Шейх аль-ислам
- 1 year ago
- 0
- 0
Аль Шейх , Ааль аш-Шейх , Аль аш-Шейх , Аль аш-Шайх ( араб. آل الشيخ — «семейство Шейха») — ведущая религиозная династия Саудовской Аравии из рода Бану Тамим . Представители этой династии являются прямыми потомками Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба , который в XVIII веке возродил религиозное движение салафитов , называемое оппонентами « ваххабизмом », которое сегодня доминирует в Саудовском королевстве. В Саудовской Аравии семья по престижу уступает только Аль Сауд , с которыми они разделяют власть в королевстве: Аль Шейх принадлежит религиозная власть, а Аль Сауд — политическая и экономическая.
Арабское словосочетание «Аль аш-Шейх» переводится как «семья Шейха» или «дом Шейха». Слово «Аль» в сочетании с именем предка означает семью или дом . Предок семьи Аль Шейх — Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб — в знак уважения и почёта именовался как « аш-Шейх ».
Основатель династии родился в 1703 году в Неджде , в городе Уяйна . Под влиянием Ибн Таймии и других салафитских улемов, Ибн Абдуль-Ваххаб начал проповедовать идеи строгого единобожия- таухида и пуританства. В то время как сам Ибн Абдуль-Ваххаб и его сторонники называли себя « салафитами », за рубежом они стали известны как «ваххабиты» (от имени его отца «Абдуль-Ваххаб»).
В 1740 году он переезжает в недждийский город Эд-Диръия , где находит поддержку у Мухаммада ибн Сауда , основателя династии Саудитов (Аль Сауд) .
После смерти Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, новым религиозным лидером Саудовской Аравии стал его сын — Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб. Он одобрил дальнейшие экспансии саудитов и написал ряд трактатов.
К началу XIX века Саудовские завоевания привлекли внимание Османской империи , войска которой в 1811—1818 гг. уничтожили государство саудитов и убили Сулеймана ибн Абдуллаха, внука Ибн Абдуль-Ваххаба и влиятельного автора нескольких трактатов.
Тем не менее династия Аль Шейх выжила и, когда 1824 году саудиты восстановили своё государство, Абдуррахман ибн Хасан, затем Абдуль-Латиф ибн Абдуррахман стали лидерами саудовского религиозного истеблишмента .
Когда в 1891 году саудиты терпят поражения от династии Аль Рашид и отправляются в изгнание, Аль Шейхи остаются при Аль Рашидах и переезжают в Хаиль . В 1902 году саудиты под руководством Абдуль-Азиза ибн Сауда вновь восстанавливают Саудовское государство и Абдуллах ибн Абдуль-Латиф и другие Аль Шейхи присоединяются к ним.
Положение Аль Шейх в качестве лидеров саудовских улемов имеет особую важность, потому что религия занимает особое место в Саудовском обществе и, как следствие, влияние улемов является всеохватывающим. В частности, Саудовская Аравия (наряду с Ираном ) является уникальным примером предоставления богословам прямого участия в правлении страной. Улемы не только утверждают наследников престола, но и все новые законы (королевские указы) нуждаются в их согласии. Улемы также имеют ключевое влияние на принятие решений правительством, играют важную роль в судебной системе и системе образования и владеют монополией в сфере религиозной и общественной морали.