Interested Article - Раса (эстетика)
- 2021-08-06
- 1
Раса ( санскр. रस , букв. «вкус») — категория индийской эстетики , чувственное и эмоциональное переживание, которое способен испытать искушенный в поэзии , музыке , театре и прочих искусствах человек. Расу нельзя создать, её можно лишь вызвать, верно сочетая разнообразные бхавы .
История термина
Слово «раса» появляется в древней ведийской литературе . В « Ригведе » этим словом определялась жидкость, экстракт и аромат. В « Атхарваведе » раса во многих контекстах означает «вкус», а также «сок плода». Согласно профессору драмы Даниелу Мейер-Динкграфу, раса в « Упанишадах » относится к «сущности, самосветящемуся сознанию, квинтэссенции», но также и «вкусу» в некоторых контекстах.
Раса в «Натья Шастре»
см. Раса (индуизм)
Впервые расы упоминаются в шестой главе древнего санскритского текста «Натья Шастры » ( санскр. नाट्यशास्त्र ), авторство которого приписывается Бхарате ( санскр. भारतमुनि ). Согласно теории расы «Натья Шастры», развлечение — это желаемый эффект исполнительского искусства, но не главная цель. Основная цель — переносить человека в другую параллельную реальность, полную удивления и блаженства, где он переживает сущность своего собственного сознания и размышляет о духовно-нравственных вопросах. В « Натья Шастре » упоминаются шесть рас в одном разделе, но в специальном разделе рассказывается о восьми первичных расах :
- наслаждени ( санскр. शृंगार , śṛṇgāra)
- смех ( санскр. हास्य , hāsya)
- горе, жалость ( санскр. करुण , karuṇa)
- гнев ( санскр. रोद्र , raudra)
- героизм ( санскр. वीर , vīra)
- страх ( санскр. भयानक , bhayānaka)
- отвращение ( санскр. वीभत्स , vībhatsa)
- удивление ( санскр. अद्भुत , adbhuta)
Уоллес Дас переводит раса как «удовольствие от элементарных человеческих эмоций, таких как любовь, жалость, страх, героизм или тайна, которые составляют доминирующую ноту драматической пьесы, эта доминирующая эмоция , которую испытывает аудитория, имеет иное качество, чем то, которое пробуждается в реальной жизни: раса, можно сказать, является изначальной эмоцией, преображенной эстетическим наслаждением» .
Раса в философии Абхинавагупты
Наиболее полно раскрыл концепцию философ и адепт кашмирского шиваизма Абхинавагупта в драматургии, песнях и других исполнительских искусствах. Абхинавагупта написал комментарий на «Натья шастру» и предложил собственное толкование, во многом подменившее изначальную концепцию трактата. Абхинавагупта добавил к восьми первичным расам ещё одну — расу спокойствия (shantam).
Примечания
- Daniel Meyer-Dinkgräfe. . — A&C Black, 2005-03-01. — 234 с. — ISBN 9781441103819 . 8 сентября 2017 года.
- Wallace Dace. "The Concept of "Rasa" in Sanskrit Dramatic Theory". // Educational Theatre Journal.. — С. pp. 249-250. .
Литература
- Daniel Meyer-Dinkgräfe. Approaches to Acting: Past and Present. — A&C Black, 2005-03-01. — 234 с. — ISBN 978-1-4411-0381-9 .
- Wallace Dace «The Concept of „Rasa“ in Sanskrit Dramatic Theory». // Educational Theatre Journal.. — С. pp. 249—250..
- 2021-08-06
- 1