Савченко-Нейланд, Лариса Ивановна
- 1 year ago
- 0
- 0
Кале́рия Ива́новна Фе́дичева ( 20 июля 1936 , посёлок Усть-Ижора Ленинградской области , СССР — 18 октября 1994 , Нью-Йорк , США ) — русская советская балерина , балетный педагог , балетмейстер . Народная артистка РСФСР ( 1967 ) .
Калерия Ивановна Федичева родилась 20 июля 1936 года в посёлке Усть-Ижора Ленинградской области в семье, далёкой от мира искусства . Балетом заинтересовалась самостоятельно, после того, как в детстве посмотрела балет « Щелкунчик » . Без согласования с родственниками поступила в Ленинградское хореографическое училище , попав в экспериментальный класс с шестилетним обучением , где её педагогами стали В. П. Мей и Л. М. Тюнтина . Среди номеров, исполненных Федичевой в училище , было па-де-де принцессы Флорины и Голубой Птицы из балета « Спящая красавица », а на выпускном спектакле танцевала па-де-де Одиллии и принца Зигфрида из балета « Лебединое озеро ».
Сразу же после окончания хореографического училища в 1955 году Федичева была принята в балетную труппу театра ЛАТОБ им. С. М. Кирова , в котором танцевала до 1974 года . Начинала в кордебалете , затем выступила в лебедях в балете «Лебединое озеро» и одной из фрейлин в балете «Спящая красавица» . Первыми главными партиями в театре стали Хозяйка Медной горы в балете « Каменный цветок » и Одетта—Одиллия в балете « Лебединое озеро ».
Быстро завоевав положение солистки , Федичева стала одной из ведущих балерин театра . Среди других крупных работ Федичевой — главные партии в балетах « Раймонда », « Баядерка », « Дон Кихот », « Лауренсия », « Легенда о любви » ( Мехменэ-Бану ), « Спартак » ( Эгина ), « Бахчисарайский фонтан » ( Зарема ).
Характерные черты исполнительской манеры Федичевой — широта, смелость, размах, недюжинный сценический темперамент, романтическая приподнятость . У балерины хорошие природные данные — большой шаг, высокий прыжок, стремительное, энергичное вращение, её танец пластичен, масштабен, технически совершенен . Федичевой близки натуры волевые, энергичные, целеустремлённые . Своих героинь актриса наделяет этими же свойствами характера .
Динамика, присущая танцу Федичевой, была особенно выигрышна в современном репертуаре, и прежде всего там, где преобладала героическая патетика; героини Федичевой были призваны сметать всё на своём пути, наслаждаясь и самим процессом борьбы, и результатами её. К лучшим созданиям Федичевой принадлежат партии Девушки и Лауренсии . Федичева тяготела к характерам темпераментным, масштабным. Иногда ей удавались и драматические образы, но драматическое истолковывалось актрисой чаще как преодоление внешних препятствий, требовавших одержимости и напора, а не внутренней, психологической борьбы.
Большой удачей Федичевой стали партии в балетах балетмейстера Игоря Бельского : в балете « Берег надежды » она стала первой исполнительницей вариации «Отчаяние» , а в балете « Ленинградская симфония » стала одной из первых исполнительниц главной партии Девушки . Балетмейстер Бельский, говоря о работе с балериной Федичевой, отмечал , что танцовщица нередко очень помогает постановщику, быстро схватывая и запоминая танцевальный материал, музыкальность даёт ей возможность преодолеть трудности и полюбить композитора .
Партнёрами по сцене Федичевой выступали выдающиеся танцовщики своего времени Юрий Соловьёв , Сергей Викулов , Валерий Панов , Олег Соколов , Геннадий Селюцкий , Джон Марковский , и др. В составе труппы театра ЛАТОБ им. С. М. Кирова Федичева гастролировала за рубежом , и её искусство способствовало успеху ленинградского балета . Например, 14 сентября 1961 года , когда театр ЛАТОБ им. С. М. Кирова впервые представил в США балет « Баядерка », показав акт «Тени» , Федичева исполняла главную партию Никии (в дуэте с Викуловым) на сцене театра « Метрополитен-опера ».
В 1964 году снималась в партии Феи Смелости в фильме-балете « Спящая красавица » (киностудия « Ленфильм », режиссёры А. Дудко и К. Сергеев ). В 1966 году снималась в документальных фильмах, посвящённых искусству мастеров ленинградского балета: «Ленинградский балет» (док. фильм) и «Симфония фонтанов» (фильм-концерт).
В 1976 году эмигрировала в США и присоединилась к своему мужу — американскому танцовщику Мартину Фридману . Работала педагогом в частной студии , балетмейстером и построила здание балетной школы .
Скончалась от рака 18 октября 1994 года в Нью-Йорке .