Фрадкин, Илья Моисеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Рувим (Илья) Моисеевич Мазель ( 24 января 1890 , Витебск — 1967 , Москва ) — российский и советский художник .
Рувим Мазель родился 24 января 1890 в семье витебского скрипача. Первоначальное художественное образование получил родном Витебске — в Школе рисования и живописи Юделя Пэна , окончив которую, поступил в 1906 году в петербургскую Рисовальную школу Общества поощрения художников, где учился у Рериха и Бенуа . Рисовальную школу Мазель оканчивает в 1909 году, после чего решает продолжить своё образование в Европе. В 1910 году он поступает в Мюнхенскую академию художеств в класс гравюры , в которой проучился до 1914 года. В эти годы художник предпринимает несколько поездок в Италию, где детально знакомится с работами мастеров Возрождения .
Возвращение в Россию в 1914 году совпало с началом Первой мировой войны . Мазеля почти сразу призывают в армию. Со своей частью он попадает в Ашхабад , где и остаётся жить до середины 1920-х годов. В Ашхабаде, при политотделе первой армии Туркестанского фронта , совместно с , Мазель организовывает «Ударную школу искусств Востока». Существующее мнение, что М. В. Либаков имел отношение к организации Ударной школы не подтверждено архивными документами УШИВ, художник уехал из Туркмении в 1918 году. Значительным успехом явился тот факт, что, вместе с русскими учениками, Школу посещало и значительное количество туркменов (самым прославленным из которых впоследствии оказался Бяшим Нурали ). В 1925 году из-за полученного доноса Ударную школу закрыли, но к этому времени Мазель уже переехал в Москву. В период с 30-х по 50-е годы художник участвует в ряде экспедиций в Туркменистан и Дагестан, но основным его адресом остаётся Москва, в которой он проживал до своей смерти в 1967 году.
Урна с прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища .
В «европейский» период жизни сильное влияние на Мазеля оказывал мюнхенский модерн , а после переезда в Ашхабад основными в картинах художника становятся восточные мотивы. Так основным его произведением тех лет называют книгу-альбом «Ковровые сказки». Эта работа выполнена, как некая «фреска в миниатюре». Сам Мазель считал её художественным итогом тех восьми лет, которые он прожил в Туркестане . В конце 20-х годов идеи художника претерпевают изменения — он перестаёт интересоваться миниатюрами и переходит к полномасштабным картинам, которые пишет маслом и темперой . В это время создаются такие полотна, как «Качели», «Невеста», «Старый Ашхабад», «В юрте».
Важным вехами творческой биографии Мазеля являются написанный в 30-х годах цикл работ на библейские темы, а также годах иллюстрации к чеховским рассказам, созданные в 60-х годах XX века.
Система преподавания Рувима Мазеля повлияла на сложение первого поколения профессиональных туркменских художников — студентов УШИВ.