Interested Article - Якоб Фабер

Якоб Фабер ( лат. Jacobus Faber Stapulensis , ок. 1460 , Этапль (город в Пикардии )— 1536 , Нерак (город в Аквитании )), или Жак Лефевр из Этапля ( фр. Jacques Lefèvre d'Étaples ) — французский гуманист , католический теолог , философ , теоретик музыки и математик . Преподавал в Парижском университете. Наиболее известен как первый переводчик на французский язык полного текста Библии (так называемой , 1530).

Биография

Обучался в Парижском университете под началом Георгия Эрмонима . В 1487 году приехал в Италию, где слушал лекции Аргиропула . Затем вернулся во Францию и преподавал в Париже, где среди его учеников были Ватабль , Фарель и Маргарита Наваррская , которая предоставила ему убежище в своей вотчине в 1531 году.

Деятельность

Своими комментариями к Аристотелю внес ценный вклад в философскую литературу того времени . В своих работах по логике он следовал направлению, родственному так называемым « » (одно из подразделений средневековых номиналистов ), и образовал целую школу «фабристов», весьма распространённую во Франции и Германии. Среди учеников его особенно выдаётся Шарль Бовель , известный и как математик; своё философско-богословское учение последний развивал, однако, скорее в церковно-католическом духе, нежели в духе своего учителя, вольномыслие которого привело его к открытому столкновению с Сорбонной, объявившей его еретиком. Издал (с комментариями):

  • сочинения Николая Кузанского ,
  • Основы арифметики, в 10 книгах (Elementa arithmeticae, Париж, 1496), комментарий к «Арифметике» Иордана Неморария ;
  • Textus de Sphera Johannis de Sacrobosco ;
  • Начала Евклида ( Geometria Euclidis Megarensis . Париж, 1516). Помощником Фабера в деле издания Начал Евклида был Михаил Понтанус. В этом издании, подробно описанном Хизом и М. Кантором , сравнивается текст Начал по первому печатному изданию Ратдольта и по изданию Б. Замберти (первый полный перевод «Начал» Евклида на латынь). В заглавии указано пять авторов: Евклид , Джованни Кампано , Теон Александрийский , и Hypsicies. В тексте предложения упорядочены так: сначала идёт предложение и изложение (enunciatio), по первому изданию Начал , озаглавленное как Euclides ex Campano, затем следует доказательство с пометкой Campanus, и после этого то, что названо как Campani additio, и отсутствует у Замберти. Затем следует предложение и изложение, озаглавленное как Euclides ex Zamberto, и, наконец, следует доказательство, озаглавленное как Theo ex Zamberto. Таким образом, издатели считали авторами доказательств Кампано и Замберти. Важный недостаток издания заключался в игнорировании исторической стороны предмета до того, что читатель оставался в полном неведении об отношениях, существовавших во времени и частью в пространстве между Эвклидом , Кампано, Теоном и Замберти.

Среди трудов Жака Лефевра — учебники по всем дисциплинам квадривия , неоднократно переиздававшиеся во Франции, в том числе:

  • Основы музыки, в 4 книгах (Elementa musices, Париж, 1496), в традициях пифагорейской «музыкальной» арифметики Боэция;
  • Краткое изложение «Арифметики» Боэция (Epitome… in libros arithmeticos Divi Severini Boetii; там же, 1496);
  • Игра ритмимахия, которая именуется и битвой чисел (Rithmimachiae ludus; там же, 1496);
  • Введение в астрономию, в 2 книгах (Introductorium astronomicum theorias corporum coelestium duobus libris complectens; там же, 1517).

В своих трудах по теории музыки предложил математический способ деления целого тона на две равные части — проблема, которая занимала умы ученых музыкантов на протяжении полутора тысячелетий (см. Темперация ).

Примечания

  1. Комментарии и парафразы Аристотелевских сочинений (лат.)
  2. Graf. Essai sur la vie et les écrits de J. Lefèvre d’Estaples . Страсбург, 1842.
  3. . Дата обращения: 24 июля 2007. 1 мая 2008 года.
  4. Кантор М. Лекции . Bd. 2

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • The Prefatory Epistles of Jacques Lefèvre d’Etaples and Related Texts, ed. E.F. Rice Jr. New York, 1972.
  • Palisca C.V. Humanism in Italian Renaissance musical thought. New Haven, 1985.
  • Seidel W. Französische Musiktheorie im 16. und 17. Jahrhundert // Geschichte der Musiktheorie, hrsg. v. F. Zaminer. Bd. 9. Darmstadt, 1986, SS. 1-140.
  • Lindley M. Stimmung und Temperatur // Geschichte der Musiktheorie, hrsg. v. F. Zaminer. Bd. 6. Darmstadt, 1987, SS. 109—331.
  • Vendrix P. On the theoretical expression of music in France during the Renaissance // Early Music History, vol. 13 (1994), pp. 249-73.
  • Gervink M. Die musikalisch-poetischen Renaissancebestrebungen des 16. Jahrhunderts in Frankreich und ihre Bedeutung für die Entwicklung einer nationalen französischen Musiktradition. Frankfurt, 1996.

Ссылки

Источник —

Same as Якоб Фабер