Interested Article - Мухаммад ибн Исмаил ад-Дарази

Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн Исмаи́л ад-Дарази́ ( араб. أبو عبد الله محمد ابن إسماعيل الدرزي ‎), также известен как Наштаки́н ад-Дарази ( араб. نشتكين الدرزي ‎; ум. ок. 1019 —1020 ) — один из основателей и эпоним религии друзов . Иноверцы называют друзов так именно по имени Дарази. Сами друзы нередко негативно относятся к личности Дарази и слово «друзы», как самоназвание не употребляют (часто воспринимают его, как оскорбительное). Они используют в отношении себя слово «муваххидун» ( араб. موحدون ‎), которое может быть переведено как «единобожники», а может быть переведено как «объединившиеся».

Биография

Ад-Дарази был тюрком или персом по происхождению , родился в Бухаре (совр. Узбекистан ) . Из-за того, что арабское письмо является консонантным, возможно несколько прочтений его нисбы ( араб. الدرزي ‎): ад-Дарази, ад-Дурзи, ад-Дурузи .

Согласно аз-Забиди , нисба «ад-Дарази» восходит к некоему Даразе и его сыновьям ( араб. أولاد درزة ‎), которые были портными и ткачами . По профессии, скорее всего, был портным, однако рано стал профессиональным исмаилитским проповедником, агентом фатимидских спецслужб, был привлечен к службе при фатимидском дворе в Каире во времена халифа Аль-Хакима . Сам халиф аль-Хаким «и его ближайший друг, философ ад-Дарази, проводили ночи, практикуя странные ритуалы на каирских холмах…». Известно, что Дарази прозывался «Меч Веры» и «Господин указующих (на прямой путь)» . Привлек значительное количество новых членов в прото-друзскую общину в Каире, однако друзские источники утверждают, что Дарази в своих проповедях применял морально недопустимые методы [ какие? ] привлечения новых верующих.

Вероятно (но строго не доказано), что Дарази сыграл решающую роль в оформлении идеологии реформ аль-Хакима, проведении этих самых реформ в период самых радикальных мер и в уничтожении оппозиции реформам, по меньшей мере, в области внешней политики, пропаганды исмаилизма за рубежом, а также управления завоеванными Фатимидами провинциями.

На первом этапе Дарази поддержал аль-Хакима, нанося удар по традиционным христианским конфессиям и поддерживая оппозиционные христианские церкви и еврейскую общину , играя на имущественных конфликтах между христианскими конфессиями.

Другим руководителем прото-друзской общины был Хамза ибн Али ибн Ахмад . По версии друзов, Хамза сильно расходился во взглядах с Дарази и фактически был его оппонентом . Наконец есть распространенная в кругах, близких к друзским шейхам , версия, что Дарази был учеником Хамзы, исказившем волю и мысли своего учителя. Однако антидрузские источники утверждают, что, наоборот, Хамза был учеником Дарази.

Хамза ибн Али писал в своем «Послании о цели и добром наставлении» :

…Так же и ад-Дарази, который назвал себя сперва «Мечом Веры» (араб. сайф аль-иман ), когда же его стали порицать за это, и объяснили ему, что это абсурд и ложь, потому что вера ( иман ) не нуждается в мече, который будет ему помогать, но верующие нуждаются в силе меча и мощи, он отказался от этого имени, и прибавилось в нём неповиновения, стали ясными противоречия в его делах, и прозвал он себя языческим именем и сказал: «Я Господин указующих», то есть «я лучше Имама аль-Махди »

Дарази попал в опалу после того, как в 407 году хиджры ( 1016 год ) провозгласил аль-Хакима инкарнацией бога . По одной из версии он бежал в Ливан , где начал проповедовать учение о божественности аль-Хакима , по другой — был казнен. По версии, восходящей к друзским источникам Дарази, попав в опалу, возглавил уличные беспорядки в Каире в районе соборной мечети Райдан, направленные против Хамзы ибн Али, в ходе которых и погиб в первый день 409 года хиджры ( 1018 год ). Также существуют версии о смерти в 1019 и 1020 году .

Религиозные убеждения

После прибытия в Египет и начала служения у халифа аль-Хакима, ад-Дарази написал ему книгу, в которой говорится о том, что душа Адама переселялась в предков халифа, пока, наконец, не вселилась в него. Ад-Дарази в своих трудах утверждал пантеизм и теорию о переселении душ , он говорил, что Бог вселился в Али ибн Абу Талиба, а затем божественность передавалась из поколения в поколение, пока не вселилась в аль-Хакима. Ад-Дарази и Хамза ибн Али до начала противоречий между ними были единодушны в поклонении аль-Хакиму .

Аз-Захаби так описывал ад-Дарази :

Он заявил о божественности аль-Хакима и был убит за это.

Сияр Алам ан-нубала

Примечания

  1. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 4 апреля 2021.
  2. Muḥammad ibn Ismāʿīl ad-Darazī // (англ.)
  3. Аз-Зирикли . = الأعلام. — 15. — Бейрут: Дар аль-Ильм лиль-Малаин, 2002. — Т. 6. — С. 35.
  4. (ар.) = الدروز. — Всемирная ассамблея мусульманской молодежи. 21 июня 2013 года.
  5. (ар.) = المبحث الرابع: أشهر دعاة الدروز وآراؤهم // Энциклопедия сект, приписываемых исламу. — Dorar.net. 19 октября 2013 года.
Источник —

Same as Мухаммад ибн Исмаил ад-Дарази