Interested Article - Иммерсивность

Иммерси́вность (от англ. immersive — «присутствие, погружение») — способ восприятия , создающий эффект погружения в искусственно созданную среду. Различные примеры эффекта погружения мы наблюдаем в управлении FPV -устройствами, кинематографе , театрализованных представлениях , постоянном взаимодействии с виртуальным сообществом в социальных сетях или многопользовательских играх . Иммерсивность обычно определяют как погружение в определённые, искусственно сформированные условия. Основной акцент делается на технологические факторы моделирования сознания посредством визуализации искусственного окружения.

Определённые уровни иммерсивного восприятия достигались в литературе и живописи с момента их зарождения. Именно глубина восприятия предопределяла успех произведений искусства . Предметом изучения психологии является вопрос, на который пока не получено ответа: как человеческое сознание разделяет субъективную, объективную и моделируемую реальность ?

История возникновения

История рассматриваемого феномена начинает отсчёт с момента первых попыток воссоздания окружающей реальности посредством рисунка , музыки и тому подобных способов [ источник не указан 603 дня ] . Важно отметить, что всегда восприятие не было однозначным, на кого-то влияние оказывалось с большим эффектом, на кого-то с меньшим.

В культуре

Существует большое количество примеров внедрения иммерсивности в культуру, в основном, западную . « Secret cinema » (в переводе с англ. — « секретный кинотеатр ») в Лондоне предлагает окунуться в виртуальную реальность и обещает полное стирание границ между реальным и виртуальным миром. « Sleep No More » (в переводе с англ. — « сна больше нет ») в Нью-Йорке — это иммерсивный театр , куда приходят люди, чтобы на время окунуться в моделируемую реальность. Российский театр спустя несколько лет перенял эту тенденцию. Иммерсивный мюзикл «Чёрный Русский» ( Black Russian ) , премьерные показы которого состоялись 15-18 сентября 2016 года, привнёс новое веяние в театральное искусство. Вот ещё несколько примеров , которые можно увидеть в российской столице: «Морфеус», «Вернувшиеся» от 17 мая 2017 на Wayback Machine , « Неявные воздействия » , «Русские сказки», «Твоя игра», «Москва 2048» . Современные технологические решения позволяют активизировать внутреннее восприятие окружающего пространства, что даёт возможность формирования чувственного восприятия и создания внутреннего ощущения включённости (вживания) в реализуемый процесс.

Эффект иммерсивности активно применяется в кино, театре, живописи, индустрии развлечений . Виртуализация сознания позволяет активизировать мыслительные процессы и определяет возможность обострения восприятия. Иммерсивное восприятие представляет особый интерес с точки зрения психологии. Чувство присутствия является важным аспектом переживаний человека, взаимодействующего с виртуальной средой . Чувство присутствия проявляется в ощущении переноса в виртуальную среду и реальности взаимодействия с находящимися в виртуальной среде объектами. Чувство присутствия можно определить как восприятие непосредственного взаимодействия с виртуальной средой без осознания того, что эта среда искусственно смоделирована технологией предъявления. Чувство вживания не влияет прямо на эффективность работы с виртуальным окружением, но обусловливает её качество, в частности, может влиять на возникновение технологических зависимостей.

В психологии

Восприятие чувства присутствия обусловлено множеством факторов, которые могут быть дифференцированы как технологические и психологические. Технологические факторы — это особенности технологии предъявления, которые определяют, в какой мере виртуальная среда является реалистичной.

Особую роль при оценке внутреннего восприятия иммерсивного окружения играют психологические факторы . Психологические факторы — это особенности пользователя, которые определяют, в какой мере пользователь воспринимает виртуальную среду как реальную. Психологические факторы чувства присутствия крайне важны, так как чувство присутствия — это субъективный феномен, не определяемый полностью технологическими особенностями систем предъявления виртуальной реальности.

В образовании

В зарубежной литературе фигурирует понятие « » (immersive teaching, immersive education), описывающее изучение и консолидацию потенциала так называемых «виртуальных миров» в образовательной среде . Иммерсивные технологии подразумевают трансформацию роли педагога, выставляя акцент на проектировании многомодальной виртуальной среды, создания сценариев погружения. За последние несколько лет «иммерсивность» в сфере образования была признана мощным и эффективным инструментом поддержки обучения .

от 22 апреля 2021 на Wayback Machine осмысливается как стратегия познания, а также совокупность приёмов, способов интерактивного продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью развития и саморазвития личности обучающегося в условиях искусственно созданного виртуального окружения, которое способно комплексно воздействовать на его сенсорные модальности .

Связанные понятия

С понятием иммерсивности тесно связан ещё один термин из психологии — когнитивный контроль . Когнитивный контроль — это система метакогнитивных функций, обеспечивающих настройку специализированных когнитивных процессов на решение определённых задач в определённых условиях. Например, к процессам когнитивного контроля относятся процессы управления вниманием, связанные с выделением тех атрибутов стимуляции, которые являются релевантными для решения текущей задачи . К функциям когнитивного контроля относятся: «сборка» последовательностей процессов когнитивной обработки, удовлетворяющих требованиям конкретной задачи, инициация когнитивных процессов; настройка сенсомоторных процессов на требования конкретной задачи; подавление реакций, не соответствующих требованиям текущей задачи: координация одновременного выполнения нескольких задач; обнаружение и коррекция ошибок; завершение выполнения когнитивных процессов. Таким образом, процессы когнитивного контроля являются процессами регуляции когнитивной деятельности. Конгитивный контроль непосредственным образом влияет на возникновение чувства погруженности в моделируемую реальность.

Технологии виртуальной реальности уже находят широкое применение в различных сферах деятельности, а во всём мире уже давно используются в целях образования. Ведутся разработки, направленные на её применение в дистанционном обучении, обусловленные возрастающей важностью последнего. В современном мире активно развивается технология дополненной реальности ( Augmented Reality ), которая является следствием совершенствования глобальных технологий передачи и обработки информации. Искусственно воссозданная реальность смешивается с информацией действительного мира. Интенсивное развитие процессов виртуализации предполагает активное изучение воздействия явления на человека, на данном этапе в этом вопросе недостаточно исследовательской активности.

См. также

Примечания

  1. . Инкогнито в бессловесный, но осязаемый мир Шекспира . www.runyweb.com. Дата обращения: 29 ноября 2016. 30 ноября 2016 года.
  2. . из оригинала 30 ноября 2016 . Дата обращения: 30 ноября 2016 .
  3. Каменская А. // Коммерсантъ Стиль . — 2016. — 14 декабря. от 9 января 2017 на Wayback Machine
  4. . из оригинала 29 ноября 2016 . Дата обращения: 29 ноября 2016 .
  5. Velichkovsky B. B., Gusev A. N., Vinogradova V. F., Arbekova O. A. // Experimental Psychology (Russia). — 2016-01-01. — Т. 9 , вып. 1 . — С. 5–20 . — ISSN . — doi : . 30 ноября 2016 года.
  6. Войскунский Александр Евгеньевич; Меньшикова Галина Яковлевна. // Вестник Московского университета. — Серия 14: Психология. — 2008-01-01. — Вып. 1 . — ISSN . 30 ноября 2016 года.
  7. Mary Reinertson‐Sand. // Electronic Resources Review. — 1999-04. — Т. 3 , вып. 4 . — С. 47–49 . — ISSN . — doi : . 29 июля 2020 года.
  8. Корнилов Ю. В. (рус.) // Азимут научных исследований: Педагогика и психология : научная статья. — 2019. — Т. 8 , вып. 1 (26) . — С. 174—178 . — ISSN . 22 апреля 2021 года.
  9. Величковский Б. Б. // Экспериментальная психология. — 2010-01-01. — Т. 2 , вып. 3 . — ISSN . 30 ноября 2016 года.

Литература

  • Авербух Н. В. Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде // Вопросы психологии. — 2010. — № 5. — С. 105—113.
  • Войскунский А. П., Меньшикова Г. Я. О применении систем виртуальной реальности в психологии // Вестник Московского университета. — Серия 14: Психология. — 2008. — № 1. — С. 22—36.
  • Lessiter J., Freeman J., Keogh Davidoff J. A cross-media presence questionnaire: The ITC-Sense of Presence Inventory // Presence: Teleoperators and Virtual Environments. 2001. Vol. 10. P. 282—297. (англ.)
  • Величковский Б. Б. Возможности когнитивной тренировки как средства коррекции возрастных изменений когнитивного контроля // Экспериментальная психология. — 2009. — Т. 2. — № 4. — С. 67—91.
  • Witmer B., Singer M. Measuring presence in virtual environments: A presence questionnaire // Presence. 1998. Vol. 7. P. 225—240. (англ.)
  • Immersive Teaching. Ricerca per l’innovazione della scuola italiana . (итал.)
Источник —

Same as Иммерсивность