Мирмекийский клад (2003)
- 1 year ago
- 0
- 0
Амударьи́нский клад ( узб . Amudaryo xazinasi; перс. گنجینه آمودریا ; тадж. Ганҷинаи Омударё ; англ. Oxus Treasure , букв. сокро́вища О́кса ) — коллекция из 170 золотых и серебряных артефактов времён Ахеменидов , найденная в 1877 г. в городище Тахти-Сангин на берегу реки Амударья (древний Окс), в Бухарском эмирате (современный Таджикистан ) . В основном экспонируется в Британском музее (отдельные экспонаты — в музее Виктории и Альберта ). Содержит 1300 монет, сосуды, статуэтки, браслеты, медальоны, плакетки, великолепные геммы .
Точное место находки клада не известно, но предполагается, что он был найден между 1876 и 1880 гг. у истока Амударьи , в древнем городище Тахти Сангин (современный Таджикистан , историческая область Бактрия ). Вероятно, происхождение клада связано с храмом бога этой реки, который там находился. Предположительно в 1877 г. его купил караван купцов . По дороге из Кабула в Пешавар купцов захватили в плен бандиты, которые растащили клад. Вызволил из плена купцов политический представитель Британской империи в Афганистане — капитан Френсис Чарльз Бертон, который позже помог им вернуть и сам клад. В знак благодарности они продали ему один из двух парных браслетов. Далее купцы направились в Равалпинди , чтобы продать там оставшуюся часть клада.
Большинство предметов из клада было распродано на базарах Британской Индии (в современном Пакистане). Артефакты смог отследить и собрать воедино английский антиквар , завещавший своё собрание Британскому музею в 1897 году. Он нарёк клад по древнегреческому названию реки Аму-Дарья — Окс ( лат. «Oxus» , которое через др.-греч. «Ὄξος» восходит к др.-перс. «vaxšu-» ) . В настоящее время все предметы находятся в Лондоне, в музее Виктории и Альберта (меньшая часть) и в Британском музее , где коллекция выставлена с июня 2007 года в зале 52 .
Клад состоит из миниатюрных моделей повозок с лошадьми, статуэток людей и животных, браслетов, колец, монет, кувшинов, подвесок и личных вещей. Это наиболее известное собрание золотых и серебряных вещей эпохи Ахеменидов . Предметы из клада легли в основу изучения золота Ахеменидов. В них можно проследить традиции персидского и греко-бактрийское искусства, а также скифского «звериного стиля» .
Браслеты с головами грифонов являются типичными для придворного стиля Ахеменидского Ирана V—IV вв. до н. э. Браслеты похожей формы можно увидеть на рельефах Персеполя среди предметов, которые посылались в качестве дани . Ксенофонт писал, что браслеты, которые носили на предплечьях, были дарами персидскому двору.
Отдельную группу среди предметов Амударьинского клада составляют около пятидесяти тонких золотых пластин. Размер пластин от 3 до 20 см. На большинстве пластин находятся изображения контуров человеческих фигур. Некоторые фигуры грубо выполнены, что предполагает их местное происхождение или то, что пластины были выполнены непрофессиональным ювелиром. Клад содержал и большое количество золотых и серебряных монет, в частности, монеты Андрагора , личность которого до сих пор является предметом оживлённой научной дискуссии.
В 2007 году президент Таджикистана Эмомали Рахмон во время посещения городище Тахти Сангин призвал ученых принять необходимые меры для возвращения в республику предметов из Амударьинского клада . Однако дирекция Британского музея опровергла поступление официального запроса от таджикского правительства относительно возвращения экспонатов.
В 2011 году посол Таджикистана в Великобритании Эркин Касымов заявил, что к 20-летию независимости страны таджикское посольство провело переговоры с администрацией Британского музея о передаче копий наиболее ценных экспонатов Амударьинского клада таджикскому музею. Результатом переговоров стало решение музея изготовить копии пяти экспонатов и преподнести их в дар Таджикистану в честь 20-летия независимости страны.
Как сообщили в Министерстве иностранных дел Таджикистана в марте 2013 года, глава британского музея передал таджикскому послу 6 артефактов из клада новому таджикскому национальному музею. В октябре 2014 года во время визита в Душанбе Джон Симпсон, заведующий отделом восточных экспонатов Британского музея, касаясь темы возвращении экспонатов, сказал:
Наш музей хранит сокровища Окса с конца XIX века. На протяжении этих лет коллекция была продемонстрирована миллионам посетителей, как в самой Британии, так и во многих странах мира. Что касается Таджикистана, то представители вашей страны не обращались официально к Британии по вопросу возвращения сокровищ Окса. Вместе с тем отмечу, что сокровища Окса являются одним из значимых экспонатов Британского музея, и мы не можем продать или передать эту коллекцию другим странам