Чубань (племя)
- 1 year ago
- 0
- 0
Отта́ва (также одава; фр. Outaouais , англ. Ottawa и Odawa ) — индейское племя, относящееся к алгонкинской языковой семье. Наряду с оджибве и потаватоми входящее в так называемый « Совет трёх огней » ( англ. Council of Three Fires ). Говорят на диалекте оджибвейского языка . Также распространены английский и французский .
Название происходит от алгонкинского слова « ǎdāwe », что означает «торговать», «торговцы» , так как этому племени принадлежала ведущая роль в межплеменной торговле в районе Великих озёр , помимо того они оставались основными торговыми партнёрами французов на протяжении практически всего периода французской колонизации Северной Америки . Существует также версия о переводе названия « оттава » как « хранители огня » по аналогии с названием потаватоми ( англ. Pottawatomi ) в основе которого также есть сочетание «оттава».
Самоназвание — нишнаабе ( диалектная форма от общего оджибвейского самоназвания « анишинабе »), что означает « настоящие люди ». Иногда встречаются названия, данные оттава другими племенами: андатоват ( гуроны ), удавак ( пенобскот ), икиа-йата (гуроны), ваганха — «заики» ( ирокезы ), ватававинини — «люди камышей» ( абенаки ) .
Устная традиция народов трёх огней (бывших когда-то единым народом) говорит, что первоначально они расселялись возле океана . На рубеже XIV - XV вв . наступает малый ледниковый период , что очевидно и стало причиной их миграции на запад и юго-запад. Часть осела на восточном побережье озера Гурон и в особенности на острове Манитулин , который ныне воспринимается как историческая родина племени. К 1500 году племя распространилось также на северное побережье озера Гурон, вплоть до среднего течения Оттавы , а к моменту появления французов ареал распространения достиг устья реки. К тому моменту их численность достигала примерно 8 тысяч человек (большая часть была сосредоточена на острове Манитулин ).
Оттава были одними из первых племён, с которыми установили контакт французы, и одними из первых, с кем они завязали торговые отношения. Однако роль торговых посредников была обусловлена не столько близостью к французским владениям . Основной причиной являлось удобное место проживания племени, позволявшее контролировать важнейшие водные пути региона . В начале 1630-х годов французы , столкнувшись с ирокезами , претендующими на роль основных торговых партнёров, начали продавать индейцам-оттава и гуронам огнестрельное оружие , которое они впоследствии также начали распространять среди своих союзников: оджибве , потаватоми , монтанье и других. По мере истребления пушной дичи на своих землях оттава начинают использовать это оружие для своей экспансии. В результате серии походов были оттеснены многие племена Мичигана . В результате войны оттава с маскутенами последние были практически полностью уничтожены, и впоследствии племя вымерло. Также под натиском алгонкинов Онтарио было вынуждено мигрировать племя шайеннов , проживавшее ранее на территории штата Висконсин .
Столь интенсивные военная экспансия оттава стала причиной негативного отношения к ним со стороны других племён региона. Так, например, представители оттава, посланные в 1633 году к виннебаго (с которыми они доселе не враждовали) для установления торговых отношений, были попросту убиты . Также это впоследствии становилось причиной серьёзных противоречий в рамках , неоднократно собиравшегося французами против ирокезов. Позднее, однако, индейцы-оттава сами стали жертвами экспансии. Под натиском ирокезов многие вынуждены были мигрировать из региона Великих озёр , а часть осталась практически изолированной на острове Манитулин . И даже после заключения Монреальского мира оттава так и не смогли восстановить позиций, что было связано прежде всего с упадком канадской меховой торговли как таковой и с расширением непосредственно французского контроля над ней. Серьёзным ударом для оттава стало основание Гудзонской компании , которое привело к потере контактов с племенем кри , главными поставщиками меха посредникам-оттава. Однако они по прежнему оставались основными союзниками французов во всех конфликтах на территории Северной Америки ( Войны фоксов , восстание дакота против французов, война королевы Анны , война короля Георга и других). Успешные действия оттава-оджибвейских отрядов против восставших в 1751 году племён помогли воссоздать распавшийся было , выступивший позднее на стороне французов в начавшейся франко-индейской войне .
После изгнания французов из Канады именно вождь из племени оттава — Понтиак — стал инициатором восстания против англичан . Ставшие монопольными хозяевами региона, англичане отказались от традиционных подарков вождям и подняли цены на свои товары, чем вызвали недовольство не только среди традиционных французских союзников, но и среди ирокезов (и их вассалов), многие из которых поддержали восстание. Но, несмотря на важную роль оттава в восстании, основной действующей силой были племена долины Огайо , Кентукки и другие, на чьи территории претендовали поселенцы . И хотя многие воины-оттава оставались верны вождю, даже когда большая часть союзников его оставила, в конце концов Понтиак был убит своим же сородичем . Позднее индейцы-оттава выступали уже в качестве союзников англичан против американцев под предводительством (до 1795 года ) и Текумсе (до 1813 года ).
Положение, в котором находятся оттава по сей день, начало складываться в первой половине XIX века . Оттава, оставшиеся на территории США , стали постепенно вытесняться со своих земель. Несмотря на сопротивление, в 1860-х годах большая часть оттава Огайо и часть оттава Мичигана были перемещены на территории резерваций в Канзасе и Оклахоме . В дальнейшем проводилась политика постоянных переселений с уменьшением территорий резервации . Последняя была в 14 860 акров и располагалась в Оклахоме. Там же они живут и по сей день.
Канадские оттава, разделение с которыми началось ещё задолго до проведения границы между США и Канадой , вследствие расширения родственных и культурных связей последних с оджибве , а также бо́льшей вовлечённостью оттава Мичигана и Огайо в местные события и сохранения их культурной и этнической идентичности, оказались в лучшем положении. Резервации в Канаде стали создаваться позднее, чем в США, но и там оттава не избежали участи своих американских собратьев. Обременённые множеством договоров, они также вынуждены были уступить бóльшую часть своих земель колонистам.
Однако в отличие от большинства индейцев, согнанных в резервации, индейцам-оттава изредка удавалось выигрывать иски против нарушаемых договоров, хотя часто решения суда саботировались местными властями. Организация самоуправления, необходимая для признания за оттава статуса нации , который в свою очередь необходим для признания договоров недействительными, долгое время встречает сопротивление со стороны властей. Всего на данный момент имеется 24 договора , заключённых в своё время между американцами и оттава.
По типу культуры оттава, как и оджибвеи , относятся к индейцам Субарктики и северо-востока Северной Америки . Они были земледельцами, насколько позволял суровый северный климат и, несмотря на небольшое значение земледелия в их жизни, это также накладывало отпечаток на их культуру (порядок сезонных работ, праздники и т. п.). Большую роль в жизни оттава играла берёзовая кора , служившая основным материалом для постройки вигвамов — традиционных жилищ оттава, а также для постройки каноэ , бывших незаменимыми при их торговой специализации. Занимались обработкой кож , вязанием ковров , созданием небольших ремесленных поделок (в чём были весьма искусны) и препаратов традиционной медицины .
Система верований представляла собой форму тотемизма (слово тотем происходит из оджибвейского языка ), во главе которой стоял Великий Дух — высший создатель. Стихии контролировали меньшие духи, которые также являлись покровителями и вершителями справедливости, помогая достойным людям и наказывая недостойных . В мифологии существовала фигура легендарного героя ( ), научившего людей всему необходимому в жизни. Сохраняются также традиционные обряды (танец бубна) . Ранее была широко распространена практика вытягивания мочек ушей путём подвешивания на них тяжёлых серёг.
Существовало объединение знахарей и шаманов — , во время своего расцвета имевшего очень большую власть. В общество принимались и мужчины, и женщины. Обучение состояло из восьми ступеней, после прохождения которых знахарь мог разбираться в лекарственных травах, лечить болезни и даже проводить сложные хирургические операции . Общество вело записи на берёзовой коре. С прибытием французов, которые стали бороться с традиционными культами, было сожжено несколько ценных свитков. Общество стало тайным. У оттава, как и у оджибве, существовали ловцы снов , однако были менее распространены.
Занимались ручным подсечно-огневым земледелием , выращивали маис , бобы , тыкву , подсолнечник и др. Однако земледелие не было основным источником питания. Предпочтение отдавалось дикому рису , произраставшему в больших количествах на озёрах региона, который собирали на каноэ . Другим видом собирательства являлся традиционный для тех мест сбор кленового сока . После окончания сельскохозяйственных работ индейцы собирались в большие группы для охоты на общих охотничьих угодьях. Охота и рыболовство в любое время оставалось (и до сих пор остаётся) важнейшим способом добычи пропитания. На данный момент оттава также занимаются плетением корзин на продажу и другими традиционными ремёслами, а также работают по найму .
В целом социальная организация такая же, как и у оджибве — поселения небольшие, по 300—400 человек, которые могли разбиваться на небольшие группы на время охотничьего сезона . Эти поселения могли обладать довольно большой политической независимостью. Общие же племенные собрания проводились очень редко и только по очень важным причинам . Однако, в отличие от оджибве, в основе рода оттава лежала матрилинейная группа, она не исключала и патрилинейного родства , однако она оставалась господствующей даже в XVIII веке . Это позволило предположить, что матриархальные отношения как стадия предшествовали патриархату других племён алгонкинов и что оттава выделились из единого народа аннишинабе , когда он находился на данной стадии развития социально-экономических отношений . Клановая система была очень развитой и разветвлённой, между разными кланами существовало своеобразное разделение труда .