Лак
(
фр.
lac
,
итал.
lago
,
нем.
Lack
,
англ.
lake
, также уст.
бакан
) — тип
пигмента
в котором растворимый краситель осаждается на носитель, обычно
квасцы
. В отличие от нерастворимых пигментов, таких как
киноварь
или
ультрамарин
, органические
красители
, часто растительного или животного происхождения, растворимы в воде и для использования в красках должны быть связаны с инертным бесцветным носителем. Многие лаки имеют низкую светостойкость из-за свойств красителя. Красные лаки часто использовались в художественных произведения
ренессанса
и
барокко
, обычно в виде прозрачных
лессировок
, для изображения ярких цветов
тканей
.
Содержание
Этимология
Слово
лак
происходит от слова
lac
, которым в западноевропейских языках обозначалась смола (
шеллак
). Слово имеет тот же корень, что и слово
лак
(lacquer) и происходит от
индийского
(
хинди
लाह
—
laah
), через
арабский
(
араб.
لاك
—
lak
) и
персидский
(
перс.
لاک
—
lak
) языки
.
Химия
Многие пигменты-лаки являются
азо
-красителями, с
сульфонатными
или карбоксилатными
, придающие
хромофору
отрицательный
заряд
. Металлическая соль, служащая основанием лака, должна быть инертной,
нерастворимой
в связующем веществе и бесцветной
. Органический компонент пигмента определяет длину волны поглощенного и отраженного света. В античности основанием служили мел, белая глина или дробленые кости животных. Сегодня для этой цели часто используются
сульфат бария
,
сульфат кальция
,
гидроксид алюминия
и
оксид алюминия
(квасцы).
В искусстве
Пигменты-лаки имеют долгую историю использования в искусстве. Некоторые производились на протяжении многих лет и распространялись на большие расстояния. Особенно значимыми в истории искусств были красные лаки, которые часто использовались в лессировках по непрозрачному пигменту, например киновари, либо смешивались с
белилами
и киноварью для получения глубокого красного цвета. Часто использовались Тицианом и другими
венецианскими
художниками
XV века
для изображения ярких тканей
.
Натуральный
индиго
производился из листьев
вайды
и был известен уже в
Древнем Египте
. В позднем
средневековье
мода на текстиль, окрашенный вайдой, привела к чрезмерному выращиванию растения и истощению почвы во многих частях
Европы
. После активизации торговли с Востоком, продукт, полученный из растения
индигофера
стал активно импортироваться из
Индии
, заменив вайду, а ее производство стало в Европе экономически невыгодным. Сейчас краситель синтезируется химически. И краситель и пигмент не светостойки
.
Краплак
изначально производился из корня
марены
. Основным красителем корня является
ализариновый красный
, производимый в наше время синтетически. Поскольку краситель и пигмент не светостойки, в современном искусстве они обычно заменяются
пигментами
.
Индиго и краплак в настоящий момент производится синтетически, хотя натуральные продукты находят свое применение у художников и
реставраторов
. Кошениль используется в
косметической
и
пищевой
промышленности.
Примечания
Фармаковский М.В. Акварель. Ее техника, реставрация и консервация., М. 1950, стр. 33
↑
K. Hunger. W. Herbst "Pigments, Organic" in
Ullmann's Encyclopedia of Industrial Chemistry
, Wiley-VCH, Weinheim, 2012.
doi
:
↑
David Bomford and Ashok Roy,
A Closer Look - Colour
, National Gallery Company, p. 41.
Webster's New World Dictionary of American English
, Third College Edition, 1988.
Society of Dyers and Colourists.
A Colour Chemist's History of Western Art
(неопр.)
// Review of Progress in Coloration. — 1999. —
Т. 29
,
№ Millennium Issue
. —
С. 43—64
.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 ноября 2016.
20 ноября 2016 года.