Interested Article - Язид ибн Абу Суфьян

Язид ибн Абу Суфьян ибн Харб ибн Умайя ( араб. يزيد بن أبي سفيان بن حرب بن أمية ‎, умер в 639 ) — арабский военный и государственный деятель, участник завоевательных походов Праведного халифата в Сирию и Палестину . Представитель династии Омейядов , старший единокровный брат первого халифа династии Муавии ибн Абу Суфьяна . Вали праведных халифов в , Иордании и Палестине .

Источники

Большая часть истории раннего ислама передавалась устно . Известно очень мало источников времён Праведного халифата , дошедших до наших дней. Не известно, существовали ли другие источники в принципе . Источники об этом периоде, ровно как и о периоде господства династии Омейядов писались преимущественно в годы следующего Аббасидского халифата . Правление последних было весьма тенденциозно, что сказалось и на трудах придворных историков. Отношение в их работах к Омейядам крайне предвзято, поскольку Аббасиды считали их светскими государями , которые поддерживали традиции эпохи джахилии . В противовес им историки рассказывали о своих действующих правителях как об истинных покровителях ислама и борцами с ересью и неверием .

Происхождение и ранние годы

Карта роста Арабского халифата на разных этапах. К моменту смерти Мухаммеда в 632 году ислам распространился по всей Аравии (выделена зелёным цветом)

Язид родился в Мекке . Он происходил из древнего и широко известного ещё в доисламские времена рода Бану Умайя или Омейядов . Род этот курайшитский , традиционно правящего племени Мекки . Отец Язида, Абу Суфьян ибн Харб , получивший известность как купец , водивший караваны в Сирию , тоже родился в Мекке . В дальнейшем он стал лидером , политеистического бану , доминирующего племени Мекки на ранних этапах конфликтов курайшитов с пророком Мухаммедом . Последний тоже происходил из курайшитов и был дальним родственником Язида через общего предка по отцовской линии Абд Манафа ибн Кусая . Мать Язида, Зайнаб бинт Навхаль, принадлежала к племени . Язид принял ислам вместе со своим отцом и братьями в 630 году, после того, как Мухаммед захватил Мекку из политических соображений, поскольку считали, что новая религия вскоре будет намного сильнее старой .

В том же году, вскоре после принятия ислама Язид сражался на стороне пророка и его мусульманских подданных в битве при Хунейне против бедуинского кочевого племени и его союзников. За победу в этом сражении он получил от пророка в подарок сто верблюдов и сорок унций серебра . Мухаммед не в первый раз одаривал членов Бану Умайя и прочую мекканскую знать и подобное отношение к ним было продиктовано сугубо политическими взглядами: поскольку они обладали авторитетом и силой, то заручившись поддержкой клана, её можно будет использовать в свою пользу . В дальнейшем Язид вступил в брак с Фахитой, дочерью Абдуррахмана ибн Ауфа одного из сподвижников Мухаммеда .

Служба в Сирии

В 633 или 634 году, после смерти Пророка мусульмане избрали его тестя Абу Бакра преемником с титулом халифа («халифа расуль Аллах », «Заместитель посланника Аллаха»). Последний решительно продолжил мусульманскую экспансию уже за пределами Аравийского полуострова . Он назначил Язида одним из командующих арабской армией в ходе завоевания Сирии и Палестины , которые принадлежали Византийской империи . Мусульмане пытались захватить их ещё в последние годы жизни Мухаммеда, но безуспешно . Согласно разным источникам, в группировке Язида насчитывалось от 3 до 7,5 тысяч человек. Первоначально халиф направил их в , рядом с Мёртвым морем . Конечной целью армии было взятие Дамаска . В целом в Палестину и Сирию отправились 4 группировки. Остальными командовали Амр ибн аль-Ас , Шурахбил ибн Хасана и Абу Убайда ибн аль-Джаррах . Верховным командующим войсковой группировки, ведущей наступление в Сирию и Палестину, стал Халид ибн аль-Валид . У мусульман не было никаких данных о численности противника .

Выбор командующего оказал очень высокое влияние на дальнейшую судьбу халифата. Бану Умайя на тот момент уже владели землями в Сирии (и вели здесь многие торговые операции ). Кроме того, Язид взял с собой младшего брата, Муавию, который в дальнейшем стал его наследником на многих постах, включая командующего экспедиционной армией . В конечном счёте, это привело в увеличению власти Бану Умайя и к осуществлённому Муавией захвату власти в Халифате . При этом изначально Абу Бакр стремился отстранить от власти тех представителей племени, которых он считал наиболее опасными. За другими, в частности за Язидом он тщательно смотрел, согласно средневековым исламским источникам, двигался вместе с ним на коне .

Язид покинул Медину самым первым . Интервал между силами составлял около суток. Первым противником наступавших мусульманских сил стали арабы-христиане , которых греки послали для отражения наступления. Но вскоре после начала схватки они покинули поле боя. Язид продолжил движение долине Вади-эль-Араба и добрался до неё почти в то же время, когда Амр ибн аль-Ас достиг Эйлата . Против них выступили войска Византии примерно равной численности. Обоим военачальникам удалось опрокинуть противника и обратить его в бегство . В мае 634 года несколько групп объединились в Палестине и подчинили своему влиянию город Босра , первую значимую греческую твердыню на своём пути . Следом мусульманские войска вступили в . В этом сражении Язид выступал в качестве заместителя командира (общее руководство взял на себя либо Халид ибн аль-Валид , либо Амр ибн аль-Ас ). Мусульманской армии удалось нанести противнику сокрушительное поражение . В дальнейшем Язид продолжал операции в регионе, в частности участвовал в захвате Аммана в 635 году .

Примечания

  1. . . — N. Y. : NYU Press , 2003. — P. 6—7. — 320 p. — ISBN 978-0-8147-7564-6 .
  2. , с. 163.
  3. , p. 312.
  4. , с. 21.
  5. , p. 151.
  6. , p. 263.
  7. , pp. 21—22.
  8. , с. 21; , p. 312.
  9. , с. 23.
  10. , p. 448.
  11. , с. 101.
  12. , pp. 115—119.
  13. , Часть IV, «Открытие Сирии», глава 27, третий подраздел.
  14. , p. 35, comm. 33.
  15. , с. 103.
  16. , pp. 265—266.
  17. , Часть IV, «Открытие Сирии», глава 27, третий подраздел; , p. 35.
  18. , Часть IV, «Открытие Сирии», глава 27, четвёртый подраздел.
  19. , p. 41; , p. 123.
  20. , p. 123.
  21. , с. 109.
  22. , pp. 123—124.

Литература

Источник —

Same as Язид ибн Абу Суфьян