Этот список включает в себя первоиерархов
Антиохийской православной церкви
с момента основания Антиохийской епархии (ок. 34 года н. э.) включая периоды расколов на различные христианские церкви, имеющих своих собственных Патриархов Антиохийских (687-1782).
Содержание
Ранний период (45—395)
Епископы Антиохии (45—70)
Информация о епископах Антиохии первого века черпается в основном из христианских преданий. Это означает, что и периоды правления и последовательность иерархов может быть несколько неопределёнными.
С разрушением Иерусалима в 70 году Антиохия стала важнейшей епархией на Ближнем Востоке, распространив своё влияние на Азию и Африку, вследствие чего епископ стал архиепископом и митрополитом.
Мелетий I
(360—361), близкий к кафоликам, низложен во времена императора Констанция за омоусианские взгляды
Мелетианская схизма (361—392)
Низложение Мелетия привело к так называемой Антиохийской
Мелетианской схизме
или расколу (не смешивать с
Мелитианским расколом
в Александрии), в результате чего образовалось несколько внутрицерковных групп, и на антиохийскую архиепископскую кафедру претендовало несколько человек :
Крупнейшая группировка, вокруг низложенного архиепископа Мелетия. Мелетий склонялся к принятию
Никейского символа веры
и принял участие в
Константинопольском соборе
, но не был признан архиепископами Александрии и Рима:
Флавиан I
(381—404), признан Александрией и Римом в 399 году
Порфирий (404—412)
Александр (412—417), он завершил схизму с Евстахианами в 415 году
Евстахианская группа
Последователями
Евстафия
, строго придерживавшимися Никейского символа веры, были избраны следующие архиепископы, признанные церковными иерархами Александрии и Рима:
После смерти Евагрия, Евстахиане не избрали другого епископа. В 399 году они потеряли признание в Александрии и Риме, но остались в расколе до 415 года.
Митрополит Антиохии с давних времен один из четырёх основных епископов христианства (наряду с Римом, Константинополем и Александрией). Термин «Патриарх» для епископов Рима, Константинополя, Антиохии, Александрии и Иерусалима был официально принят на Халкидонском соборе в 451 году.
В 484 году Церковь Востока на поместном Синоде в Бет-Лапате под председательством Барсаумы, Католикоса — Патриарха Востока подтверждает свою приверженность богословскому учению
Феодора Мопсуэстийского
и
Нестория
и официально отделяется от Антиохийского патриархата.
Халкидонский собор привел к спору между халкидонитами (впоследствии — православными и католиками) и дохалкидонитами (впоследствии — Восточные православные Церкви) церквей. После нескольких лет внутренней борьбы в 518 году Антиохийский Патриархат раскололся на две кафедры: собственно Антиохийскую православную и
Сирийскую православную
.
Мелькитские Патриархи Антиохийские (518—687)
Приверженцы Халкидонского собора дохалкидонитами были названы
мелькитами
Патриархи вынуждено проживали в Константинополе, так как Атиохия с 638 года находилась под властью мусульманами
вдовство патриаршей кафедры (628—639)
Македоний (639—645/649), вторично, монофелит
Георгий I (645/649—650/656), монофелит,
(653—680), монофелит, анафемстван VI Вселенским Собором
Феофан (680—687)
Схизма (687)
Не согласившись с решениями
VI Вселенского Собора
, сирийские монофелиты ушли в монастыри в горах Ливана, где добились для себя сравнительной автономии в составе исламского халифата. С 687 года монахи-марониты стали назначать собственных Патриархов Антиохийских, а позже вошли в унию с Римской церковью. Эти действия породили новый раскол патриаршей кафедры на
Маронитский Патриархат Антиохийский
из маронитов и Мелькитский Патриархат Антиохийский из православных.