Кречмар, Филипп Якоб
- 1 year ago
- 0
- 0
Август Фердинанд Герман Кречмар ( нем. August Ferdinand Hermann Kretzschmar ; 19 января 1848 , Ольбернхау — 10 мая 1924 , Берлин ) — немецкий музыковед и композитор.
Сын местного органиста. Учился в Дрездене , затем в Лейпцигском университете как филолог и одновременно в Лейпцигской консерватории как музыковед. С 1871 г. преподавал в Лейпцигской консерватории теорию музыки и другие дисциплины. В 1876 г. короткое время возглавлял театральный оркестр в Меце , предпринял поездки в Англию и Италию для музыковедческих разысканий, а затем на целое десятилетие ( 1877 — 1887 ) обосновался в Ростоке , где руководил городским оркестром. В 1887 — 1904 гг. Кречмар вновь работал в Лейпциге на должности университетского музикдиректора , с 1890 г. экстраординарный профессор ; одновременно в 1888 — 1898 гг. он возглавлял один из городских хоров, а в 1890 — 1895 гг. и один из городских оркестров. В 1904 г. Кречмар перешёл в Университет Фридриха Вильгельма как полный профессор; в 1907 — 1922 гг. он возглавлял Королевский институт церковной музыки . Одновременно в 1909 — 1920 гг. Кречмар был директором Берлинской Высшей школы музыки , сменив в этой должности Йозефа Иоахима ; на этом посту он, в частности, пригласил Ванду Ландовскую открыть в школе класс клавесина и старинной музыки, что и было сделано в 1913 г.
Тремя основными музыковедческими сочинениями Кречмара являются «История оперы » ( нем. Geschichte der Oper ; 1919 , русский перевод — Л.: Academia , 1925), «Введение в историю музыки» ( нем. Einführung in die Musikgeschichte ; 1920 ) и первый том «Истории новой немецкой песни» ( нем. Geschichte des neuen deutschen Liedes ; 1911 ) с подзаголовком «От Альберта до Цельтера », который не был продолжен, но отчасти дополняется более ранними работами «Немецкая песня после Шумана » ( нем. Das deutsche Lied seit Schumann ) и «Немецкая песня после смерти Рихарда Вагнера » ( нем. Das deutsche Lied seit dem Tode Rich. Wagners ). До сегодняшнего дня Кречмар пользуется авторитетом «патриарха немецкого музыковедения» , «знаменитого историка оперы» , чей афоризм «Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной» требует внимания сегодняшних музыкантов. Помимо многих других книг и статей, Кречмару принадлежат оригинальные музыкальные произведения для органа, хоры и песни.
Высказывалось мнение, что Кречмар до некоторой степени послужил прототипом музыкального педагога Венделя Кречмара в романе Томаса Манна « Доктор Фаустус ».