Interested Article - Тарасикоми

Тарасикоми ( яп. 垂らし込み , капнуть внутрь) — техника в изобразительном искусстве Японии , где второй слой краски или чернил наносится до того, как высохнет первый слой . Благодаря этому на изображении создаётся эффект естественной текстуры ряби на воде, коры дерева, лепестков цветов и другие, а также смешение цветов. Художник обычно не мог контролировать получившийся от тарасикоми эффект . Изначально мастера японской живописи работали в основном на бумаге и шёлке чернилами или акварельными красками, где легко применяется тарасикоми. Первые работы датируются VII—VIII веками, в основном это различного вида свитки .

Этимология

Сэссю , пейзаж в технике «разлетающаяся тушь»

Японское слово тарасикоми обозначает «закапать» или «соединить две жидкости» . Также оно обозначает визуальный эффект, появившийся в результате применения техники . Неизвестно, когда появился и вошёл в обиход сам термин; однако тарасикоми объединяет в себе несколько сходных по исполнению технологий, появившихся в период Эдо .

Работа с техникой

Ирисы у Яцухаси , Огата Корин. Тарасикоми используется при изображении моста и создает эффект старого дерева.

Хоть окончательный эффект тарасикоми не может контролироваться художником, многое зависит от предварительной подготовки поверхности для нанесения рисунка . Шёлк и бумагу пропитывали особым веществом на основе квасцов , чтобы уменьшить впитываемость материала и сгладить стыки на местах соединения отдельных кусков. Мастера школы Римпа научились добиваться впечатляющих эффектов и смешения красок, создавая с его помощью даже тонкие элементы рисунка . Важным навыком в работе с тарасикоми также являлась скорость, поскольку слой краски или чернил необходимо было наносить весьма быстро до высыхания первого слоя. В этом плане техника имеет общее с пейзажами, которые создавал Сэссю в технике хабоку («разлетающаяся тушь») . В отличие от хабоку при тарасикоми художник больше контролирует краску, оно больше походит на эффект «пятен», а не брызг или подтёков .

Для тарасикоми использовались краски из органических материалов природных цветов. Это помогало художникам создавать естественно выглядящие в природе контрасты и цветовые решения (мох на старых деревьях и прочее) . Этим часто пользовался Огата Корин . Например, при создании шестистворчатой ширмы Ирисы у Яцухаси техника тарасикоми использовалась при изображении моста и создании естественного эффекта старого дерева .

Применение тарасикоми сыграло решающую роль в ориентировании школы Римпа на декоративный стиль, к которому искусствоведы XIX и XX веков привыкли относить большинство направлений искусства Японии . Различные техники создания рисунка при помощи капель, пятен и смешения красок рассматривались именно с этой точки зрения, в результате в среде исследователей искусства произошло некоторое расхождение, поскольку тарасикоми имело более широкое применение помимо декора .

История

Кипарис , Икэда Косон

Техника тарасикоми ассоциируется с мастерами школы Римпа и стала своего рода их отличительным знаком . С её помощью они изображали кору деревьев, ветки, стволы . Работы каллиграфиста и художника Хонъами Коэцу (1558—1637) считались в своё время эталоном японского искусства. В его творчестве черпали вдохновение основатели школы Римпа Таварая Сотацу и Огата Корин . Изобретателем тарасикоми считается именно Таварая Сотацу . Таварая Сотацу владел магазином вееров и декоративных свитков, с них он начал эксперименты с техникой . Таварая Сотацу больше работал с чернилами и применял тарасикоми в монохромных рисунках . В отличие от будущих последователей Таварая Сотацу применял эту технику для создания общего поля рисунка, а не на отдельных областях . Для создания своих монохромных работ Сотацу мог использовать множество слоёв чернил, добиваясь множества различных эффектов . Свои находки художник перенёс и на цветные работы, и ставшие в это время популярными яркие ширмы с богатым золотым фоном .

Цветение красной и белой сливы , тарасикоми используется при создании стволов и веток

В отличие от Тавараи Сотацу Огата Корин и его последователи использовали на своих работах чёткие контуры и большее количество цветов . На своей известной ширме Цветение красной и белой сливы (1712—1713) техника тарасикоми использовалась для создания стволов и веток деревьев; было задействовано несколько пигментов . Техника задействована и на другой известной ширме авторства Огаты Корина Ирисы у Яцухаси .

Часто использовал тарасикоми и Сакаи Хоицу (1761—1828). Свиток Ночной вид арочного моста у храма Сумиёси является ярким примером смешивания цветов при помощи тарасикоми .

Примерами использования тарасикоми являются Осенний клён Сакаи Охо, где сияние красной и оранжевой листвы контрастирует с тёмным стволом, раскрывая колористику и красоту сезона , и роспись ширмы Кипарис Икэды Косона. Икэда Косон изобразил крупным планом кипарисы хиноки и целое пространство в тумане; всё это он делает только лишь при помощи чернил, варьируя оттенки от чёрного до серого в листьях и закрученных ветках. Текстура и форма изображения созданы благодаря тарасикоми и нанесению влажных чернил поверх ещё не высохших бледных участков на коре деревьев .

Последним представителем школы Римпа считается Сэкка Камисака , сочетавший в своих работах традиционный декоративный стиль своих предшественников и европейский модерн . Применение тарасикоми у Сэкки можно увидеть на свитке Дзюродзин и расписной фусуме Бамбук и волны , выставленных в Метрополитен-музее в Нью-Йорке .

Бамбук и волны , применение тарасикоми в XX веке.

Примечания

  1. , p. 57.
  2. Winter, John. «Japan, VI, 1: Painting materials and techniques.» Grove Oxford Art Online, 2009
  3. , p. 58.
  4. , p. 60.
  5. , p. 146.
  6. Wilson, Richard. «Tawaraya Sotatsu.» Grove Oxford Art Online, 2009
  7. Yuzo, Yamane. «Sotatsu.» Monumenta Nipponica Vol. 20. Sophia University, 1965
  8. , p. 61.
  9. , p. 62.
  10. , p. 63.
  11. Ogata: (1) Ogata Korin. Grove Oxford Art Online, 2009
  12. Nikoru, C. W. (неопр.) . — Kodansha , 1997. — ISBN 978-4-7700-2088-8 . 12 февраля 2022 года.
  13. Ohki, Sadako. «Sakai Hoitsu [Sakai Tadanao; Ukean].» Grove Oxford Art Online, 2009
  14. . The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 15 ноября 2017. 17 ноября 2017 года.
  15. . Дата обращения: 15 ноября 2017. Архивировано 10 сентября 2011 года. . Дата обращения: 15 ноября 2017. Архивировано из 10 сентября 2011 года.
  16. . The Art Institute of Chicago (1 июля 2007). Дата обращения: 9 июня 2011. 12 октября 2008 года.
  17. . Metropolitain Museum of Art. Дата обращения: 15 ноября 2017. 14 ноября 2017 года.
  18. . Metropolitain Museum of Art. Дата обращения: 15 ноября 2017. 14 ноября 2017 года.

Литература

  • Carpenter, John T. (англ.) . — Metropolitan Museum of Art, 2012. — ISBN 9781588394712 .
  • Lippit, Yukio. (англ.) // Anthropology and Aesthetics : journal. — 2007. — No. 51 . — P. 57—76 .


Источник —

Same as Тарасикоми