Соната для фортепиано № 5 (Бетховен)
- 1 year ago
- 0
- 0
Соната для фортепиано № 15 ре мажор, op. 28, была написана Бетховеном в 1801 году и посвящена Йозефу фон Зонненфельсу, секретарю Венской академии изящных искусств. Соната, также, как и сонаты № 11 и 12 , названная Бетховеном «большой сонатой», была издана А. Кранцем в Гамбурге под названием «пасторальная». Это название, впоследствии, и закрепилось за произведением, как в полной мере соответствующее его музыке . Написание сонаты такого типа, сразу после «лунной» , характерно для Бетховена, творчество которого насыщено полярными эмоциями. Многие критики, такие, как Ленц , Нагель , Ромен Роллан , отмечали идиллическое спокойствие сонаты, лишённое чрезмерных страстей, композитор словно отдыхает, после написания крайне эмоциональной лунной сонаты.
Соната для фортепиано № 15 Бетховена состоит из четырёх частей: 1) Allegro, 2) Andante, 3) Scherzo, Allegro vivace, 4) Rondo, Allegro ma non troppo.
Первая часть сонаты Allegro, D-dur, состоит из лирических пасторальных тем, развивающихся в экспозиции , в разработке привносится некоторый драматизм, который однако полностью растворяется в репризе , повторяющей череду образов экспозиции.
Вторая часть сонаты Andante, d-moll, представлены несколькими лаконичными вариациями , несколько схожими с вариациями первой части сонаты № 12.
В третьей части сонаты Scherzo, Allegro vivace, D-dur, свободно и непринуждённо звучат фольклорные мотивы. Вариации трио третьей части сонаты, впоследствии, послужили примером для композиторов XIX века — Шопена , Бизе , Грига , при написании музыки близкой к народным мотивам.
Четвёртая часть сонаты Rondo, Allegro ma non troppo, D-dur, возвращается к темам первой части, органично завершая сонату .