Interested Article - Греть покойников
- 2020-02-25
- 1
Греть покойников — поминальный обычай возжигания костра. Цель обряда — «передать» тепло умершим предкам . В Воронежской , Курской , Орловской , Тамбовской губерниях ещё в XIX веке однодворцы жгли костры ранним утром в Сочельник или на Рождество ( Коляду ), кое-где также на Новый год и Крещенье .
Другие названия
рус. греть родителей, жечь перины, жечь катяшки, окуривание родителей, рождественский костёр, Христу ножки посогреть , жечь пурину ; белор. каб душачкі маглі абагрэцця ; укр. гріти діда, гріти душі на небі ; серб. душа прилази ватру да се греjе ; болг. греене на мъртвите ; польск. żeby umarli mogli się ogrzać .
Южновеликорусский обряд
В Курской губернии костёр делался посреди двора из навоза, соломы из постелей, бросали в него зерно и корм для живности, немного ладана. Считается, что в это время усопшие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится ярая (красная). Во время горения костра стояли молча, вспоминая родителей и произнося про себя молитву .
В первый день Рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы, в той слепой уверенности, что умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании и сосредоточенном молитвенном настроении. Зато в других местах около этих костров, взявшись за руки, весело кружатся, как в хороводе на Радунице
В Орле «на Рождество, Новый год и в день Крещения хозяин дома брал горшок с огнём и куль соломы; попрощавшись с домашними, он отправлялся на огород; здесь он сперва полагал три поклона лицом к востоку, потом зажигал сноп соломы с ладаном и приговаривал: „Ты, святой ладонок и серенький дымок, несись на небо, поклонись там моим родителям, расскажи им, как все мы здесь поживаем!“» .
В селах Болховец Белгородского уезда и Лучки Корочанского уезда , а также в селе Талицкий Чамлык (Тамбовский уезд) обряд справлялся на Святках и состоял в обрядовом жжении соломы и назывался «жечь перины» или «греть покойников» .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 543.
- , с. 178.
- ↑ , с. 1—3.
- , с. 409.
- , с. 165—166, 169.
- , с. 218.
- .
- , с. 167.
Литература
- Греть покойников / Агапкина Т. А., Виноградова Л. Н. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 543–544. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- Агапкина Т. А. Греть покойников // Славянская мифология. — М. : Эллис Лак, 1995. — С. 149–150.
- Зеленин Д. К. . — Харьков: Типография «Печатное дело», 1909. — 16 с.
- Зеленин Д. К. // Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901—1913 / сост. А. Л. Топоркова. — М. : Индрик, 1994. — С. 164–178 . — ISBN 5-85759-007-8 .
- Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903.
- // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1987. — Т. III : Муза — Сят. — С. 409–410.
- Юдин А. В. // «Образ мира, в слове явленный...» : сборник в честь 70-летия профессора Ежи Фарыно / Redakcija R. Bobryka, J. Urban, R. Mnicha. — Siedlce : , 2011.
Ссылки
- (youtube.com)
- 2020-02-25
- 1