Вольбек, Андерс
- 1 year ago
- 0
- 0
Та́насух ( араб. تناسخ ), накл, танаккул, интикал, такаммус — учение о переселении души из одного тела в другое, реинкарнация , метемпсихоз, в некоторых исламских течениях. В традиционной исламской богословской и доксографической литературе последователей течений, исповедующих веру в переселение душ называют асхаб ат-танасух или танасухиты .
Вера в переселение душ присуща многим древним народам (индийцам и др.), языческим религиям и религиозно-философским учениям (греко-эллинистической и др.) . Представление о реинкарнации, возможно, было заимствовано из названных источников, прежде всего « крайними шиитами » . Некоторые группы, отколовшиеся от исламского правоверия, также ввели танасух в свою веру. К таким группам относились сторонники фатимидского халифа аль-Хакима , кайсаниты , друзы , исмаилиты , алавиты (нусайриты), мутазилиты -хабититы (последователи Ахмада ибн Хабита), кадариты , «крайние» рафидиты и др. Среди них было распространено представление о том, что переселение душ происходит в этом мире. Души меняют свою телесную оболочку ( калиб ), подобно тому как человек меняет обветшалую одежду на новую. Состояние новой оболочки зависит от того, как действовала душа в прежней оболочке. Согласно этому представлению, если душа много грешила, то в новой жизни она будет страдать, в противном случае — наслаждаться. Безгрешые дети могут страдать (например, от болезни), если в их телесную оболочку переселилась «согрешившая» душа.
Мухаммиситы (пятиричники) переносили одушевленность на всю природу и полагали, что души «неверных» после смерти помещаются в минералы, железо и глину, а души «правоверных» помещаются последовательно в семь тел, после чего душа познает Бога ( Аллаха ) как свет . Танасух у них ассоциировался с воплощением Аллаха в тело человека ( ), поэтому танасухитов называют также хулулиты . Со временем термин танасух приобрел значение распространения божественного духа (света, частицы) на людей .
Общим для всех сторонников переселения душ в исламе были признание смены телесной оболочки, состояние которой напрямую зависит от поступков человека в прошлой жизни. Асхаб ат-танасух верили в наличие некоторого числа (обычно четырёх) циклов или ступеней, которые состоят в смене оболочек до момента абсолютного очищения, что приводило к отрицанию воскресения и аллегорическому толкованию рая и ада , поскольку они непосредственно переживаются в процессе переселения душ .
Суннитские богословы считают, что вера в переселение души является проявлением язычества и выводит человека из лона ислама, так как танасухиты принижают всемогущество Аллаха и отвергают свидетельства Корана .