Тёрнер, Кэтлин
- 1 year ago
- 0
- 0
Джордж Кэ́тлин ( англ. George Catlin ; 26 июля 1796 , Уилкс-Барре — 23 декабря 1872 , Джерси-Сити ) — американский путешественник, этнограф и живописец, специализировавшийся на портретах индейцев .
Родился 26 июля 1796 года в Уилкс-Барре , Пенсильвания , в семье преуспевающего фермера, ветерана Войны за независимость , в которой был пятым из 14 детей. Задолго до рождения Джорджа, во время Вайомингской резни (1778), его мать Полли в возрасте восьми лет была похищена и взята в заложницы индейцами вместе с его бабушкой. Ещё в раннем детстве, познакомившись с рассказами местных поселенцев, охотников, трапперов и пионеров , он заинтересовался жизнью коренных североамериканских племён .
С 17 лет изучал юриспруденцию в школе Личфилда ( Коннектикут ), так как этого хотели его родители, и в 1819 году был принят в местную коллегию адвокатов , однако спустя два года оставил юридическую карьеру. С 1823 года изучал искусство в Филадельфии , занявшись портретной живописью. После встречи там в 1824 году с делегацией 15 вождей племён с западной границы, сосредоточился исключительно на портретах индейцев .
Первыми известными его работами стали зарисовки с натуры, сделанные вдоль побережья канала Эри в штате Нью-Йорк . Литографии с некоторых из них были опубликованы в иллюстрированной книге мемуаров видного политика и сенатора , изданной в 1825 году комитетом Городского совета Нью-Йорка и представленной мэру города на праздновании завершения строительства нью-йоркских каналов, которая содержит наиболее ранние изображения города Буффало . В 1828 году познакомился в Олбани , штат Нью-Йорк , с Кларой Бартлетт Грегори, дочерью торговца, от которой имел четырёх детей.
Изучая жизнь индейских племён, с 1830 по 1836 год совершил пять путешествий по американскому Западу, посетив в общей сложности 48 племён . Операционной базой для них стал Сент-Луис , а первым транспортным средством — принадлежавший Американской меховой компании пароход «Йеллоустоун» . В первой экспедиции 1830 года он сопровождал губернатора Территории Миссури Уильяма Кларка в дипломатической поездке в форт Кроуфорд,а затем в индейские земли вверх по реке Миссисипи . Два года спустя он поднялся вверх по реке Миссури на расстояние более 3000 км (1900 миль) до торгового поста Форт-Юнион, где сегодня находится граница Северной Дакоты и Монтаны , где провёл несколько недель среди ещё практически незнакомых с европейской культурой коренных народов, включая пауни , омаха , понка , манданов , сауков , хидатсов , шайеннов , кроу , ассинибойнов и черноногих .
Во время более поздних путешествий по рекам Арканзас , Ред-Ривер и Миссисипи, а также посещений Флориды и области Великих озёр нарисовал ещё более 500 картин и собрал значительную коллекцию артефактов . Так, весной 1833 года добрался до форта Ларами, штат Вайоминг , а затем до Большого Солёного озера , штат Юта . После возвращения в Сент-Луис провёл зиму в Пенсаколе , штат Флорида , а затем перебрался в Новый Орлеан . Весной 1834 года покинул Новый Орлеан и отправился в форт Гибсон на индейской территории, где писал портреты индейцев чероки , чокто , маскоги , осейджей и др. 19 июня отправился на Южные равнины с отрядом драгун во главе с Генри Ливенвортом и Генри Доджем, побывав в землях команчей и уичита . Заболев лихорадкой, осенью 1834 года вернулся в Сент-Луис. В 1835–1836 годах Кэтлин делал зарисовки среди индейцев в Миннесоте и Висконсине .
Сохранилось множество сделанных им портретов коренных американцев и зарисовок из их жизни и быта, в массе своей этнографически и антропологически точных. Опубликовал ряд книг об индейской культуре, стремясь доказать обществу, что индейцы — отнюдь не примитивные дикари, каковыми их тогда считали . В марте 1833 года с коллекцией его работ, сделанных в ходе первой экспедиции по Миссури, познакомились члены естественнонаучной и этнографической экспедиции немецкого принца Максимилиана Вид-Нойвида , посетившие загородное поместье майора О’Фаллона близ Сент-Луиса, в частности, швейцарский художник Карл Бодмер , создавший позже немало собственных портретов и картин на индейскую тему.
В 1836 году в США состоялась первая выставка Кэтлина, где он представил около 500 работ, однако большого общественного резонанса она не вызвала . Вернувшись в 1838 году на восток из очередной поездки, Кэтлин создал из своих картин и коллекции индейских предметов собственную галерею и начал читать публичные лекции, основанные на личных воспоминаниях о жизни среди индейцев. Вместе со своей выставкой он посетил такие города, как Питтсбург , Цинциннати и Нью-Йорк . Свои картины Кэтлин экспонировал «салонным стилем»: рядами и одну над другой. Каждая картина индентифицировалась посетителями по номеру на раме, указанному в каталоге. По завершении гастролей своей «Индийской галереи» Кэтлин в течение всей своей жизни безуспешно пытался продать своё собрание правительству США, но поскольку его выставки не привлекли достаточного количества посетителей, а картины плохо расходились, Конгресс постоянно отклонял его ходатайства.
Из-за невозможности донести своё видение индейской культуры до американского общества, в 1839 году Кэтлин переехал с семьёй сначала в Англию , а затем в Париж , где его супруга и один из сыновей умерли от болезни; оставшихся детей забрали к себе родственники жены. В Европе Кэтлин сумел привлечь к своим коллекциям общественный интерес, организовав их выставки в Лондоне , Лувре и Брюсселе . Французский критик Шарль Бодлер выразился о его картинах так: «Он воскресил гордые и свободные характеры этих вождей, их благородство и мужество».
В 1852 году Кэтлин обанкротился и был вынужден продать значительную часть своего собрания, насчитывавшего к тому времени 607 картин. Часть из них была приобретена в качестве гарантии выплаты долгов промышленником из Филадельфии Джозефом Харрисоном. С 1852 по 1857 год Кэтлин путешествовал по Южной и Центральной Америке , а также посещал Дикий Запад , добравшись до Аляски .
Последние 15 лет своей жизни испытывавший проблемы со здоровьем, почти оглохший Кэтлин провёл, пытаясь воссоздать свою коллекцию, и восстановил более 400 картин. В 1870 году он вернулся в США, где его творчество по-прежнему не пользовалось спросом. В начале 1872 года он перебрался в Вашингтон по приглашению учёного-физика Джозефа Генри , первого секретаря Смитсоновского института . Вплоть до своей смерти в Джерси-Сити , штат Нью-Джерси , он работал в студии Смитсоновского института «Замок».
Кэтлин умер непризнанным 23 декабря 1872 года , и был похоронен на кладбище Грин-Вуд в Бруклине , Нью-Йорк. В 1879 году вдова Харрисона подарила Смитсоновскому институту оригинальную «Индейскую галерею» Кэтлина из более чем 500 работ, а также собрание связанных с ними артефактов.
Почти полный сохранившийся набор оригинальной «Индейской галереи» Кэтлина, созданной в 1830-х годах, сегодня является частью коллекции Смитсоновского музея американского искусства . Собранные им артефакты находятся в коллекциях отдела антропологии Национального музея естественной истории Смитсоновского института. Около 700 эскизов хранятся в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. Некоторые артефакты из собраний Катлина находятся в коллекциях Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета , Библиотеке Хантингтона в Сан-Марино , Калифорния , где также хранятся 239 иллюстраций, изображающие индейцев Северной и Южной Америки, а также другие иллюстративные и рукописные материалы художника.
Джордж Кэтлин — автор книги «Обычаи, традиции и положение североамериканских индейцев» ( англ. Illustrations of the manners, customs and condition of the North American Indians ), проиллюстрированной примерно 300 гравюрами и опубликованной в Лондоне в 1841 и 1876 годах. В 1844 году он издал «Портфолио североамериканских индейцев Кэтлина» с 25 охотничьими сценами из жизни Запада. В 1848 году вышли его «Записки о восьми годах жизни и путешествий по Европе» ( англ. Notes of eight years travels and residence in Europe ), в 1857 году в Филадельфии — «Письма и заметки об обычаях, традициях и положении североамериканских индейцев» ( англ. Letters and Notes on the Manners, Customs and Conditions of North American Indians ), в 1861 году в Лондоне — «Жизнь среди индейцев. Книга для юношества» ( англ. Life among the Indians: a book for youth ), а в 1868 году там же — «Последние путешествия к индейцам Скалистых гор и Анд» ( англ. Last rambles amongst Indians, Rocky Mountains and Andes ).
В XX столетии, с развитием исторической науки, этнографии и искусства фотографии , точность некоторых зарисовок и наблюдений Кэтлина была поставлена под сомнение. Так, он утверждал, что являлся первым белым человеком, увидевшим в 1836 году Пайпстопскую каменоломню в Миннесоте , возле водораздела между реками Миссисипи и Миссури, камень из которой издавна использовался индейцами для изготовления трубок мира . Выяснилось, что он выдумал различные детали этих мест, не подтверждённые позднейшими наблюдателями. Также стало известно, что до него в каменоломне побывали многие исследователи, в частности французские путешественники второй половины XVII века Пьер-Эспри Радиссон и Медар де Грозейе, их современник миссионер Луи Энпен , барон де Лахонтан и др. Также каменоломня отмечена под 1805 годом в журнале экспедиции Льюиса и Кларка , а в 1831 году её посетил торговец мехом .
Определённый скепсис в научно-медицинских кругах вызвала и его теория о вреде дыхания через рот , изложенная в опубликованной в 1862 году книге «Дыхание жизни» ( англ. The Breath of Life ), получившей в повторном издании название «Прикрой свой рот и спаси свою жизнь» ( англ. Shut Your Mouth and Save Your Life ). В ней художник, опираясь на свой опыт путешествий по Дикому Западу , изложил свои наблюдения касательно образа жизни коренных американцев, якобы не приветствовавших ротовое дыхание как «вредоносное» и предпочитавших ему дыхание через нос . Обратив внимание, в частности, на крепкие и ровные зубы индейцев, Кэтлин пришёл к ошибочному выводу, что главной причиной этому являлось предпочтение ими носового дыхания, способного «предотвращать болезни». Увидев в индейских селениях, как матери постоянно прикрывали своим младенцам рты, вынуждая их дышать носом, он утверждал, что «в обществе не найдётся человека, который нашёл бы лучший способ укрепить своё здоровье и получить удовольствие, нежели как держа свой язык за зубами…»
В честь Кэтлина назван катлинит — священный для индейцев Великих Равнин минерал, из которого как минимум с XVII века было принято изготавливать трубки мира .