По утверждению православных миссионеров
Владикавкавказской епархии
, был видным деятелем религиозного движения «
Старый Израиль
» (
шалопутов
), руководил общинами
Терской области
и
Закавказья
. После кончины в
1886 году
главы «Старого Израиля» Перфила Катасонова общины Лордугина признали его новым главой движения. После кончины Петра Даниловича его последователями в количестве примерно 8000 человек руководила его вдова Александра Тимофеевна.
Упоминания
В романе
Максима Горького
«
Жизнь Клима Самгина
» Марина Зотова, вдова одного из родственников Лордугина, причисляет его к «духовным вождям, которых сам народ выдвигал мимо университетов».
Плотников К. Н. «История и обличение русского сектантства (мистического и рационалистического)». / Сост. применительно к курсу духов. семинарий К. Плотников. — 3-е изд., испр. и доп. — Петроград: Тип. И. В. Леонтьева, 1916.
Бондарь С. Д. «Секты хлыстов, шалопутов, духовных христиан, старый и новый Израиль и субботников и иудействующих: краткий очерк». — Петроград: типография В. Д. Смирнова, 1916.
Клибанов А. И.
«История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. — 1917 г.)». — М.: Наука, 1965.
Эткинд А. М.
«Хлыст: секты, революция и литература» / Кафедра славистики Университета Хельсинки. — М.: Новое литературное обозрение, 1998.
Во «Владикавказских епархиальных ведомостях» (номер 16 от 15.08.1896) указано, что П. Д. Лордугин родился в 1818 году. Надпись на надгробии Лордугина гласит, что он скончался 5 июня 1890 года на 72-м году жизни.
Источники
«Владикавказские епархиальные ведомости», выпуск 16 от 15.08.1896.
Бондарь С. Д. «Секты хлыстов, шалопутов, духовных христиан, старый и новый Израиль и субботников и иудействующих: краткий очерк». — Петроград: типография В. Д. Смирнова, 1916. С. 45-46.
Храмцова Ю. С., «Религиозная жизнь русского населения Терской области (вторая половина XIX — начало XX вв.): правовое положение и деятельность конфессиональных объединений».