Поленов, Василий Дмитриевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Василий Дмитриевич Милиоти (иногда Миллиоти ; литературный псевдоним В. М-и ; 5 (17) февраля 1875 , Москва , Российская империя — 5 марта 1943 , Москва , СССР ) — российский и советский художник, видный представитель русского символизма .
Родился 5 (17) февраля 1875 года в Москве, в семье, имеющей греческие корни. Имел родственные связи с московскими родами Морозовых, Алексеевых и Корша. Летнее время проводил вместе с братьями в подмосковном имении князя Голицына Кузьминки .
Специального художественного образования не имел и занимался живописью под руководством старшего брата Николая . В 1899 году поступил на юридический (позднее перевёлся на историко-филологический факультет) Императорского Московского университета .
В 1906 году дебютировал как сценограф (совместно с Н. Н. Сапуновым ) в петербургском театре В. Ф. Комиссаржевской ) в спектакле В. Э. Мейерхольда по пьесе Г. Ибсена « Гедда Габлер ».
С 1906 по 1909 года сотрудничал с журналами « Весы » и « Золотое руно », оформляя их своими графическими работами, а в «Золотом руне» кроме того выступал в качестве художественного критика.
В 1907 году вместе с братом участвовал в выставке и творческом объединении московских художников « Голубая роза », а позднее в выставках « Золотое руно », « Союза русских художников » и « Мира искусства ».
В 1909 году неожиданно отошёл от творчества, уехал из Москвы, работая в северных губерниях следователем по уголовным делам.
В 1917 году вернулся в Москву и вновь занялся живописью и графикой, но после нескольких лет активной общественной деятельности и участия в Комиссии по закупке картин в музейный фонд Москвы, вновь отдалился от общественных объединений, вёл уединенный образ жизни.
В 1927 году создал цикл рисунков к « Пиру во время чумы » А. С. Пушкина . Продолжал писать романтически-цветистые, малые по формату, почти миниатюрные «сказки» («Сон», 1932; «Каменный балкон», 1935; обе работы — частные собрания, Москва), а также картины по мотивам литературной ( М. Сервантес , Н. В. Гоголь , Ч.Диккенс ) и музыкальной классики. Работы позднего периода показывал лишь узкому кругу друзей и с 1927 года не участвовал в выставках.
Стилистически работы Василия Милиоти (в отлитие от манеры старшего брата) более сказочно-ирреальны по темам, миниатюрно-узорчаты по письму, напоминают орнаменты типа «павлиний глаз» («Телем», 1904—1905, Третьяковская галерея; «Утро», 1905, Русский музей).
Скончался художник 5 марта 1943 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище (46 участок).