.

Литература

  • // О старом и новом. — СПб.: Алетейя, 2000. — C. 141—168
  • // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — 2-е изд., испр. и допол.— М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
  • Софиология протоиерея Сергия Булгакова. — Москва: ПСТГУ, 2010. — 459 с. — ISBN 978-5-7429-0557-8 .
  • Софиология и неопатристический синтез. Богословские итоги философского развития (сборник статей). ПСТГУ , 2013. — 294 с. — ISBN 978-5-7429-0816-6
  • Петрова Л. А. // Христианское чтение . — 2020. — № 3. — С. 78-86.

Ссылки на статьи

Источник —

Same as Софиология