Фердинанд и Миранда играют в шахматы
- 1 year ago
- 0
- 0
Игра в китайские шахматы ( фр. Le jeu d'échets chinois ) — офорт британского гравёра Джона Инграма ( англ. John Ingram , 1721—1771?, активен до 1763 года) по рисунку французского художника Франсуа Буше ( фр. Francois Boucher ). Изображает якобы китайскую национальную игру в сянци ( кит. 象棋 , пиньинь xiàngqí ), на самом деле сфантазированную игру (все фигуры в реальных сянци имеют шашечную форму).
Гравюра на меди создана между 1741 и 1763 годами , является частью серии офортов Инграма по рисункам Буше на китайские сюжеты и темы. Джон Инграм, выполнивший гравюру, — профессиональный гравёр, родился в Лондоне в 1721 году, начал творческую деятельность в родном городе. Впоследствии отправился в Париж , где, вероятно, уже в 1741 году сделал первые гравюры (именно в этом году гравюра Инграма «Le Berger Content» оказывается в коллекции маркиза де Лассе), эта дата считается отправной для датировки офорта) и поселился там на оставшуюся часть своей жизни . Гравировал несколько пластин по рисункам Франсуа Буше, также работал в жанре гравюры для книжной иллюстрации. После 1763 года документальных сведений о его жизни нет, данная дата считается наиболее поздней датировкой создания гравюры .
Размер данного оттиска — 39,4 на 27,7 сантиметров , а изображения — 24,5 на 16,4 сантиметров. В настоящее время находится в коллекции музея Метрополитен , Нью-Йорк , США . Вендор — A. Мармье. Инвентарный номер — 66.628.4 (1). Входит в состав The Elisha Whittelsey Collection ( Тhe Elisha Whittelsey Fund , наряду с другой гравюрой этой серии «The Master Gardener» ). На гравюре подписи: в левом нижнем углу: «Dessiné par Fr. Boucher» ("Нарисовано Фр. Буше); в нижнем правом углу: «Gravé par Ingram» («Гравировано Инграмом»); по центру внизу: «Le jeu d’échets chinois. A Paris chez Liotard, rue St Thomas du Louvre a côté de l’Hotel de Longueville, chez M.le Fel: avec privilege du Roy» («Партия в китайские шахматы. В Париже у Лиотара, улица Святого Фомы в Лувре со стороны Отеля де Лонгвиль у мадмуазель Фель: с привилегией короля») . Ещё один оттиск именно этого офорта находится в собрании Лувра (Musée du Louvre, Département des Arts graphiques, 18723 LR) .
Также в собрании Метрополитен находится другой вариант издания гравюры (отличаются только значительно более короткая надпись по центру — «Le jeu d’échets chinois» и размер — 22 на 14,5 сантиметров). Гравюра находится в собрании Harris Brisbane Dick Fund (наряду с «The Master Gardener», «Chinese Bell Music», «Chinese Curiosities», «The Small Dog Standing on Hind Legs», «The Chinese Gardener» из этой же серии). Инвентарный номер — 53.600.1020 (6). Гравюра приобретена у князя Лейхтейнштейна, вендор — P. & D. Colnaghi & Co .
Сцены из жизни народов Востока, особенно Китая, увлекали Франсуа Буше, как и его современников-аристократов и буржуа эпохи рококо . Известно, что он собирал предметы восточного быта. Они впоследствии были выставлены на распродаже его коллекции произведений искусства в 1771 году. Искусствоведы строят предположения, откуда Буше мог заимствовать китайские сюжеты. Это могли быть иллюстрированные книги-путеводители, создававшиеся после научных экспедиций (например, французское издание 1665 года описания путешествия голландской экспедиции на Восток), рисунки миссионеров- иезуитов (например, рисунки иезуита Жана Дени Аттире, побывавшего в Китае), сборники эстампов с изображением костюмов народов восточных стран, театральные постановки на восточные сюжеты .
Буше сам создавал гравюры по чужим рисункам на китайские сюжеты. В 1730—1731 годах Буше исполнил в гравюре двенадцать листов по рисункам Антуана Ватто . Затем, в период с 1738 по 1745 год он работал над двенадцатью «китайскими» офортами к сборнику, изданному . В 1754 году он создал декорации к балету композитора Жана-Жоржа Новерра «Китайские праздники», который шёл в Театре де ла Фуар. Самой значительной работой Буше в «китайском стиле» были эскизы для шпалер , созданные для Королевской мануфактуры гобеленов в Бове . Они демонстрировались в Салоне 1742 года, по ним Габриэль Хюкье выпустил серию эстампов на бытовые сцены: праздники, приёмы, танцы в доме китайского императора, сады императорского дворца, сцены рыбной ловли .
Фоновый пейзаж у художника достаточно прост. Дени Дидро так характеризовал подобные пейзажи Буше:
«…все его пейзажи так серы по цвету и так однообразны по тону, что на расстоянии двух шагов полотно его можно принять за кусок газона или за прямоугольные грядки петрушки».
— Елена Фёдорова. Франсуа Буше
Доска реальных сянци состоит из 64 квадратов, но посередине они разделены . С двух сторон доски — отмеченный диагоналями императорский , который запрещено покидають генералу и его охране . Ни река, ни дворец на гравюре не изображены. Расчерчена лишь сетка горизонтальных и вертикальных линий. Фигуры реальных сянци располагаются на пересечениях линий (что отражено на гравюре). Однако в сянци они имеют форму одинаковых плоских дисков, а на гравюре приближены к форме европейских шахмат и значительно отличаются друг от друга по высоте. Доска состоит из 9 пунктов пересечения линий по горизонтали и 10 по вертикали. У каждого игрока есть генерал (целью игроков является пленение генерала противника — мат в европейской разновидности шахмат), 2 охранника, 2 слона , 2 колесницы , 2 коня , 2 пушки и 5 солдат . На фигуры нанесены красные или чёрные иероглифы (на гравюре их нет) .
Необычная по своей форме сахарница (отмеченная влиянием мейсенского и китайского фарфора) производства фабрики в Венсене была произведена между 1749 и 1751 годами (она не датирована и впервые упоминается в документах в 1751 году в инвентарном списке M. Orry de Fulvy ). На поверхности фарфора неизвестный художник нанёс изображения, основой которых послужили гравюры Инграма по рисункам Буше. Блюдце, очевидно предназначавшееся для этой сахарницы, украшено сценой игры в китайские шахматы (Инграм и Буше, Musée des Arts Décoratifs de Paris, inv. 6286), эти две части комплекта появились в одном наборе и включали, возможно, в свой состав лоток, сахарницу, чашку и это блюдце .