Interested Article - Еврейская община Резекне

Еврейская община Резекне — крупнейшее перед Великой Отечественной войной сообщество латвийского города Резекне , ведущее свою историю с XIV века , и практически полностью уничтоженное во время Холокоста в Латвии в период немецкой оккупации . Резекне являлся центром региона Латгалии ( Инфлянтии ), до Третьего раздела Польши входившего в её состав, а затем включенного в Витебскую губернию Российской империи , которой заканчивалась на западе черта оседлости евреев. Несмотря на то, что евреи как превалировавшее городское население Латгалии своим духовным центром считало Вильно , решением Первого конгресса латышей Латгалии этот регион заявил о своём единстве с латышскими братьями Курляндской и Лифляндской губернии, что впоследствии определило вхождение территории в состав Латвийской республики .

Община возобновила свою деятельность в 1991 году, однако Холокост оставил на ней трагический след: вместо сотен и тысяч людей в ней сегодня состоят несколько десятков .

Начало истории общины

Исследование истории латгальских евреев — дело будущего, поскольку в данный момент она фрагментарна. Общие вехи истории обозначила доктор исторических наук Инесе Рунце в опубликованном в сборние "Ebreju Rēzekne (Еврейский Резекне)" реферате "История Резекненской еврейской общины до 1940 года. Краткий набросок" .

Сохранились свидетельства, что в городах Ливонии уже в XIV веке встречались Schutzjuden , или привилегированные евреи, которым дозволялось жить в государстве, невзирая на запрет магистра Ливонского ордена Зигфрида фон Фейхтвангена ( Siegfrieds von Feuchtwangen ) от 1306 (или 1309 ) года на въезд и проживание нехристиан в Ливонской конфедерации .

После Ливонской войны и падения Конфедерации Польско-Литовское государство в 1561 году переняло в свое управление ее территорию, и сюда на постоянное жительство стали переезжать еврейские торговцы и ремесленники. Многие из них бежали от войск Ивана Грозного в конце XVI века, а также с Украины , где во время восстания Богдана Хмельницкого развернулись еврейские погромы . Уже в XVII столетии в Польской Видземе или Инфлянтии жили примерно 2000 евреев .

В XVII-XVIII веках евреи перемещались из маленьких местечек (штетл) в города, увеличивался и ареал, который они населяли в Польском государстве. Появились различия в образе жизни сельских и городских евреев. Во многих городах евреи численно превосходили христианские общины и делились на торговцев и мещан, к последним примыкали и сельские жители. Экономическая активность народа была основой для быстрого роста городов и делала сельское хозяйство более жизнеспособным и технологичным.

Резекне в культурном пространстве Российской империи

Когда после Первого раздела Польши Инфлянтия вошла в состав Российской империи , в 1773 году Режице (Резекне) были присвоены права уездного города . В 1802 году, когда он вошел в состав Витебской губернии , в нем жили около 5000 eвреев .

Город развивался медленно, но улучшение экономической активности было заметно в последние десятилетия XIХ века, после постройки Петербурго-Варшавской железной дороги , которая прошла через Режицу. Деятельность еврейских торговцев и ремесленников способствовала производству и торговле.

В традиции евреев Ашкенази всегда существовало 2 важных вещи: кладбище и синагога . Они были построены в Резекне уже в 1786 году . В 1834 году на плане города обозначены две синагоги, школа ( shul ), еврейская больница, дом торговца Гурвича и несколько магазинов.

В конце XIХ века евреи были активными распространителями технологий. Первый фотосалон в 1894 году открыл Абрам Лейбович, услуги типографии начали предоставлять в 1897 году Х.Хефлер и Мойше Холандский, — типография последнего до Второй мировой войны считалась одной из лучших в Латгалии .

Перед Первой мировой войной в Резекне находились несколько важных институций еврейской общины: хедер (школа), благотворительный фонд, библиотека, общество Bikur Holim , благотворительная кухня для бедняков. Были построены 9 синагог — все, которые действовали до Второй мировой войны.

Большинство состоятельных семей отсылало своих детей в русские государственные школы, где была возможность не только получить хорошее образование, но и включиться в русскую светскую культурную среду.

Один из известнейших резекненских интеллектуалов — Юрий Тынянов , дед которого Бер Эпштейн был одним из наиболее успешных предпринимателей своего времени.

Eврейская община в Латвийской Республике

Жизнь еврейской общины после войны начала возрождаться в 1920 году с помощью еврейской организации США Джойнт .

В 1922 году была создана , где обучение велось на идише. Ее директором долгие годы был Яков Миллер .

Община евреев Резекне разделилась на два лагеря: одни считали, что в школе нужно учиться на идише, другие — что на иврите. Соответственно разделилась общественная жизнь и молодёжное движение. Первые тяготели к левым идеям, вторые — к правым. После переворота К.Улманиса 15 мая 1934 года влияние идишистов уменьшилось, а влияние их оппонентов возросло не только в Резекне, но и в еврейской общине Латвии в целом .

В 1935 году в Резекне проживали 3342 eврея, или 25,4% жителей, им принадлежало 75% всех торговых предприятий .

Городское еврейское благотворительное общество под руководством Михаила Мантейфеля собирало пожертвования на пансионат для престарелых и работу общества Bikur Holim . Благодаря деятельности еврейского активиста и депутата Михаила Боброва удалось добиться, чтобы городская управа выделяла деньги кошерной кухне, которая каждый год обеспечивала 120 школьников 18 000 порциями обеда.

Места

Среди евреев Резекне были представители разных профессий. К сожалению, после Второй мировой войны большая часть исторических зданий была уничтожена .

Одним из лучших образовательных учреждений была Резекненская Еврейская государственная гимназия (Rēzeknes Ebreju valsts ģimnāzija), которая находилась на Даугавпилсском шоссе, д. 41/43 (в наши дни Atbrīvošanas aleja). Позже ее перенесли в новые помещения на Пожарную улицу (ныне ул. Тынянова). Сейчас здесь пустырь.

Одним из старейших зданий считается Латгальский культурно-исторический музей, на аллее Atbrīvošanas, 102. Уже в 1861 году здание упомянуто как одно из 17 каменных строений в городе. В1884 году Режицкая городская управа купила его у еврея Гордина за 2900 рублей для создания больницы. С 1937 года здесь работал музей и Еврейская шестилетняя школа.

Знаменитый советский кинорежиссер Фридрих Эрмлер жил на ул. Вильгельма Пурвитиса, 10. Об этом свидетельствует памятная доска, открытая 22 апреля 1978 года.

Также и у дома (Atbrīvošanas alejа 94), где в юности жил замечательный писатель Юрий Тынянов, установлена мемориальная доска, открытая в 2000 году. Tынянов жил в этом доме с 1906 по 1915 год . В 2012 году здесь открыт посвященный писателю памятник. Дом был заброшен, в 2017 году продан с аукциона, в 2019 году началась его реконструкция с целью превращения в гостиницу квартирного типа .

Жилой дом врача Ефима Гродзинского находится по адресу Atbrīvošanas alejа, 25. Гродзинский был выдающийся общественный деятель, организатор Еврейской государственной гимназии и ее первый директор.

Еврейский Резекне

Исследование истории еврейской общины Резекне ведётся в рамках научно-просветительского проекта, предусматривающего проведение международных исследований, конференций и выпуск печатных трудов по изучению истории, традиций, культуры и выдающихся представителей общины. Первая конференция в рамках проекта состоялась 18 марта 2016 года . 13 апреля 2017 года был издан первый сборник статей «Еврейский Резекне» на латышском и английском языках .

На прошедшей в конференции были проанализированы история и традиции евреев Латгалии, их яркие личности и быт. 12 научных исследований легли в основу сборника статей, ставшего отправным пунктом для повествования о евреях Резекне . Научный редактор сборника — доктор исторических наук .

Для популяризации проекта проводятся тематические встречи с жителями , открытые презентации, подготовка гидов и туристических продуктов . Первоисточником проекта явилась инициатива снизу: хранитель фондов Латгальского культурно-исторического музея (Latgales Kultūrvēstures muzejs) Cильвия Рыбакова и бывший председатель Резекненской еврейской общины Рашель Кукля создали экскурсионный маршрут «Еврейский Резекне». В него были включены важнейшие места, связанные с евреями, — магазины, жилые дома, банк, синагога, памятные места. Сейчас создано мобильное приложение, побуждающее исследовать маршрут еврейского Резекне в городской среде индивидуально.

Маршрут стал одним из содержательных мотивов резекненской , который дополняли, развивали и уточняли. При подготовке экспозиции этой синагоги возникла потребность в углубленных исследованиях пяти веков еврейской истории в Резекне.

Формирование плана исследований

Cоставитель первого сборника Ebreju Rēzekne Инета Зелча-Симансоне со своим детищем.

Автор идеи сборника статей «Еврейский Резекне», руководитель «Creative Museum» Инета Зелча-Симансоне признает, что в начале работы над содержательной концепцией резекненской Зеленой синагоги систематических исследований на эту тему не было . Таким образом историку Инесе Рунце было заказано первое краткое исследование о том, как первые представители еврейского народа появились в Резекне, в какой момент началось формирование общины, и так до ХХ века. Когда была сделана экспозиция синагоги и состоялось открытие, созрело намерение продолжить этот труд и начать проведение систематических исследований и, в частности, научной конференции .

Сборник статей в тёмно-зелёной обложке с изображением возрожденной Резекненской Зеленой синагоги на обложке — своего рода продолжение самой синагоги. Его целью было показать национальное разнообразие Резекне, красочность и богатство его культуры, говорит составительница книги.

Tемы

Первый выпуск сборника состоит из двух символически равноценных частей. Первая посвящена восстановлению Резекненской Зелёной синагоги (Rēzeknes Zaļā sinagoga), вторая — исследованиям на тему истории евреев Резекне и Латгалии, озвученным преимущественно на состоявшейся в 2016 году конференции.

«Постепенно сформировался рассказ о еврейских традициях, истории, культурном наследии; кто они были, кто они сейчас и что мы про них знаем». Инета Зелча-Симансоне, музеолог, создательница музея и книги.

Фольклор и личности

Исследователь еврейской культуры Марина Гехт представила фольклорную коллекцию резекненского этнографа Гирши Эткина, которую он в 1946 году передал в собрание латышского фольклора. Это единственный фрагмент еврейского фольклорного наследия именно в Латгалии .

Доктор коммуникационных наук Дидзис Берзиньш исследовал социальную память Холокоста в контексте Латгалии: «В Латвии долгие годы информации о Холокосте было, в принципе, мало. Мне кажется, что десять лет назад латыши гораздо лучше знали, кто такой Оскар Шиндлер , нежели Жанис Липке , кто такая Анна Франк , нежели ».

В других работах сборника рассматривается влияние хасидов в Латгалии, еврейская погребальная культура, стереотипы о евреях в рассказах жителей, исследуются биографии родившихся в Резекне писателя Юрия Тынянова, режиссёра Фридриха Эрмлера, художника Аркадия Найшлоса.

Участники проекта

Автор содержательной концепции Зеленой синагоги Инета Зелча-Симансоне, куратор проекта от Резекненской думы Наталья Юпатова, экскурсовод и «хозяин дома» Волдемар Ивдрис — именно с этих людей начался научно-познавательный проект еврейского Резекне.

Авторы научных исследований :

  • Каспарс Зеллис , доктор исторических наук. Исследователь Холокоста в Латвии, общественный деятель ;
  • Инесе Рунце , доктор исторических наук. Специалист по религиозной истории, автор монографий ;
  • Дидзис Берзиньш, доктор коммуникационных наук;
  • Солвейга Круминя-Конькова, доктор философии;
  • Надежда Пазухина, доктор искусствоведения;
  • Байба Ванага, доктор искусствоведения;
  • Ольга Сенькане, доктор филологии.

Примечания

  1. . Еврейская община Латвии . из оригинала 13 июля 2017 . Дата обращения: 19 мая 2017 .
  2. Инесе Рунце. Rēzeknes ebreju kopienas vēsture līdz 1940.gadam. Īss ieskicējums. (Latviešu) // Ebreju Rēzekne : сборник статей / Инета Зелча-Симансоне.. — Рига: Creative Museum, 2017. — Т. 1 . — С. 40-67. . — ISBN 978-9934-19-140-4 .
  3. Лео Дрибин, Арманд Гутманис, Маргер Вестерманис. Латвийская еврейская община: история, трагедия, возрождение./ Latvijas ebreju kopiena; vēsture, traģēdija, atdzimšana.. — Рига: Издательство Латвийского института истории Латвийского университета, 2001. — С. 9.
  4. Лео Дрибин. Евреи в Латвии. / Ebreji Latvijā.. — 2-е изд.. — Рига: Elpa, 2002. — С. 37.
  5. Владимир Никонов. Резекне: очерки истории с древнейших времён до апреля 1917 года.. — Рига: Зинатне, 2000. — С. 92-93.
  6. Музей еврейской диаспоры в Тель-Авиве. MEL, Inv. nr. MEL-8772.
  7. Интверью Инесе Рунце с Валентином Лудборжем 5.08.2012б MEL, Rez., 2012.
  8. Каспар Строд. Еврейский Резекне. (latviešu) = Ebreju Rēzekne // Ebreju Rēzekne : cборник / Инета Зелча-Симансоне. — Рига: Creative Museum, 2017. — № 1 выпуск . — С. 69-88 . — ISBN 978-9934-19-140-4 .
  9. Ренате Лаздыня. . Владельцы планируют вдохнуть новую жизнь в дом Тынянова (латыш.) . www.lsm.lv . Латвийские общественные медиа (15 мая 2019). Дата обращения: 4 ноября 2020. 17 мая 2019 года.
  10. . Дата обращения: 19 мая 2017. 27 февраля 2017 года.
  11. rezekne.today (2017-04-28). . Портал города Резекне . из оригинала 30 апреля 2017 . Дата обращения: 19 мая 2017 .
  12. . baltnews.lv. Дата обращения: 19 мая 2017.
  13. . Jauns.lv (латыш.) . Дата обращения: 19 мая 2017 .
  14. . Дата обращения: 19 мая 2017 .
  15. Марина Соколова. Левин, Бобров, Кисин и другие. (рус.) // Rēzeknes Vēstnesis : газета. — 2006 года. — 18 июль.
  16. Мара Розенберга (2017-04-18). . Латвийское радио . из оригинала 20 сентября 2020 . Дата обращения: 19 мая 2017 .
  17. Илзе Аузане. . Расследования 12 детективов (латыш.) . www.diena.lv . Диенас медиа (26 апреля 2007). Дата обращения: 4 ноября 2020. 27 апреля 2017 года.
  18. M. Rozenberga »
  19. Ilze Auzāne. (latviešu) // Diena : газета. — 2017. — 26. апрель. 27 апреля 2017 года.
  20. . Дата обращения: 19 мая 2017 .
  21. . LA (латыш.) . Дата обращения: 19 мая 2017 .
Источник —

Same as Еврейская община Резекне