Interested Article - Иосиф (сын Иакова)
- 2021-04-16
- 2
Ио́сиф ( ивр. יוֹסֵף Yosef, Yôsēp̄ , араб. يوسف , Yūsuf « Яхве прибавит») — персонаж Пятикнижия , сын библейского праотца Иакова от Рахили , отец Манассии и Ефрема .
В исламе соответствует Юсуфу .
В Библии
Семнадцатилетний Иосиф пас скот вместе с братьями, сыновьями Валлы и Зелфы , доводя до Иакова худые слухи о них ( Быт. ). Старшие братья увидели, что отец любит Иосифа больше всех остальных и возненавидели его ( Быт. ). Особенно после рассказов Иосифа о снах про снопы посреди поля, склонившиеся к нему; про солнце, луну и одиннадцать звезд, также поклонявшиеся ему ( Быт. ).
Однажды братья ушли пасти скот далеко. Иаков послал Иосифа посмотреть, как обстоят дела и принести ответ. Увидев приближавшегося Иосифа, братья замыслили убить его. Однако старший — Рувим , желая тайком спасти невинного младшего брата и вернуть отцу, уговорил всех бросить Иосифа в ров ( Быт. ).
Караван двигавшихся в Египет купцов измаильтян решил судьбу Иосифа, которого подняли из рва и продали за 20 сребреников по совету Иуды ( Быт. ).
Братья испачкали в крови заколотого козла одежды Иосифа, чтобы отец поверил в смерть сына от хищного зверя ( Быт. , ).
В Египте честный Иосиф был заключён в темницу по наговору распутной жены своего хозяина Потифара , с которой он не захотел разделить ложе ( Быт. ).
В тюрьме Иосиф правильно истолковывает сны своих товарищей по несчастью — провинившихся перед фараоном виночерпия и хлебодара : виночерпию он предсказывает, что через три дня тот вернёт должность, а хлебодару, что тот будет казнён повешением. Предсказание сбылось. Иосиф попросил виночерпия вызволить его из тюрьмы, но тот позабыл данное обещание ( Быт. ).
Спустя два года фараону приснился странный сон, и тогда виночерпий вспомнил о Иосифе ( Быт. ).
Иосиф истолковал фараону сны о тощих коровах и тощих колосьях , пожирающих тучных. Он истолковал эти два сновидения фараона, предсказав: ближайшие семь лет будут плодородными, затем наступят семь лет голода ( Быт. ).
Фараон поверил толкованию сна ( Быт. ), и оно сбылось. Фараон «поставил Иосифа над всей землёй Египетской», и сказал: «без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей, во всей земле Египетской» ( Быт. ). Фараон сделал его и возможно своим соправителем , нарёк имя Цафнаф-панеах и дал в жёны Асенефу , дочь Потифера, жреца Гелиополиса .
Во второй год голода Иосиф предложил израильтянам жить на территории Египта в земле Гесем . Вот как это произошло: когда гонимые голодом братья Иосифа прибыли в Египет за пищей ( Быт. ), Иосиф постепенно открылся им и помирился. Затем переселил весь род Израиля (70 человек), с приведённым братьями по просьбе Иосифа престарелым отцом Иаковом во главе, в Египет, где фараон отвёл им для поселения округ Гесем ( , ).
В течение всей своей жизни Иосиф покровительствовал своему роду, и даже после смерти Иакова, когда братья опасались, как бы он не отомстил им за их прежнюю жестокость, продолжал относиться к ним с братской любовью. Он скончался в возрасте 110 лет, и египтяне забальзамировали тело и положили в ковчег в Египте ( Быт. ). Оставил после себя двух сыновей Манассию и Ефрема ( Быт. ).
Впоследствии, во время Исхода из Египта, Моисей вынес останки Иосифа, чтобы перезахоронить их в земле Израиля ( Исх. ).
Согласно Книге Иисуса Навина , кости Иосифа похоронили в Сихеме ( Наблусе ), в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет и которое досталось в удел сынам Иосифовым ( Нав. ).
Одни мусульманские источники местом захоронения Иосифа в соответствии с Библией называют деревню Балата около Наблуса ( Гробница Иосифа ), другие — мечеть Харам-эль-Халиль ( Пещера Патриархов ) в Хевроне .
Иосиф в исламе
Иосиф ( Юсуф ) — один из почитаемых пророков в исламе , отличавшийся необычайной красотой, а также обладающий способностью толковать сны. Истории его жизни посвящена 12-я сура Корана «Юсуф», состоящая из 111 аятов .
Иосиф в еврейской традиции
В соответствии с агадическим мидрашем кости Иосифа согласно обещанию должны были быть вынесены в Землю Обетованную во время Исхода . Его ковчег из вод Нила поднял Моисей с помощью таблички со словами але шор (поднимись, бык) для перезахоронения на Земле Обетованной после её покорения племенем Израиля. Когда около горы Синай Аарон , надеясь сдержать волнения народа, бросил золото в огонь, в пламя была брошена и эта табличка. Слова «поднимись, бык» опять материализовались, но в ином смысле — Золотой телец поднялся из огня .
В каббале раскрывается соответствие Иосифа (Йосэфа) и сфиры йесод .
Попытки исторической идентификации Иосифа
Записанная в XII веке до н. э. древнеегипетская сказка « Повесть о двух братьях » могла оказать влияние на появление библейской истории об Иосифе и жене Потифара .
Осарсиф
В литературе обращалось внимание на сходство имени Осарсифа с Иосифом, а также на то, что в рассказах (и о том, и о другом) видное место отводится сновидениям .
Имхотеп
На нильском острове Сихил найдена настенная надпись «Стела Голода». Во время первого перевода стелы считалось, что история семилетнего голода была связана с библейской историей об Иосифе в Книге Бытия, где голод также продолжался на протяжении семи лет. Месопотамские легенды тоже говорят о семилетнем голоде, и в известном эпосе о Гильгамеше приводится пророчество о голоде в течение семи лет. Ещё одна египетская сказка рядом со Стелой Голода о длительной засухе появляется в так называемой «Книге Храма», которую перевёл немецкий египтолог и языковед Йоахим Фридрих Квак. Древние текстовые сообщения о фараоне Неферкасокаре (в конце второй династии ) рассказывают о семилетнем голоде во время его правления .
Ирсу
По мнению академика В. В. Струве , сириец Ирсу , захвативший власть в Египте в начале XII века до н. э., тождественен Иосифу . Эта гипотеза не нашла поддержки ни у западных, ни у отечественных историков .
Канал Аменемхета IV
Согласно современному распространённому мнению, Иосиф был строителем Канала Иосифа ( араб. Бахр-Юсуф ). Однако утверждается, что канал вырыт по приказу фараона Аменемхета IV .
Иосиф в культуре
- « Легенда об Иосифе » — балет в постановке М. М. Фокина ( 1914 ) на музыку Р. Штрауса ( Josephslegende , op. 63, 1912), написанный по заказу С. П. Дягилева для его труппы Русский балет Дягилева . Многие балетмейстеры осуществляли собственные постановки на эту музыку Штрауса.
- « Иосиф и его удивительный, разноцветный плащ снов » — мюзикл (1968).
Литература
- История Иосифа пересказана в романе Томаса Манна « Иосиф и его братья ».
- Юсуф и Зулейха — исламская поэма.
- Кисса-и Йусуф — поэма булгарского поэта Кул-Гали.
- Jāzeps un viņa brāļi («Иосиф и его братья») — пьеса латышского поэта и драматурга Райниса .
- В повести Александра Куприна « Поединок » брошенная главным героем Раиса иронично сравнивает его с Иосифом Прекрасным в момент объяснения после разрыва.
Кинематограф
- 1995 — телевизионный фильм « Иосиф ».
- 1995 — телевизионный фильм « Раб снов ».
- 2000 — мультфильм « Царь сновидений ».
- 2008 — телесериал « Пророк Юсуф » (Иран).
- 2014 — мини-сериал « Красный шатёр ».
- 2014 — мини-сериал «Иосиф из Египта» (Бразилия).
См. также
Примечания
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- ↑ .
- Быт.
- Иосиф Флавий . . Азбука веры . Дата обращения: 23 апреля 2021. 12 января 2021 года.
- Stephen S. Mehler. . — Kempton, Ill.: Adventures Unlimited Press, 2005. — 229 p. — ISBN 1-931882-49-5 . — ISBN 978-1-931882-49-1 .
- Иосиф Флавий. . Азбука веры . Дата обращения: 23 апреля 2021. 12 января 2021 года.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Пинхас Полонский. . Маханаим . Дата обращения: 27 марта 2012. 17 января 2020 года.
- . Дата обращения: 3 мая 2014. Архивировано из 3 мая 2014 года.
- Kaiser W. C. Jr, Wegner P. D. . — B&H Publishing Group, 2017. — С. 264. — 1364 с. — ISBN 9781433643170 . 23 декабря 2019 года.
- Feldman L. H. . — University of California Press, 1998. — 837 p.
- Quack J. F. Ein ägyptisches Handbuch des Tempels und seine griechische Übersetzung (нем.) // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. — Bonn: Rudolf Habelt, 1997. — Bd. 119 . — S. 299 .
- Gordon C. H. Before the Bible: The common background of Greek and Hebrew civilization // Orientalia : журнал. — 1953. — Vol. 22. — P. 79—81.
- Bar S. . — Cincinnati: Hebrew Union College Press, 2001. — 257 p. — ISBN 0-87820-424-5 . — ISBN 978-0-87820-424-3 .
- Струве В. В. Израиль в Египте . — Петроград: Сабашниковых, 1920. — С. 41—42.
- Струве В. В. Т. XI . — С. 59—60 . // Еврейская старина. — 1924. —
- Лурье С. Я. Библейский рассказ о пребывании евреев в Египте С. 81 . // Еврейская мысль. Научно-литературный сборник. — 1926. —
- Ранович А. Б. Очерк истории древнееврейской религии . — Москва: ОГИЗ, 1937. — С. 145.
- . Дата обращения: 30 июля 2023. 30 июля 2023 года.
- Дата обращения: 31 июля 2023. 9 октября 2022 года.
Литература
- Диак. Александр Безруков, А. Е. Петров, С. А. Моисеев, Э. С. П., Е. Е. Макаров, Н. В. Квливидзе, И. А. Орецкая. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXV : « Иоанна деяния — Иосиф Шумлянский ». — С. 543-553. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2 .
- Богородский Я. А. Об Иосифе, библейском патриархе. — Казань, 1891.
- Лопухин A. П. Книга IV. Иосиф и его время // Библейская история при свете новейших исследований и открытий. — СПб. , 1889—1895. — Т. I.
- // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. VII: Март, День 31. — С. 628.
- В доме Потифара: библейский текст и его перевоплощение. — М. : Текст , 2010. — ISBN 978-5-7516-0906-1 .
- F. Vigouroux. La Bible et les découvertes modernes en Palestine, en Egypte et en Assyrie. — Paris: Berche et Tralin, 1877. — Т. II.
Ссылки
- . Электронная еврейская энциклопедия (1986).
- 2021-04-16
- 2