Interested Article - Ноктюрн (живопись)

Джеймс Уистлер , Ноктюрн в чёрном и золотом — падающая ракета , 1874

Ноктюрн [в живописи] (от фр. nocturne — ночной) — термин, который использовал американский художник, живописец и график, конца XIX века Джеймс Уистлер , предшественник импрессионизма и символизма , для обозначения жанра живописи , изображающего ночные или сумеречные сцены . В названиях своих произведений Уистлер любил использовать музыкальные термины. Он именовал свои картины , офорты и хромолитографии «симфониями», «гармониями в жёлтом и голубом», «аранжировками» «этюдами в светлых тонах», чтобы подчеркнуть их тональные качества и кантабильность («певучесть») линий, «мечтательное, задумчивое настроение композиций», далёких от повествовательности и описательности .

Использование термина «ноктюрн» в американском искусстве может быть связано с течением тонализма , появившегося в Америке в конце XIX века. Произведения художников этого течения «характеризуются мягким, рассеянным светом, приглушенными тонами и туманными описаниями объектов, все это пропитывало работы сильным чувством настроения» . Наряду с зимними сценами, ноктюрны были общей темой тонализма . Фредерик Ремингтон использовал этот термин также для своих ночных сцен описания дикого запада .

«Ноктюрны» Джеймса Уистлера

«Ночные сцены» в истории классического западноевропейского искусства

Жанр «ночных сцен» возник в истории классического искусства благодаря художникам лотарингской школы, творчеству караваджистов , английских гравёров меццо-тинто . Наиболее известны произведения живописца лотарингской школы из Люневиля Жоржа де Латура . Используя метод Караваджо , он писал картины, персонажи которых освещены скрытым источником света либо горящей свечой, отбрасывающей причудливые тени. Этот стиль , по своеобразному замечанию Ю. К. Золотова , мог возникнуть только в полутёмных интерьерах сельской Франции и «находится вне традиции, как итальянской, так и французской школ» .

Многие голландские и фламандские живописцы использовали эффекты светотени , однако причисление к жанру ночных сцен картин Рембрандта неосновательно, что убедительно доказывает анализ его знаменитой картины « Ночной дозор » (который оказался совсем не ночным) и других произведений выдающегося голландского художника .

Традицию изображения «ночных сцен» продолжали Утрехтские караваджисты : Геррит ван Хонтхорст , Дирк ван Бабюрен , Хендрик Тербрюгген и многие другие. За мастерство в изображении ночных сцен при искусственном освещении Геррит ван Хонтхорст получил прозвание «Геррит ночной», у итальянских художников: «Ночной Герардо» ( итал. Gherardo delle Notti ).

Техника меццо-тинто , или «английская манера», позволяла художникам-гравёрам бархатистостью тона и богатством светотеневых оттенков добиваться необычайной глубины тона и подсказывала различные светотеневые эффекты в изображении фигур в полутёмных интерьерах при скрытом источнике света и в ночных пейзажах.

В искусстве малых голландцев XVII века в череде многих жанровых разновидностей пейзажной живописи: панорамные, лесные, зимние и городские виды; имели место «сцены при лунном свете» и даже «ночные пожары». В числе наиболее значительных пейзажистов и «жанристов» ночных сцен были Арт ван дер Нер , Якоб ван Рёйсдал , Ян ван Гойен , Мейндерт Хоббема , Адриан ван де Велде , Ян Порселлис , Филипс Конинк , Хендрик Аверкамп , Леонард Брамер .

«Ночные сцены» в западноевропейской живописи изучали отечественные историки искусства, среди которых наиболее известны работы Ю. А. Тарасова и М. А. Костыри .

«Ночные сцены» в западноевропейском искусстве

Фредерик Ремингтон

Американский художник Фредерик Ремингтон (1861—1909) был настолько известен изображениями ночных сцен в истории Дикого Запада , что в 2003—2004 годах была организована выставка « Фредерик Ремингтон: Цвет ночи» , которая была показана Национальная галерея искусств и Музее Гилкриза . Ремингтон писал многие из своих «ноктюрнов» в последние годы жизни, при переходе от работы иллюстратора к карьере живописца-импрессиониста. Одним из характерных примеров является работа «Паническое бегство» (1908).

Томас Икинс , Гайавата , 1870,
Роберт Анри , Снег в Нью-Йорке, 1902, иллюстрирует городской ноктюрн американского реалиста . Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия.

Ночные сцены в американской живописи

Томас Коул , Путешествие жизни , Старость, 1842, Национальная художественная галерея

Ночные сцены в творчестве других художников

Томас Коул , Торнадо, 1835. Основатель группы пейзажистов Гудзон-Ривер , в 1825 году, которая доминировала в ландшафтном движении в Америке до 1870-х годов.

Примечания

  1. 16 июня 2010 года. Retrieved June 13, 2010
  2. от 12 января 2012 на Wayback Machine , from the Tate , retrieved April 12, 2009
  3. Свет в ночи. Ноктюрн в живописи. — Litres, 2017-09-05. — 242 с. — ISBN 9785457936409 .
  4. Власов В. Г. Уистлер, Джеймс // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имен, 1997. — С. 401—402
  5. Anderson R., Koval А. James McNeill Whistler: Beyond the Myth. — De Capo Press, 2002. — Р. 186. — ISBN|0-786-71032-2
  6. . (2011). The Grove Encyclopedia of American Art, Volume 1 Oxford University Press. p. 54. ISBN 0195335791 .
  7. Conrads, Margaret C. (1990). American Paintings and Sculpture at the Sterling and Francine Clark Art Institute. Contributor: Sterling and Francine Clark Art Institute. Hudson Hills. p. 148. ISBN 1555950507 .
  8. . National Gallery of Art. Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано из 24 сентября 2012 года.
  9. . National Gallery of Art. Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано из 16 сентября 2012 года.
  10. Золотов Ю. К. Жорж де Ла Тур. — М.: Искусство, 1979. — С. 92, 104
  11. Фромантен Э. Старые мастера. — М.: Советский художник, 1966. — С. 206—221
  12. Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. — Л.: Искусство, 1986. — С. 113—114
  13. Тарасов Ю. А. Голландский пейзаж XVII века. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — С. 145—172
  14. Костыря М. А. Ночной пейзаж в западноевропейской живописи XVII века. — Автореф. Дис. канд. искусствоведения, 2004
  15. Костыря М. А. Малые голландцы. Реальность и символика // Наука и жизнь. — 2011. — № 12. — С. 150—160
  16. Костыря М. А. Малые голландцы. — СПб.: Аврора, 2002. — 64 с.
  17. . Nga.gov. Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано из 16 сентября 2012 года.
  18. . Nga.gov. Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано из 29 сентября 2012 года.
  19. . Дата обращения: 3 сентября 2012. 29 сентября 2011 года.
  20. . Дата обращения: 1 июня 2019. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  21. . Дата обращения: 1 июня 2019. 5 июня 2011 года.
  22. . Дата обращения: 1 июня 2019. 31 августа 2021 года.
  23. . Дата обращения: 1 июня 2019. 5 июня 2019 года.

Литература

  • Holden, Donald. Whistler: Landscapes and Seascapes . Lakewood, New Jersey: Watson-Guptill Publications, 1984.
  • Anderson, Nancy with Alexander Nemerov and William Sharpe. Frederic Remington: The Color of Night. Washington, D.C.: National Gallery of Art, 2003.
  • Sharpe, William C. New York Nocturne: The City After Dark In Literature, Painting, and Photography, 1850—1950 . Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2008.
  • Simpson, Marc and others. Like Breath on Glass: Whistler, Inness, and the Art of Painting Softly . Williamstown, Massachusetts: Sterling and Francine Clark Art Institute, 2008 (printed by Yale University Press).
Источник —

Same as Ноктюрн (живопись)