Панчулидзев, Алексей Евгеньевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексей Давидович Панчулидзев ( 1758 — 1834 ) — действительный статский советник , в 1808-26 гг. саратовский губернатор . Отец А. А. Панчулидзева , дед С. А. Панчулидзева .
Происходил из семьи небогатых имеретинских дворян Панчулидзевых . Отец его, Давид Матвеевич Панчулидзе, в 1738 г. переселился из Грузии в Россию, в 1764 году служил воеводой в Мценске , в 1776 году — воеводой в Великом Устюге , а в 1782 году переведён в Саратов на должность советника саратовской гражданской палаты. Братья Семён и Иван Давыдовичи служили в начале XIX века уже в генеральском чине.
Алексей также с юных лет служил в армии, в 1768 году был определён «в артиллерию фурьером», в 1775 году стал сержантом и в 1780-м — штык-юнкером . Учился в Кадетском корпусе, откуда в 1784 году был уволен по слабости здоровья в чине подпоручика. Предположительно, переехал к отцу в Саратов, приступил к гражданской службе в Саратовской палате уголовного суда, после чего служил в ряде других гражданских учреждений Саратова. По свидетельству Вигеля , Панчулидзев
своею особой был вовсе не любезен; мал ростом, бледен, долгонос, угрюм и молчалив. Единственною или, по крайней мере, главною его страстью было расчетливое тщеславие. Никогда, ничего и никого не позволял он себе осуждать; напротив, ко всем порокам был более чем снисходителен .
В 1801 году был назначен саратовским вице-губернатором; 21 мая 1808 года (по рекомендации О. П. Козодавлева ) — саратовским гражданским губернатором. При нём был принят в 1812 г. новый план Саратова с регулярной застройкой кварталов. При участии А.Панчулидзева была открыта гимназия, в 1810 году появился небольшой деревянный театр с труппой из его дворовых, сформирован оркестр, возобновлена губернская типография. В 1815 г. в память о победе над французами заложен Александро-Невский собор . Деятельность Панчулидзева касалась всех сторон местной жизни: так, в июне 1813 г. он отдал предписание не отдавать в рекруты оспопрививателей, а в случае укуса бешеной собакой повелел всем обращаться к пособию медицинских чиновников.
Ещё во время вице-губернаторства ведал немалыми доходами с Эльтонского соляного озера : для саратовских чиновников, по замечанию Вигеля, «карман его сделался каналом, чрез который протекая, Пактол делился на мелкие ручьи и разливался по тощим их нивам»; с руководством «ладил он посредством дележа» . На месте Саратовского парка культуры и отдыха (у входа со стороны 2-й Садовой улицы) возвёл он «не один огромный и поместительный дом, а два или три, соединенные между собою галереями, и при них множество служб, обширный двор и бесконечный сад», которые «занимали более пространства, чем увеселительные замки многих из немецких владетельных князей» . Строительством усадьбы занимались пленённые в 1812 г. французы.
В 1820-е гг. Панчулидзев поражал саратовцев своими обедами и балами, на которые стекались местные чиновники, помещики, купцы, а также все приезжие из столиц. Жил он с большим комфортом. В обширной роще вокруг его дома имелись пруды, устраивались пиры, гулянья, фейерверки:
Этот очарованный замок служил гостиницей и ловушкой для всех приезжих из обеих столиц и других провинций; во время пребывания их в Саратове каждый из них пользовался в нем помещением, освещением, отоплением, столом и прислугой. Этого мало: библиотека, каждый год умножаемая вновь издаваемыми книгами на русском и иностранных языках, в которую сам хозяин никогда не заглядывал, была к услугам малого числа читающих его посетителей; оркестр, при коем находились два-три немца капельмейстера, должен был при изъявлении малейшего желания тешить столь же малое число любителей музыки; конюшня его, наполненная славными рысаками, и псовая охота были в распоряжении его гостей более, чем в его собственном .
Вступал в брак трижды с расчетом на хорошее приданое невест. В 1790-е годы женился на Марии Александровне Гладковой (1770—1799), племяннице крупного виноторговца и помещика Г. В. Гладкова . Вторая жена — Анна Сергеевна (ум. в 1802). Последней женою его была дочь Петра Петровича Демидова — Екатерина (1782—1847). Одна из современниц, описывая своё пребывание в Саратове в 1813 году, писала о семье Панчулидзевых :
Губернатор премилый человек, он совершенно на своем месте, во всех отношениях. От первой жены у него две дочери, обе замужем. Они очень приятные особы. Жена губернатора остроумна, толкует о книгах, о разных авторах, о воспитании, любит иностранцев, убеждена, что лишь она умеет воспитывать детей. Она не глупа, но у неё слишком много претензий. Она отлично исполняет свои обязанности, но и немало гордится своими достоинствами.