Interested Article - Бар Каппара

Бар-Кáппара ( иуд.-арам. בר קפרא ‎; по-еврейски — Бен ха-Кáппар , др.-евр. בן הקפר ‏‎) — израильский учёный конца II — начала III веков, занимающий среднее положение между таннаем и амораем . Его полное имя — Элеазар бен-Элеазар ха-Каппар . Ученик Рабби и составитель несохранившегося сборника Мишны ("Мишна Бар-Каппары") .

Имя

Под именем Элеазар бен-Элеазар га-Каппар он выступает в таннаитских источниках, в Тосефте . Обычная талмудическая форма « Бар-Каппара » и часто встречающееся название « Элеазар га-Каппар Берабби » являются сокращенными формами полного имени Бар-Каппары.

Биография

Сын танны пятого поколения («бен-Элеазар»).

Сепфорис: ученик Рабби

Подобно почти всем тем, которые занимали среднее положение между таннаями и амораями и удобства ради назывались сокращённо «полутаннаями», Бар-Каппара был в Сепфорисе учеником рабби Иехуды ха-Наси , известного как просто Рабби; возможно, что его учителями были также рабби Натан Вавилонский и рабби Иеремия бен-Элеазар (ивр. - ירמיה בן אלעזר Jeremiah ben Eleazar), тождественный, вероятно, с Иеремией, упоминаемым в « Мехилта » и « Сифре » .

У Рабби был зять, Бен-Элаша, богатый, но невежественный человек, часто подвергавшийся едкой сатире Бар-Каппары. Одно непочтительное замечание Бар-Каппары относительно Рабби, сделанное им в присутствии его сына Симона, было последним сообщено Рабби, который вслед за тем дал понять Бар-Каппаре, что впредь его видеть не хочет .

Бар-Каппара — последний учёный эпохи Талмуда, о котором сообщается, что он знал басни . Мидраш рассказывает, что Рабби не пригласил Бар-Каппару на свадьбу своего сына, и тот отомстил ему следующим образом: на пиру, который после свадьбы устроил Рабби в честь Бар-Каппары, последний рассказал много (300, как сообщает Мидраш) басен о лисицах, и гости, заслушавшись этих рассказов, оставили кушанья нетронутыми.

Кесария: собственная школа

Натянутые отношения между Бар-Каппарой и семейством патриарха (Рабби) заставили его удалиться из Галилеи на юг Израиля (в то время - римская провинция Палестина) , где он учредил собственную академию в Кесарии , и его школа стала серьёзной соперницей школы его учителя Иехуды ха-Наси (Рабби). Наиболее значительными из его учеников были Ошаия Рабба , «отец Мишны » , и Иошуа бен-Леви , выдающийся агадист , который в значительной степени повторял агаду Бар-Каппары .

Его душевное величие признавали и Иоханан бен-Наппаха , бывшие опорами патриаршего двора. Рассказывают, что однажды он оказал услугу римлянину, потерпевшему кораблекрушение, за это впоследствии путешественник, назначенный проконсулом Кесареи, имел случай выказать благодарность: он освободил — по просьбе Бар Каппары — арестованных за политические беспорядки евреев .

Был не только был "поклонником" естественных наук , считавшихся большинством евреев того времени запретной «греческой мудростью», он, кроме того, ценил также эллинское чувство прекрасного и был редким палестинским евреем, относившимся благоприятно к литературной деятельности александрийских евреев .

Учение и труды

По его мнению, еврей, читающий ежедневно два отрывка Торы , один утром, другой вечером, тем уже исполняет предписание изучать Закон Божий днём и ночью .

Объявлял аскетизм грехом в эпоху, когда посты и всякого рода воздержание почитались величайшими добродетелями .

Афоризмы

  • «Если человек умеет вычислять солнцестояния и движения планет [то есть знает астрономию] и не занимается этими вычислениями, то к нему можно применить стих ( Ис. ): „А на дела Господа они не взирают, и о деяниях рук Его не помышляют“» .
  • Его толкование стиха из Торы - из Берешит ( Быт. ) гласило: «Слова Торы будут читаться на языке Яфета [греков], в шатрах Сима [в синагогах и школах]» .
  • Ссылаясь на Книгу Дварим Втор. : «Ибо спроси у времён прежних, бывших прежде тебя, с того дня, как Бог сотворил человека на земле», Бар Каппар говорит: «Старайся знать о том, что произошло в дни, следовавшие за творением, но не ищи узнать, что произошло до творения» .
  • «Писание ( Чис. ) говорит: „Священник… очистит его ( назорея ) от согрешения его душой“. Какой душой он согрешил? Он добровольно отказался от вина . Если назорей, отказавшийся только от вина, именуется грешником, то насколько должен почитаться грешником тот, кто отказывается от всех наслаждений!» .
  • Поэтические слова, в которых Бар Каппара возвестил о смерти Рабби собравшимся жителям Сепфориса : «Братья дома [так он называет жителей Сепфориса], слушайте меня! Смертные и ангелы долго спорили из-за обладания священными скрижалями завета ; ангелы победили и завладели скрижалями» .

«Мишна Бар-Каппары»

Среди амораев был известен как автор так называемой «Мишны Бар-Каппара» . Это собрание Мишны не сохранилось; его уже, вероятно, не существовало во время окончательной редакции Мишны . Многочисленные места его Мишны вошли в Талмуд . Меири называет этот сборник дополнением к «Мишне» его учителя Рабби , имевшим главной целью объяснение последней и лишь в редких случаях дававшим мнение, отличное от мнения Мишны. Мишна Бар-Каппары представляла варианты Мишны Рабби и позже настолько смешалась с текстом последней, что возникло сомнение, принадлежит ли данная Мишна первой или последней .

Мишной Бар-Каппары пользовался также редактор Тосефты , который извлёк из неё некоторые решения . В вавилонской Гемаре мишнаитский сборник Бар-Каппары цитируется однажды — в месте, имеющим своим источником палестинца Симона бен-Лакиш .

Примечания

  1. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  2. , I, 7; Chullin , VI, 3 и , изд. Фридмана, стр. 12б
  3. Midr. Teh., XII, 4, изд. Бубера
  4. Tanch. Achare Mot, VI, изд. Бубера, VII и параллельные места
  5. Моэд Катон , 16а
  6. , XXVIII, 2
  7. Kerit. , 8а
  8. Schab. , 75a
  9. Niddah , 20a; Ab. Zarah , l. c.
  10. Kohel. rabba , XI, 1
  11. Псалм. , 1, 2; к месту
  12. Beresch. r. , 36, 8
  13. Beresch. r., I, 10
  14. Назир , 19а
  15. Jer. Ket. , XII, 35а; Bab. Ket. , 104a; Kohel. r. , VII, 11; IX, 10 с некоторыми изменениями в тексте
  16. , XV, 122а; Jer. Hor. , III, 48с, и некоторые другие места
  17. Jer. Pes., X, 37d
  18. примеры см. Weiss, Dor-Dor we-Dorschaw, II, 219
  19. Баба Батра, 154б

Ссылки

  • / Jewish Encyclopedia (англ.)
Источник —

Same as Бар Каппара