Interested Article - Джебелли, Насир
- 2020-01-25
- 2
Насир Джебелли ( перс. ناصر جبلی , иногда встречается написание Нассер Джебелли , род. 1957) — ирано-американский программист, специализирующийся на разработке компьютерных игр, сооснователь компании , создатель студии Gebelli Software, наиболее известен по участию в ролевых проектах студии Square .
Родился в Иране, но позже переехал на постоянное место жительства в США, где изучал информатику . В 1980 году вместе с сокурсником Джерри Джеуэлом основал компанию Sirius Software, которая, в частности, занималась созданием графических эффектов для компьютера Apple II . В это же время Джебелли создал себе хорошую репутацию в игровой индустрии, разработав более чем дюжину игр всего лишь за один год. Среди наиболее известных его проектов такие бестселлеры как и . Тем не менее, вскоре он покинул компанию и основал свою собственную студию Gebelli Software. Новая студия не имела большого коммерческого успеха, а после кризиса 1983 года окончательно разорилась. Раздосадованный программист отправился в долгое путешествие по миру, окончившееся лишь по прошествии трёх лет.
Возвращение в индустрию состоялось для программиста после встречи со старым приятелем Дагом Карлстоном, владельцем развивающейся компании Brøderbund . Тот рассказал Джебелли о быстро набирающей популярность приставке Nintendo Entertainment System , посоветовав заняться созданием игр именно для неё. Насир заинтересовался, и Даг отвёз его в Японию познакомить со своими партнёрами из Nintendo и Square — состоялась встреча с Сигэру Миямото и несколькими другими людьми. Компания Nintendo не проявила к нему интереса, тогда как дизайнеры Square, в особенности Хиронобу Сакагути (давний поклонник творчества Джебелли), с радостью пригласили иранца к себе в команду. Первой разработанной игрой в составе Square стала Tobidase Daisakusen для консоли Famicom Disk System , вышедшая в Северной Америке под названием . Стилистически будучи похожей на сеговский Space Harrier , игра примечательна новаторским эффектом трёхмерной графики, появляющейся при использовании стерео-очков . Продолжением экспериментов со стереоизображением стал автосимулятор Rad Racer , изданный в 1987 году для Famicom 3D System , за ним последовало продолжение — .
Наибольшую известность Джебелли получил после объединения с Сакагути, композитором Нобуо Уэмацу и художником Ёситакой Амано в так называемую «Команду А», силами которой была создана ролевая игра Final Fantasy , впоследствии повлёкшая за собой одноимённую серию . «Последняя фантазия» получила одобрение большинства критиков, имея в арсенале множество уникальных нововведений, таких, например, как простая и удобная система создания персонажей, позволяющая формировать любые отряды с героями любых классов ; концепция перемещений во времени; сражения с видом сбоку, когда игровые персонажи расположены в правой части экрана, а враги — в левой (эта задумка позже стала стандартом для многих японских ролевых игр); путешествия по морю на каноэ и по воздуху на воздушном корабле. Выпущенная в 1988 году вторая часть так же имела успех, впервые показав игроку комплексный сюжет с хорошо проработанными образами героев и обилием драматических сцен . В 1990 году Джебелли программировал не менее удачную Final Fantasy III с революционной системой профессий, когда персонажи развиваются в зависимости от множества классов, которые в любое время можно изменять . Одновременно с этим у иранца истёк срок действия рабочей визы, и ему пришлось вернуться обратно в Сакраменто , при этом часть персонала компании проследовала за ним, чтобы уже в Америке завершить работу над некоторыми начатыми проектами .
Последней значительной игрой в составе Square для Джебелли стал ролевой боевик под названием Secret of Mana , представляющий собой вторую часть серии Mana . Разработанная в соавторстве с ветеранами Final Fantasy , Коити Исии и Хиромити Танакой , игра внесла в жанр некоторые инновации: возможность кооперативной игры, живую боевую систему, удобное меню интерфейса в виде кольца. Она также была одной из первых ролевых игр на компакт-дисках для модифицированной консоли SNES CD, однако тот проект был закрыт, и Secret of Mana перевели в формат обычных картриджей . Хорошо встреченная общественностью, игра повлияла на других известных представителей жанра, в частности, на The Temple of Elemental Evil и Dungeon Siege III .
После завершения работы над Secret of Mana Джебелли окончательно покинул компанию и вновь отправился путешествовать по миру, в то время как должность ведущего программиста Square вместо него занял Кэн Нарита. В 1998 году был замечен в офисе Ion Storm вместе с Джоном Ромеро на вечеринке разработчиков Apple II. Ныне проживает в Сакраменто, где провёл бо́льшую часть жизни, до сих пор поддерживает дружеские связи с Хиронобу Сакагути.
Созданные игры
Sirius Software
- (1980, Apple II )
- (1980, Apple II)
- (1980, Apple II)
- (1981, Apple II)
- (1981, Apple II)
- (1981, Apple II)
- (1981, Apple II)
- (1981, Apple II)
Gebelli Software
- (1981, Apple II )
- (1981, Apple II)
- (1982, Apple II)
- (1982, Apple II)
- (1982, Apple II)
- (1983, IBM )
- (1983, IBM)
Square
- (1987, NES )
- Rad Racer (1987, NES)
- (1987, NES)
- Final Fantasy (1987, NES)
- Final Fantasy II (1988, NES)
- Final Fantasy III (1990, NES)
- (1990, NES)
- Secret of Mana (1993, SNES )
- Final Fantasy Origins (2002, PlayStation )
- Final Fantasy I & II: Dawn of Souls (2004, Game Boy Advance )
Примечания
- (Февраль 1999). «Hironobu Sakaguchi: The Man Behind the Fantasies». Next Generation Magazine , vol 50.
- Oleg Roschin. (англ.) . MobyGames (26 марта 2006). Дата обращения: 10 сентября 2010. 27 июля 2012 года.
- Andrew Vestal. (англ.) . GameSpot (2 ноября 1998). Дата обращения: 11 сентября 2010. 3 августа 2011 года.
- (англ.) . GameTrailers (23 июля 2007). Дата обращения: 16 апреля 2011. 27 июля 2012 года.
- Jeremy Dunham. (англ.) . IGN (26 июля 2007). Дата обращения: 2 марта 2011. 13 июля 2011 года.
- James Mielke. {{{заглавие}}} (англ.) // Electronic Gaming Monthly . — Iss. 232 .
- (англ.) . Na.square-enix.com. Дата обращения: 13 сентября 2010. 27 июля 2012 года.
- Jeremy Parish. (англ.) . 1UP.com (декабрь 2003). Дата обращения: 16 апреля 2011. 27 июля 2012 года.
- от 9 ноября 2020 на Wayback Machine , EuroGamer
- Matt Barton. . — . — 2008. — С. 220. — ISBN 1568814119 .
- от 2 января 2011 на Wayback Machine , NowGamer.com
Ссылки
- (англ.) — профиль на сайте MobyGames
- 2020-01-25
- 2