Interested Article - Детские «вызывания»
- 2021-02-01
- 1
Детские «вызыва́ния» , вызыва́лки — « вызывания духов » детьми, часть детского фольклора , представляющие собой нечто среднее между магией , ядро которой они составляют, и игрой . :308 В отличие от остальной детской магии, в данном случае предполагается непосредственный контакт с потусторонним миром . :309 «Вызывания» проводятся с целью получения каких-либо благ или для развлечения. :308 Ими занимаются как городские, так и сельские дети в возрасте 8—12 лет, чаще девочки, обычно в компаниях, но иногда и в одиночку. :309
История исследований
В СССР фольклорный материал по детским «вызываниям» начал собираться с начала 1980-х годов. :15, 20 :65 Первое упоминание о «вызываниях» сделано в статьях М. В. Осориной (1983) и Т. В. Зуевой (1985). В работах М. Д. Мухлынина (1990) и А. Л. Топоркова (1992, 1998) был проанализирован один из персонажей — :17 :65 . В 2002 году появились исследования детской магии М. П. Чередниковой , М. Ю. Новицкой и И. Н. Райковой.
История, персонажи, связь со «страшилками»
«Вызывания» были известны в советской детской культуре минимум с 1940-х годов («вызывания» Пушкина и Чёрных рук :309 ). Широко распространились они в конце 1960-х — начале 1970-х годов. . В XXI веке фиксируется постепенное исчезновение традиции «вызываний», как и многих других элементов детской субкультуры, на которые у детей больше не остаётся времени.
Среди вызываемых существ соседствуют персонажи, имеющие реальных прототипов, персонажи народной демонологии и сказочных художественных произведений :17 :69 и непосредственно созданные детской фантазией :69 — это является признаком сохранения мифологического мышления у ребёнка :69 . У русскоязычных детей среди персонажей упоминаются , чёрт (ик), Матный гном или Матерщинный король :69 , покойник :315 , гномики (например, Шоколадный :69 или Мармеладный ), домовой , Золушка , Русалочка , Красная Шапочка , Карлсон , Дуремар :69 , Арлекин :327 , Белоснежка :70 , фея :311 , Баба Яга :17 , Золотая рыбка , Сладкоежка :334 , Жвачная корова, Белая карета :69 , Чёрные руки :309 , Бабка-Матка, лунные и стеклянные человечки , ёжик :70 , ангел :68 , чёрный и белый драконы :315 , а также духи :66-68 , обычно исторических деятелей и деятелей культуры ( Екатерина II , Наполеон , Пушкин , Лермонтов , Гоголь , Есенин , Ленин , Сталин :68 , Цой , во второй половине 1990-х также Влад Листьев ), иногда духи умерших родственников :68 .
О «вызываниях» узнают от старших детей или от сверстников. :66 Этот вид фольклора приходит у взрослеющих детей на смену « страшилкам » :66 , в то же время, когда первые сменяются пародиями на себя :309 . «Вызывания», как и «страшилки» предполагают веру в соседство видимого мира с невидимым, населённым сверхъестественными существами. :66 Впрочем, вера эта относительна, дети «как бы верят и не верят» одновременно. :66-67 В отличие от «страшилок», «вызывания» предполагают управляемый, а не стихийный, контакт с потусторонним; сверхъестественная сила оказывается объектом, подчинённым магии ребёнка. :66, 69, 73 :309 Кроме того, в «вызываниях» слово и действие неотделимы друг от друга. :314
Тексты о «вызываниях» представлены такими, с точки зрения фольклористики, разными жанрами как инструкции по их проведению и мифологизированные рассказы о них, обычно о том, что произошло при нарушении ритуала. Последние могут идти как вместе с инструкциями, тесно переплетаясь с ними, так и отдельно от них, наряду со «страшилками», которыми они, по сути, и являются. :312-314 Можно также отметить, что данные тексты могут передаваться как детьми участвовавшими в «вызываниях», так и не участвовавшими. :312-313
Атмосфера
Местом проведения «вызываний» являются такие «страшные места» :17 :69 :309 как тёмный тамбур, тёмный подъезд, туалет, тёмный коридор (в доме гостиничного типа ), тёмная комната :20 :69 :309 (особенно в детских лагерях :20 :72 ), шкаф; в сельской местности дети собираются на кладбищах и в заброшенных домах :309 . Ребёнок идёт туда сознательно для переживания мистического опыта :69 , « экзистенциального ужаса» :310 . Если вызывание проводится в одиночку, то обычно в постели под одеялом. :20 В качестве оптимального времени вызывания указывается «опасное», пограничное время суток: поздний вечер :310 , полночь :20 :310 , реже — полдень .
Дети могут испытывать страх перед «вызываниями» или во время ритуала. :66-68, 72 :310 Во многом этому способствует особая атмосфера мистичности и всеобщего напряжения, создаваемая во время «вызывания» :27 :68, 72 , во многом напоминающая гипнотический сеанс :27 и способная вызвать зрительные галлюцинации :27 . В более младшем возрасте страх часто приводит к срыву и прерыванию процесса. :68 :310 Иногда ритуал заканчиваются каким-то внезапным событием, приводящим к всеобщему испугу и даже крику, например, блюдечко вылетает из круга, появляется таинственный свет :68 , отблеск в зеркале, скрип двери, чей-то вскрик. Общий страх, по сути, и является главным доказательством реальности происходящего. :72
Ритуалы
«Вызывания» проводятся с целью так или иначе «зафиксировать» появление в нашем мире сверхъестественного существа. В случае с домовым и некоторыми другими персонажами говорится обычно о проверке , так как домовой находится в доме постоянно, а магия направлена на выявление его присутствия. :324 Часто «вызывания» также совмещаются с гаданиями , для детей эти понятия могут быть синонимами. :67 :311 Действия при этом близки традиционным гаданиям :16 :70 , в том числе святочным гаданиям на суженого :70 :317 . Но здесь не обязательно есть непосредственная связь, обычаи могли возникнуть самостоятельно, на основе психологических причин. :70 :322 Медиаторами между мирами при «вызываниях» выступают вода, зеркало, пламя свечи, нитка или волос, нарисованная лестница или дверь, обращение к существу по имени. :314
Распространены ритуалы с зеркалом (вызывание Пиковой дамы, Золушки :70 и гномика ): на нём рисуется лестница, символизирующая связь с ирреальным миром :70 :319 ; в случае с Золушкой, на её ступеньке лежит туфелька :70 , в случае с Пиковой дамой она выходит из домика :72 :317 ; появление персонажа символизирует пятно света, «спускающееся» по лестнице :70 , рябь зеркала :73 .
В некоторых обрядах рисование производится на бумаге. При вызывании гномика на листе рисуется дорога, символизирующая расстояние между мирами, и рядом с ней всё увеличивающиеся предметы, которые должны понравиться персонажу: бассейн, шкаф с одеждой, пенёк с пирожком, стол с едой :70-72 ; здесь можно вспомнить оживающие рисунки из «страшилок», но в данном случае, «волшебство» осуществляется самим ребёнком :71 .
Жвачного короля вызывают так: положить две подушки на кровать, сесть на них, взять острый предмет и накрыться одеялом, воззвать к Жвачному королю «раз двадцать»; в случае успеха должны появиться разноцветные звёздочки и тогда нужно проткнуть розовое, зелёное или голубое пятно, после чего можно загадывать желания. :74 Другой способ: вызвать его из зеркала, а когда он появится и начнёт бегать по стенам и потолку, то поймать его и одну жвачку, иначе всё исчезнет.
«Вызывание» может производиться через «кормление-задабривание». :70 В качестве кушанья могут выступать шоколад, конфета, хлеб :70 , сахар :70 , апельсин, молоко или даже нарисованная на листе бумаги еда для Белоснежки :70 , Русалочки , Шоколадного и Матерщинного гномов :70 :322 ; Золотую Рыбку угощают рыбой и водой . Еда оставляется на ночь, например, подвешенной на нитке между двумя стульями. Посещение существом определяется по следам зубов на еде, по её исчезновению или отпечаткам башмачков. :70 В таком случае, можно загадывать желание. Тут можно говорить о том, что вызываемые персонажи напоминают самих детей-сладкоежек. :70 :322 Для вызывания Белоснежки, Русалочки, Золушки на ночь оставляют стакан с водой и расчёску в укромном месте: если вода будет «отпита» или на расчёске появится волос, значит приходила Русалочка. :70 Стакан с водой используется и для «проверки» домового и покойника, первого также проверяют по ставшему грязным за ночь полотенцу или по зачёркнутой надписи «Домовой» на бумаге. :324-325 Хлебом, водой и солью выманивали дети коми домового или двойника человека ( орта ) в игре «Гӧбӧч айка ». Возможно, что данный тип «вызываний» уходит корнями к ритуалам перенесения домового в новый дом и его «кормлению-задабриванию». :325
Многие способы «вызывания» по сути являются спиритическими сеансами . :67 Иногда они попадают в детскую среду из увлечений взрослых или из художественных произведений. :68 Например, на листке бумаги чертится круг с цифрами, с буквами и со словами «да» и «нет», в центр круга ставится блюдце со стрелкой или втыкается иголка с ниткой, иногда в пупок нарисованного чёртика, за которую кто-то держит вертикально. :67 :311 В блюдце может напускаться кровь. Дети, которых должно быть много, сидят вокруг и держатся кончиками пальцев краёв блюдца. Они трижды взывают : «… приди!» или «… появись!» :68 или спрашивают существо, здесь ли оно :311 . О присутствии сверхъестественного говорят колебания свечи, движение иголки или блюдца. :68 Можно также взяться мизинцами за мизинцы соседей, сделав таким образом круг, закрыть глаза (открывать нельзя, что трудно в данных условиях для ребёнка), и вызвать существо. :68-69 В сельской местности духа могут призывать прийти через печную трубу. В случае проявления существа, дети начинают задавать ему вопросы. Когда сеанс закончен, нужно убедиться, что персонаж ушёл и иголка больше не двигается. :311
Мифическая опасность
Некоторые из вызываемых персонажей воспринимаются преимущественно как зловещие (Пиковая дама), другие как добрые (гномики) или безобидные (Дуремар). :69 Можно отметить, что несмотря на доминирующий положительный образ в детских художественных произведениях таких персонажей как Золушка, Русалочка, Белоснежка, фея, домовой в детской мифологии они часто предстают угрожающими :311, 315, 325 , так русалка может выйти из крана и зарезать ножом всех домочадцев :325 .
Детьми считается, что вызываемые существа при неправильном проведении ритуала :21 :73 :315 могут быть опасны и теоретически даже привести к гибели :66, 73 : например, если не положить хлеба при вызывании чёрта, он может зарезать, съесть или убить другим способом :73 ; Пиковая дама может задушить :21 :73 , утащить под зеркало :73 или ударить по лицу :21 . Также зловредные персонажи могут увести с собой, ослепить :315 , не отпускать домой :313 . При этом при правильном выполнении ритуала эти же персонажи выполняют желания. :315
В некоторых случаях, для безопасности вызывающих или место «вызывания» очерчивается мелом или огарком свечи, или в стену втыкается иголка или булавка, или волосы убираются под платок, или между участниками протягивается чёрная нить. Для прекращения «вызывания», чтобы мистические силы исчезли и не навредили, задувают свечу, переворачивают :73 , накрывают тряпкой или разбивают :317 зеркало, стирают нижние ступеньки лестницы :73 или весь рисунок, включают свет :74 , также можно « зачураться » или сказать «… сгинь!» :314
Функция
Целью «вызываний» может быть получение ответов на различные вопросы о собственном будущем (о замужестве, детях, поступлении на учёбу и др.). :22 :68 Интересен случай, когда бабушка попросила детей узнать у вызываемого Цоя, сколько ей осталось жить. Хотя часто, цель вызывания становится вторичной самому процессу, а задаваемые вопросы выглядят наивно, например, какой Пушкин любит стих или как он справил свой день рождения. :68 Вообще же, главной функцией «вызываний» является подтверждение существования окутанного тайной сверхъестественного, вызывающего большой интерес у детей :17 :73 :313-315 , ощущение страха :22 :313, 315 и удовольствия от его преодоления :308-309 , пограничного состояния , испытание силы воли и быстроты реакции :74 :326 , иногда удовольствие от возможности «контролировать» некую неведомую силу :73 :309, 315 . В ряде случаев целью вызывания становится воображаемое осуществление мечты :74 :315 , как при вызывании Жвачного короля, Шоколадного и Мармеладного гномиков, при правильном проведении ритуалов одаривающих детей своими именными сладостями :74 . В некоторых случаях вызванный персонаж может стать и « воображаемым другом ». :75 Матерщинного гномика вызывают с целью послушать «его» ругательства :322 , тем самым приобщившись к запретной, но привлекательной области мира взрослых :323-324 .
«Вызывания» могут переходить в игру :75 :315 , а рассказы о них — в розыгрыш. Весельем сопровождается появление Короля жвачки, который кидается в детей обувью (нужно терпеть, чтобы загадать желание) :75 , или Матного гномика, который бегает по комнате и смешно матерится :75 :324 . В процессе исчезновения веры в силу «вызываний» любые из них могут переходить в игру. :75 :315 С играми «вызывания» сближают запреты на смех, на разговоры, на движение. Некоторые из участников группы детей могут сознательно создавать комическую ситуацию. :76 Неудачный опыт «вызываний» постепенно приводит детей к сомнениям в их действенности. :75 :312 К 13—14 годам подростки говорят о «вызываниях» со снисхождением. :21 :76 :315 Интерес к ним, отчасти ностальгический, возникает снова уже в молодёжной среде, когда студенты вызывают и домового :76 и проводят спиритические сеансы :326 .
См. также
- Кровавая Мэри и Ханако-сан — английская и японская вызываемые персонажи.
В художественных произведениях
Детские «вызывания» стали основой для ряда художественных произведений, например, серии «Южного Парка» « Ад на земле 2006 » или российского фильма ужасов « Пиковая дама: Чёрный обряд » (2015).
Примечания
- ↑ Чередникова М. П. Детские «вызывания» (между магией и игрой) // «Голос детства из дальней дали…» (Игра, магия, миф в детской культуре) / Сост., науч. ред., прим., библ. указатель В. Ф. Шевченко. — М. : Лабиринт, 2002. — С. 65—76. — 224 с. — (Разыскания в области филологии, истории и традиционной культуры: Школа В. Я. Проппа). — 3000 экз. — ISBN 5-87604-012-6 .
- . Фольклорный архив Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского (1 февраля 2002). Дата обращения: 5 августа 2016. 1 апреля 2014 года.
- ↑ Урванцева Н. Г. // Евгений Владимирович Гиппиус: К 100-летию со дня рождения: мат. Всерос. науч. конф. 1 — 3 ноября 2003 г. / Петрозаводск. гос. консерватория им. А. К. Глазунова; отв. ред. Т. В. Краснопольская. — Петрозаводск, 2003. — С. 55—57.
- ↑ Мутина А. С. Вызывания // / Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН . — Ижевск, 2005. — С. 308—336. — 592 с. — ISBN 5-7691-1682-X . 19 августа 2016 года.
- ↑ Топорков А. Л. Пиковая дама в детском фольклоре // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А. Ф. Белоусов. — М. : Ладомир, АСТ, 1998. — С. 15—36. — 752 с. — (Русская потаенная литература). — 10 000 экз. — ISBN 5-15-001157-6 , ISBN 5-86218-316-7 .
- ↑ Ильина Т. С., Топорков А. Л. // / Отв. ред. С. Ю. Неклюдов . — М. : РГГУ , 2009. — С. 6—7. — 136 с. — (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 57). — ISBN 978-5-7281-1079-8 . 5 марта 2016 года.
- Михеева Е. В. // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 3 . — С. 141 . — ISSN . 20 августа 2016 года.
- ↑ Кулешов Е. В. . Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика . Ruthenia.ru. Дата обращения: 6 августа 2016. 23 февраля 2002 года.
Литература
- на русском языке
- Баснина А. П. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 2 (19-2) . — С. 95—101 . — ISSN .
- Баснина А. П. // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2012. — № 4—3 (52) . — С. 54—57 . — ISSN .
- Зуева Т. В. Категория чудесного в современном повествовательном фольклоре детей // Интерпретация художественных произведений: Межвуз. сб. науч. тр. / МГПИ им. В. И. Ленина ; отв. ред. В. П. Кирдан. — М. , 1985. — С. 131—148.
- Мутина А. С. Вызывания // / Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН . — Ижевск, 2005. — С. 308—336. — 592 с. — ISBN 5-7691-1682-X .
- Мухлынин М. А. Пиковая дама в русском фольклоре/ М. А. Мухлынин // Мир детства и традиционная культура: Мат. III чтений, посвящ. памяти Г. С. Виноградова (Виноградовские чтения) / Всерос. науч.-метод. центр народ. творчества и культурно-просветительной работы им. Н. К. Крупской, Совет по играм НИИ общ. проблем воспитания АПН СССР, Науч. Совет по фольклору АН СССР; сост. В. М. Григорьев, М. А. Мухлынин. — М. , 1990. — С. 65—68.
- Новицкая М. Ю., Райкова И. Н. Детский фольклор и мир детства // Детский фольклор / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. М. Ю. Новицкой и И. Н. Райковой. — М. , 2002. — С. 3—27. — (Библиотека русского фольклора, том 13). — ISBN 5-2680-0784-X .
- Осорина М. В. Детский фольклор: зачем он нужен // Знание — сила . — 1983. — № 4 . — С. 28—31 .
-
Соловьёва А. А.
//
Живая старина
. — 2005. —
№ 2
. —
С. 51—53
. —
ISSN
.
- Соловьёва А. А. Детские «вызывания» в Пудожском районе // Полевые исследования студентов РГГУ: Этнология. Фольклористика. Лингвистика. Вып. 1 / Российский гос. гуманитарный ун-т, Учеб. упр., Отд. произв. практики; [отв. ред. Д. П. Бак ]. — М. : Российский гос. гуманитарный ун-т, 2006. — С. 57—63. — ISBN 5-7281-0995-0 .
- Топорков А. Л. Пиковая дама в детском фольклоре начала 1980-х гг. // Школьный быт и фольклор: учебный материал по русскому фольклору: В 2 ч. Ч. 2: Девичья культура / Таллин. педагог. ин-т им. Э. Вильде; Сост. А. Ф. Белоусов. — Таллинн, 1992. — С. 3—23.
- Топорков А. Л. Пиковая дама в детском фольклоре // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А. Ф. Белоусов. — М. : Ладомир, АСТ, 1998. — С. 15—55. — 752 с. — (Русская потаенная литература). — 10 000 экз. — ISBN 5-15-001157-6 , ISBN 5-86218-316-7 .
- Запорожец В. В. «Александр Сергеевич Пушкин, выйди к нам…» // Живая старина . — 1999. — № 4 . — С. 23 . — ISSN .
- Хренова Н. С. Детские рассказы о вызываниях (по материалам г. Омска) // Народная культура Сибири: научные поиски молодых исследователей: [Науч. -практич. конф.] (25—27 октября 2001 г., Омск) / Отв. ред. Т. Г. Леонова. — Омск: Изд-во ОмГПУ , 2001. — С. 182—186. — 233 с. — ISBN 5-8268-0537-4 .
- Урванцева Н. Г. // Евгений Владимирович Гиппиус: К 100-летию со дня рождения: мат. Всерос. науч. конф. 1—3 ноября 2003 г. / Петрозаводск. гос. консерватория им. А. К. Глазунова; отв. ред. Т. В. Краснопольская. — Петрозаводск, 2003. — С. 55—57.
- Урванцева Н. Г. Зеркало в детских игровых «вызываниях»: «свое» и «чужое» // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера: мат. 5-й международ. науч. конф. / Отв. ред. В. М. Пивоев. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ , 2005. — С. 110—113.
- Урванцева Н. Г. Архетип зеркала в детской игровой магии (на материале детского фольклора г. Кондопоги) // Кондопожский край в истории Карелии и России: мат. IV краевед. чтений, посвящ. памяти А. И. Шошина (23––24 марта 2005 г.) / ПетрГУ, Исследовательский центр «Русский Север»; Школа практического краеведения; сост. А. М. Пашков. — Петрозаводск—Кондопога, 2005. — С. 197—209.
- Чередникова М. П. Детские «вызывания» (между магией и игрой) // «Голос детства из дальней дали…» (Игра, магия, миф в детской культуре) / Сост., науч. ред., прим., библ. указатель В. Ф. Шевченко. — М. : Лабиринт, 2002. — С. 65—76. — 224 с. — (Разыскания в области филологии, истории и традиционной культуры: Школа В. Я. Проппа). — 3000 экз. — ISBN 5-87604-012-6 .
- на других языках
- Буйських Ю. // Науковий вісник Міжнародного гуманітарного університету. Сер.: Історія. Філософія. Політологія: зб. наук. праць. — 2014. — Вып. 6 . — С. 16—24 . (укр.)
- Буйських Ю. // Народна творчість та етнологія. — 2014. — № 2 . — С. 64—74 . — ISSN . (укр.)
- Пішчык Л. // Фальклор і сучасная культура: матэрыялы ІІІ Міжнар. навук.-практ. канф., 21—22 крас. 2011 г., Мінск. У 2 ч. Ч. 2 / Рэдкал.: І.С. Роўда і інш.. — Мн. : Выдавецкі цэнтр БДУ, 2011. — С. 148—149. — ISBN 978-985-476-946-2 . (белор.)
Ссылки
- . Фольклорный архив Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского (1 февраля 2002). Дата обращения: 5 августа 2016. 1 апреля 2014 года.
- Кулешов Е. В. . . Под рук. С. Ю. Неклюдова ; Институт высших гуманитарных исследований Российского государственного гуманитарного университета ; ; Ruthenia.ru (5 апреля 2001). Дата обращения: 6 августа 2016. 23 февраля 2002 года.
- Пономарева М. . Полевые отчеты . Русский фольклор в современных записях (2001—2008). Дата обращения: 6 августа 2016. 6 августа 2016 года.
- 2021-02-01
- 1