Понти-ди-Сор
- 1 year ago
- 0
- 0
Ферна́ндо Сор ( исп. Fernando Sor , полное имя Хосé Феррáн Сор-и-Мунтадeс — кат. Josep Ferran Sors i Muntades ; 14 февраля 1778 , Барселона — 10 июля 1839 , Париж ) — испанский классический гитарист -виртуоз и композитор, один из самых значительных классических гитаристов XIX века.
С ранних лет обучался игре на гитаре, скрипке и виолончели , музыкальное образование получил в хоровой школе при монастыре Монсеррат , затем учился в военной академии в Барселоне. Рано проявил композиторские способности: в тринадцать лет сочинил Торжественную мессу для солистов, хора и органа, а в 1796 году написал оперу «Телемах», поставленную в театре Санта Круз. В 1799 году переселился в Мадрид , занимал различные административные должности в Барселоне и Малаге . К этому периоду творчества относятся симфонии, струнные квартеты, различные сочинения для голоса с гитарой и фортепиано, а также произведения для гитары соло.
С вторжением французских войск в Испанию в 1808 году и началом войны за независимость, Сор занимает патриотическую позицию и пишет ряд революционных песен, среди которых наибольшую известность получили Vivir en cadenas и Venid, vencedores . Однако в 1810 композитор, как и бо́льшая часть испанской интеллигенции того времени, вынужден уступить и занять административный пост под покровительством французов. В 1813 году французские войска были выбиты из Испании, и Сор уезжает в Париж , где начинает вести активную концертную и педагогическую деятельность. Два года спустя композитор перебрался в Лондон , где вышли в печать одиннадцать сборников его итальянских ариетт для голоса и фортепиано, а также сочинения для фортепиано и гитары. В столице Великобритании в 1821 — 1824 также были поставлены четыре балета Сора, среди которых наибольшим успехом пользовалась «Золушка». Это произведение ставилось также в Париже (более 100 раз).
В 1823 же году Сор по настоянию жены, известной балерины Фелицаты Гюллень-Сор , получившей приглашение от директора Московского театра Кокошкина , переезжает вместе с супругой в Москву . В следующем, 1824 году, «Золушка» была поставлена на сцене московского Театра на Моховой . Постановку по мотивам хореографии Франсуа Альбера осуществили Гюллень-Сор (она же станцевала главную партию) и московский артист балета Иван Лобанов . Также «Золушка» исполнялась 6 января 1825 года на открытии вновь отстроенного после пожара московского Большого театра .
Через три года композитор расстаётся с женой и возвращается в Париж, где публикует ряд своих новых сочинений, в том числе «Воспоминание о России», в которых использует русские народные мелодии. Продолжая во Франции свою исполнительскую и педагогическую карьеру, Сор знакомится со своим знаменитым соотечественником Дионисио Агуадо , с которым впоследствии часто выступает в дуэте.
Последние годы жизни Сора были омрачены смертью дочери (её памяти он посвятил своё последнее оркестровое сочинение — Мессу). Композитор умер в 1839 году от рака и был похоронен на кладбище Монмартр в безымянной могиле, обнаруженной лишь сто лет спустя .
Творчество Сора сыграло огромную роль в развитии гитарного искусства. Много концертируя по Европе, он снискал себе славу выдающегося виртуоза, наравне с известными гитаристами-современниками ( Мауро Джулиани , Маттео Каркасси , Фердинандо Карулли ). Как композитор Сор известен прежде всего своими сочинениями для гитары (более 60), вошедшими в репертуар ведущих мировых исполнителей, а также песнями и романсами, отмеченными ярким мелодизмом. Композитор трактует гитару как серьёзный музыкальный инструмент с богатыми полифоническими возможностями. На стиль Сора оказали влияние композиторы венского классицизма, прежде всего Гайдн и Моцарт . Сор также имеет большое значение как педагог — его «Школа игры на гитаре» ( Méthode pour la Guitare ), опубликованная в 1830 году , пользовалась огромной популярностью. Среди учеников Сора — ряд известных впоследствии гитаристов, в том числе Наполеон Кост , редактировавший и издавший после смерти композитора многие его сочинения.