Interested Article - Адам стиль
- 2020-09-02
- 1
Адам стиль , или « Стиль братьев Адам », устар.: Адамов стиль ( англ. Adam Style ) — неоклассический стиль проектирования и оформления архитектурного интерьера , сложившийся в XVIII веке под влиянием творчества трёх шотландских архитекторов, братьев: Роберта (1728—1792), Джеймса (1732—1794) и Джона (1721—1792) Адамов. В хронологическом и стилевом отношениях соотносится с позднегеоргианским стилем (Late Georgian), или стилем времени правления короля Великобритании Георга III из Ганноверской династии (1760—1801) .
Братья Адам основали в 1767 году в Лондоне проектную фирму « Адельфи ». В своей работе они стремились к комплексному архитектурному проектированию: общим планировочным решениям, согласованным с оформлением интерьеров: стены, потолки, камины, мебель , светильники — всё должно было отвечать единому стилю. В этой концепции важная формообразующая роль отводилась орнаментам : братья были не только архитекторами-проектировщиками, но и умелыми рисовальщиками-орнаменталистами .
В интерьерах, созданных братьями Адам, вся мебель была спроектирована по индивидуальному заказу, чтобы соответствовать оформлению комнат. Рисунок портьер или напольных ковров часто соответствовал лепному декору стен или лучеобразным узорам потолка наверху, а другие детали интерьера, включая светильники, зеркала и дверные ручки, также повторяли и варьировали основные мотивы архитектурного проекта. Братья Адам стремились преодолеть прежнюю, характерную для раннего английского палладианства , изолированность архитектурных объёмов. До нашего времени дошло немногое из созданного братьями Адам, но их деятельность была значима для развития английской архитектуры . Деятельность архитекторов фирмы «Адельфи» в британской историографии часто относят, вместе с творчеством лорда Бёрлингтона , У. Кента , Дж. Стюарта , к позднему палладианству и началу движения «классического возрождения» (Classical Revival) .
Младший брат Джеймс разработал свою теорию «развития», или «движения», в архитектуре (Мovement in architecture), основанную на изучении древнеримских памятников, в которых сходные мотивы развиваются и повторяются с вариациями как в общей композиции здания, так и в мельчайших деталях снаружи и внутри. Сопоставляя размеры комнат и орнаментальные схемы, Джеймс Адам применил свою концепцию движения и к проектируемым интерьерам. Его стиль украшений, описанный Н. Певзнером как «классическое рококо» (имеется ввиду «моторный принцип» формообразования), опирался, в частности, на рисунки древнеримских гротесков .
Роберт Адам в течение пяти лет исследовал классическую архитектуру на юге Франции, в Италии и Далмации . Под руководством Шарля-Луи Клериссо он изучал античное искусство в крупнейших римских собраниях. Английские ценители прекрасного восторгались свободой, с которой он соединял классические элементы, прежде считавшиеся несовместимыми. Новаторский подход к компоновке знакомых архитектурных приёмов свидетельствовал о глубоком знании античной и ренессансно-барочной архитектуры. Прямое подражание проектам Палладио, типичное для поколения У. Кента и лорда Бёрлингтона , сменилось вольной трактовкой разнородных мотивов, более характерной для рококо и барокко , чем для строгого классицизма . Однако основные мотивы декора оставались неизменно классицистическими. В издании «Работы в архитектуре Роберта и Джеймса Адама» (Works in Architecture of Robert and James Adam, в 2-х т.: 1773—1778, 1779; третий том вышел в 1822 г.) братья заявили, что греко-римские образцы должны «служить моделями, которым мы должны подражать, и стандартами, по которым мы должны судить» . Это издание оказало огромное влияние на творчество многих архитекторов-декораторов английского классицизма.
Множественность источников и гибкость вариационного метода композиции предопределила эклектичность стиля. Жермен Базен отмечал: «Источники творчества братьев Адам были различными: французская архитектура, античность, Ренессанс, что давало возможность разработать более гибкий, чем палладианский, стиль и потому подходящий для разных задач» . Мастера фирмы «Адельфи» проектировали оформление интерьеров, изготавливали мебель в модных тогда «этрусском» и «помпейском» стилях под влиянием сенсационных находок в раскопках Геркуланума и Помпей . Роберт Адам вместе с итальянским художником М. Перголези составлял и выпускал в Лондоне сборники орнаментальных гравюр и эскизов мебели с «помпейскими мотивами». Сам он именовал свой стиль «этрусским», утверждая, что основным источником вдохновения для него были чёрнофигурные и краснофигурные вазы (в то время древнегреческие и италийские расписные керамические сосуды ошибочно считали этрусскими). Для мастеров фирмы «Адельфи» и «стиля Адам» характерны тонкий лепной декор, круглые и овальные медальоны, росписи гризайлью , поясные орнаменты, изысканные гротески , построенные расходящимися из одной точки лучами — секторально или «канделябром» (вертикально), камины с рельефами под античность. За изысканные рисунки наборных паркетов Роберта Адама прозвали «королём деревянного набора» .
Сходный стиль развивал другой ученик Клериссо в Риме — шотландский архитектор Чарлз Камерон , приглашённый в 1779 году в Россию императрицей Екатериной II для работ в Царском Селе .
С конца 1760-х годов «Стиль Адам» занял своё место в резиденциях высшего и среднего класса в Англии, Шотландии, России и в послереволюционных Соединённых Штатах Америки , где получил распространение схожий стиль, известный под названием « федеральная архитектура ». С 1795 года «стиль Адам» стал вытесняться стилем английского Регентства и ампиром .
Галерея
-
Харвуд-хаус . Западный Йоркшир. Плафон. 1770—1771
-
Плафон «Зала Аполлона и хор». Ок. 1771. Фирма «Адельфи». Музей Виктории и Альберта , Лондон
-
Деталь оформления «Glass Drawing Room» в Нортумберленд-хаус. Музей Виктории и Альберта , Лондон
-
. Лондон. Библиотека. 1760-е гг.
-
. Музыкальный салон
-
«Эскиз клавесина для императрицы России»
-
Проект зала в Сайон-хаус . 1778
-
Проект плафона в Дерби-хаус. 1778
Примечания
- Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 13—14
- Власов В. Г. Георгианский стиль // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 96—98
- . www.arhitekto.ru. Дата обращения: 15 января 2019. 22 декабря 2018 года.
- Венедиктов А. И. Искусство Англии. Архитектура Англии 17—18 веков // Всеобщая история искусств. Под общей ред. Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга. — М.: Искусство, 1963. — Т. 4 от 6 ноября 2022 на Wayback Machine
- Watkin D. English Architecture. A concise History. — London: Thames and Hudson, 1979. — Pp. 131—138
- Pevsner N. An Outline of European Architecture. 2-nd Edition. — Pelican, 1951
- Parissien S. Adam Style. — Phaidon Press, 1992. — P. 43-44
- Базен Ж. Барокко и рококо. — М.: Слово, 2001. — С. 258
- Власов В. Г. «Адельфи» // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 89—90
- Glendinning M., McKechnie A. Scottish Architecture. —Thames and Hudson, 2004. — ISBN 0-500-20374-1 . — Р. 108
- Власов В. Г. Русский классицизм и его источники // Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 149—153
- The Adam Style. college.holycross.edu. Retrieved 31 January 2022 от 31 января 2022 на Wayback Machine
Ссылки
- 2020-09-02
- 1