Седьмой выпуск стандартных марок СССР
- 1 year ago
- 0
- 0
«Седьмой континент» ( нем. Der siebente Kontinent ) — дебютный полнометражный художественный фильм австрийского режиссёра Михаэля Ханеке . Фильм входит в «трилогию о замораживании» наряду с « Видео Бенни » (1992) и «71 фрагмент хронологической случайности» ( 1994 ). Основой для картины послужили реальные события, произошедшие в Австрии, когда семья из среднего класса покончила жизнь самоубийством .
Премьера фильма состоялась 20 мая 1989 года на Каннском кинофестивале . Фильм был выбран в качестве австрийской заявки на кинопремию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке .
Часть первая: 1987 — Разные повседневные сцены и фрагменты демонстрируют жизнь преуспевающей австрийской семьи Шоберов. Семья состоит из мужа (Георг), жены (Анна), и их дочери (Эви). День начинается с будильника и новостей по радио. Чистка зубов, кормление рыбок в аквариуме, затем вкусный завтрак. Эви идёт в школу, а родители по своим рабочим местам. Анна читает вслух письмо, адресованное родителям мужа, в котором рассказывает, что её брат был в глубокой депрессии после смерти их матери, а Георг преуспевает в работе, у него неуклюжий начальник, который хоть и цепляется к Георгу, но скоро должен уйти на пенсию и уступить своё место ему. Девочка Эви заявляет в школе, что она вдруг внезапно ослепла. Муж встречает жену на машине, они едут в супермаркет, делают дорогие покупки, возвращаются домой. Учительница Эви сообщает матери девочки, что та устроила сцену в школе. Когда девочка признаётся, что притворилась слепой, мать даёт ей пощёчину. К ним присоединяется брат Анны. За ужином он вдруг начинает горько плакать в объятиях сестры. Далее все с пустым выражением лица смотрят телевизор и ложатся спать. Между тем показывается кадр с песчаным пляжем, волнами и туманными скалами.
Часть вторая: 1988 — Однообразные дни сменяют друг друга. Будильник, радио, чистка зубов, кормление рыбок… Анна пишет родителям мужа новое письмо, из которого следует, что Георг получил новую должность в конторе, и его родители могут гордиться своим сыном. По дороге домой супруги сталкиваются с ужасной аварией, случившейся на трассе. Когда семья на машине находится в мойке для машин, Анна внезапно начинает плакать. Муж следит за ней с безразличным взглядом.
Часть третья: 1989 — Семья покидает дом бабушки и дедушки после посещения. В письме родителям Георг сообщает, что он покидает свою должность, а Анна также уходит с работы. Георг и Анна закрывают свои банковские счёта, продают машину и покупают разнообразные режущие инструменты. Они решают уехать в Австралию и делают трудный выбор брать ли дочь с собой или нет. После того, как Эва говорит, что не боится смерти, они берут её с собой.
После роскошного ужина семья начинает систематически уничтожать всё в доме. Они рвут и режут всю одежду, картины, занавеси и деньги. Режут на мелкие кусочки все журналы, книги, семейные фотографии и альбомы Эви. Ломают всю мебель: шкафы, диваны, столы, полки… Лишь в момент, когда разбивается аквариум и рыбки погибают, у Эви начинается истерика, родители на некоторое время останавливаются. Затем они спускают все порванные деньги в унитаз. Семья совершает самоубийство путём передозировки таблеток, растворённых в воде. Непосредственно перед смертью Георг методично пишет на стене имена, дату и время смерти всех трёх членов семьи. К двери приклеен конверт, адресованный родителям Георга. В финале показывается текст, где говорится, что несмотря на предсмертную записку, родители Георга потребовали полицейского расследования , думая, что это убийство . Дело было закрыто, так как полиция ничего на нашла.
В своём интервью, данном Сержу Тубинау, Михаэль Ханеке рассказывал, что идея снять подобный фильм появилась после прочтения им новостных статей о буржуазной австрийской семье, члены которой совершили коллективное самоубийство .
Ханеке решил выстроить повествование в виде простейшего протокола — хроники повседневной жизни, и разделил картину на несколько частей. Выбранная форма помогла автору углубиться в тему .
Перед премьерой фильма Ханеке решил поспорить с продюсером картины, какая именно сцена в финале будет наиболее болезненно воспринята публикой. По его мнению, это должен был быть или эпизод гибели рыбок или же тот, когда герои спускают все деньги в унитаз. В итоге во всех залах была одна и та же реакция на сцену уничтожения денег. Возмущённые зрители покидали зал просмотра . По мнению Ханеке, уничтожение денег является настолько величайшим табу западной цивилизации, что собственно самоубийство, совершённое целой семьёй, становится менее шокирующим .
«Седьмой континент» стал первой частью так называемой «трилогии замораживания». Второй частью стал фильм об угрозе популяризации насилия в массовой культуре « Видео Бенни » (1992 г.) , последней — картина «71 фрагмент хронологии случайностей» (1994 год).
В целом «Седьмой континент» получил положительные рецензии. На веб-сайте IMDb картина имеет 7.8 звёздочек из 10 . На сайте-агрегатор Metacritic фильм имеет средневзвешенное значение 89/100 . На Rotten Tomatoes рейтинг составляет 67 % .
Британский кинокритик, писатель и журналист Питер Брэдшоу , считает Ханеке величайшим кинематографистом нашего времени. По его словам фильмы Ханеке представляют собой самый разрушительный и страшный кошмар: «Седьмой континент это шедевр, потому что, как и в его фильме „ Скрытое “ 2005 года , он не навязывает нам ответы и не даёт объяснений, потому что он не знает ни о чём. Ханеке является своего рода кинематографическим материалистом: он предоставляет обстоятельства, при которых происходит ужас, но он не определяет сам ужас или не даёт нам ничего, соответствующего речи психолога в конце „ Психо “ Хичкока , он не даёт нам никакой конкретной идеи относительно того, почему или как, или даже что» .
Артхаусный кинокритик Джонатан Розенбаум в еженедельнике «Chicago Reader» написал следующий отзыв: «Мощный, провокационный и очень тревожный фильм Михаэля Ханеке о коллективном самоубийстве молодой и, казалось бы, „нормальной“ семьи (1989). В связи с высоким уровнем самоубийств в Австрии и различными новостями, обращение в фильме не сразу очевидна. Сначала Ханеке сосредотачивается на очень повторяющемся образе жизни семьи и не спешит устанавливать повседневные образы персонажей. Роль телевидения и денег в их жизни имеет решающее значение для истории, но отсутствие какой-либо очевидной причины отчаяния семьи является частью того, что даёт этому фильму разрушительное воздействие» .
Американский кинокритик Деннис Шварц написал о фильме подробную рецензию: «Это резкий, недооценённый и расстраивающий фильм, который не предлагает никакого приукрашивания для навязчиво величественного жестокого завершения. Фильм представлен как ритуальное упражнение, так как в нём подробно описываются мирские аспекты повседневной жизни семьи: от утреннего подъёма до обеда, как будто вы смотрите малозначительную программу для того, чтобы убить время, и со временем мы видим, что герои настолько парализованы от этой пустой жизни, что они стали совершенно безумными. Из-за прекрасно составленных повторяющихся изображений в каждом кадре, за которыми следует пустой экран, фильм, казалось, поместил этих странных землян под микроскоп, и мы в ярких деталях увидели чрезвычайно ужасающую, эмоциональную реакцию то что семья оказалась отрезана от современной жизни в семье, которая, казалось, имела больше, чем материальное благо, и не должна была быть такой подавленной» .
Ирландский внештатный кинокритик Ронан Дойл написал о фильме: «Демонстрируя первые воплощения многих проблем, о которых будет рассказано в более поздних работах Ханеке, „Седьмой континент“ — это невероятный дебют, сложный взгляд на существование не только очень реальных персонажей, но и нас самих. Это фильм, который подвергает свою аудиторию строгим эмоциям и мучительным осознаниям, жестоко честное и безудержное зеркало, стоящее перед нами. Как бы ни была холодна жизнь, это не лёгкие часы, но их ценность может быть неоценимой» .
Дэвид Верикат из «Cinema Esencial» написал: «В дебютной работе Михаэля Ханеке в области художественного кинематографа (после нескольких телевизионных постановок), проблемы, которые будут отмечены в более поздней фильмографии режиссёра, редко определялись также ясно, как в „Седьмом континенте“: отсутствие коммуникации, жизненная боль, беспокойство и подпольное насилие, которые проявляются в буржуазной семье среднего класса в так называемом первом мире как симптомы общества, полного материальности, но с огромными недостатками и эмоциональными дисфункциями » .
В своём дебютном фильме Ханеке уже определил главную тему для своего творчества. Как отмечает А. Плахов , в первой кинокартине данного режиссёра проявились характерные черты его стиля, которые были глубоко развиты в последующих его фильмах . Буржуазную семью Ханеке подверг жёсткой критике, «разобрал» на глазах у зрителя и в своих картинах « Видео Бенни » ( 1992 ) и « Забавные игры » ( 1997 ) .
Между сценами из быта австрийской семьи в промежутках появляется также кадр, где зритель видит прозрачный пейзаж с берегом, со скалами и океаном. Можно предположить, что это Австралия , символ воображаемого места изоляции , куда с такой жаждой стремится семья, ведь в финале они покидают свой родной кров и уезжают в далёкую Австралию, словно убегают от ужаса повседневности . Похожий пейзаж можно заметить и на последней картине Георга .
Автор фильма выбрал самые простые образы и методы для демонстрации скучного и однообразного образа жизни постиндустриального общества потребления : каждодневный подъём, включённое радио, которое никто не слушает, те же действия и тот же завтрак. Брат Анны — Александр, внезапно начинает плакать во время ужина, а девочка вдруг притворяется, что потеряла зрение . Точно таким же образом начинает внезапно плакать Анна на мойке машин. Но Георг не удивляется слезам жены, а лишь равнодушно наблюдает за ней, не в состоянии ничего сделать. Случайная авария, которую видят муж и жена по дороге домой, будто символизирует предстоящий ужас и гибель. Фрагмент, где рыбка задыхаясь подпрыгивает на полу, является метафорой внутренней смерти маленькой девочки .
Майкл Вилмингтон из газеты Chicago Tribune сравнил безупречный стиль Ханеке со стилем Робера Брессона . Как и Брессон Ханеке никогда не навязывает представление, идею или эмоцию. Финальные фрагменты критик считает самыми страшными в современном кинематографе, именно потому, что они такие сдержанные и бессмысленные. Анатомия боли Ханеке глубоко социальная и психологическая, так как он демонстрирует публике все ловушки и хаос повседневной жизни .