Interested Article - Ласка

Ла́ска , или обыкнове́нная ла́ска ( лат. Mustela nivalis) — хищное млекопитающее семейства куньих , вид рода ласки и хорьки ( Mustela ). Водится на всех континентах Северного полушария .

Этимология

Слово является общеславянским ( др.-рус. ласица , рус. ласка, диал. ласица, ласта, ластка, ласточка , укр. ласиця , белор. ласка, ласiца , польск. łаsicа , диал. англ. łаska , чеш. lasice , диал. чеш. vlasice, laska, vlaska , др.-чеш. vlasicě , словацк. lasica, laska , диал. словацк. hlasica , н.-луж. łаskа, łаsyca , сербохорв. ласица , диал. болг. ласица, власица , церк.-слав. ласица ). Его значение доподлинно неизвестно. Вероятно, что это слово, этимологически тождественное (омонимичное) общеславянскому же слову со значением «любовь, нежность» могло быть эвфемизмом для табуированного обозначения животного. Олег Трубачёв упоминает ряд исследователей, которые на основании др.-чеш. vlasicě и болг. власица (по-видимому, это вторичные варианты лексемы) восстанавливают праслав. *vьlаsъkа, якобы родственное прагерм. *wisulō(n) с тем же значением. Однако такая этимология, по мнению Трубачёва, является маловероятной. Также Трубачёв считает обозначение зверька тождественным слову « ласточка » и его многочисленным вариантам .

В говорах Псковской области для обозначения зверька, помимо лексем «ласка», «ластка», «ласточка» и «ласица», присутствует слово «ласёк» мужского рода . В некоторых русских диалектах лексема «ласка/ласица» употребляется в значении « вульва животного» .

В болгарском языке и некоторых говорах сербохорватского языка для обозначения используются лексемы, близкие общеславянскому «невеста» ( болг. невестулка , диал. невестичка, невеска, булчица ; диал. сербохорв. невјеста, невстица, невјеска). По всей видимости, это обозначения является эвфемизмом и связано со свадебным обрядом, особо название животного табуировалось в Македонии . Также в болгарских говорах для обозначения ласки используются лексемы, связанные с образом поповны/попадьи или кумы: болг. попадийка, попова/батьова булчица, чумова сестра, калиманка, кадънка, кръстничка (также обозначение «попова булчица» используется и по отношению к суслику ), где «калманка» является уменьшительным от «калимана» — «кума, крёстная мать» . Из болгарского языка обозначение ласки, по-видимому, было заимствовано в румынский язык ( рум. nevăstuică). В итальянском и испанском языках , также, как и румынский, являющихся романскими , обозначение ласки также имеет отношение к девушке, однако оно, судя по всему, возникло независимо от южных славян — итал. donnola , исп. comadreja . Французское и диалектное итальянское обозначение ласки, фр. bellette , диал. итал. bellora , вероятно, связано по признаку красоты . Название, связанное с красотой, известно и в болгарском языке — болг. хубавичка .

Описание

Ласка в летней окраске

Ласка — самый маленький представитель семейства куньих и отряда хищных в целом. Масса тела самцов 60—250 г, самок 53-120 г, длина тела самцов 160—260 мм, самок 114—212 мм, длина хвоста у самцов 12—87 мм, у самок 17—64 мм. Впрочем, на севере и в центральных районах своего ареала размеры зверьков очень мелкие, в то время как на юге — сравнительно крупные . Строением длинного, гибкого тела и окраской меха очень напоминает горностая , но отличается мелкими размерами и более коротким, а главное, одноцветным хвостом; чёрной кисточки на хвосте у неё нет. Также тело ласки. Тело ласки, как и у горностая, тонкое и длинное, с коротенькими лапками, вооружёнными очень острыми когтями, но отличается даже большей гибкостью, нежели у горностая . Голова продолговатая с маленькими округлыми ушами, нос на конце тупой и слегка раздвоенный. У основания хвоста имеются анальные железы , выделяющие жидкость с неприятным запахом.

Волосяной покров низкий, но густой и ровный . В летнем мехе верх головы, спина, бока, хвост и наружные стороны лап — одноцветно буровато-коричневые (лишь у немногих особей летом кончик хвоста тёмно-коричневый ). Горло, край верхней губы, грудь, брюхо и внутренняя поверхность лапок — чисто белого цвета. Позади углов рта — по бурому пятну. Густота меха одинакова летом и зимой, но летние волосы короче и тоньше зимних. Осенью ласка, за исключением некоторых южных районов обитания, сменяет летний бурый наряд на чисто белый зимний мех . Мех ласки малоценен .

Бакулюм у самцов схож с таковым у лесного хорька и отличается от такового у горностая, основное отличие заключается в присутствии крючкообразного загиба на конце. Максимальная длина бакулюма составляет 12-20 мм .

Распространение

Ласка зимой ( Могилёвская область Белоруссии )

Широко распространена: водится в Европе , Северной Африке , Северной Америке и на большей части Азии . В России живёт повсеместно даже на севере, за исключением севера Таймыра , Курильских , Командорских островов и других островов Северного Ледовитого океана. В Средней Азии отсутствует в центральных районах Кызылкума и Каракума . Предпочитаемые местообитания аналогичны таковым у горностая, это местности, изобилующие потенциальной добычей и обладающие хорошими убежищами. При этом в открытых местностях ласка поселяется чаще, чем горностай . Живёт на полях и в лесах, в гористых и низменных местностях, не избегая населённых мест, включая даже города . Опять же, вблизи человека она селится чаще, чем горностай . Селится под камнями, в дуплах, в развалинах, в норах, амбарах, стогах сена и т. д. Гнездо для вывода потомства устраиваются в пустотах среди груды камней, под корнями деревьев, а также в норах грызунов . Гнездо выстилает сухой травой, мхом , листьями каштанов и папоротников .

Поведение

В целом образ жизни и поведение ласки схожи с таковыми у горностая. Ласка очень ловка и проворна, быстро бегает, хорошо лазает и плавает, отличается большой смелостью и агрессивностью и является опасным врагом для мелких животных. Ласка не боится в том числе и человека (особенно если особь проживает вблизи присутствия человека или даже в самом населённом пункте), при встрече с ним она либо отбегает на небольшое расстояние и встаёт на задние лапы, чтобы лучше рассмотреть, либо пытается нападать . Вообще ласка, как и многие другие куньи, отличается бесстрашным характером.

Ласка является территориальным животным, тщательно обходя свой охотничий участок в поисках добычи .

Часто ласки образуют колонии.

Ласка — молчаливое животное, и звуки она подаёт нечасто. Во время игр, ухаживаний, а также в случае подзывания матерями детёнышей ласка гукает — издаёт высокое тремоло . Будучи недовольной или находясь в опасности, ласка шипит, а нападая — цыкает и чирикает.

Ласка способна залезать на деревьям, согласно наблюдениям на Кавказе, тамошние ласки часто залезают на деревья, где ловят соней-полчков .

Передвигается прыжками длиной 25—30 см. Цепочка следов ласки извилиста, гораздо больше, чем у горностая, однако размеры следов и длина прыжка меньше .

Питание

Ласка, укравшая птенца из гнезда

Ласка питается преимущественно грызунами, круг добычи составляют домовые , полевые и лесные мыши , землеройки , полёвки , крысы , тушканчики , хомяки , кроты , молодые кролики , цыплята , голуби , а также ящерицы , медянки , ужи , даже гадюки , лягушки , насекомые . Любимой пищей ласок являются мелкие полёвки и мыши, которыми питается почти исключительно, значительно реже ласки поедают водяных крыс , птиц, земноводных и т.д. . В поисках добычи ласка обыскивает все места её потенциального нахождения, в том числе и залезая в её норы . При избытке кормов делает запасы, нередко в несколько десятков мёртвых зверьков .

В местах, где её не преследуют, ласка охотится и днём, и ночью. Истреблением мышей она приносит большую пользу, которая, во всяком случае, перевешивает вред, приносимый ею иногда курятникам. Ласка, как уже было указано выше, обладающая бесстрашным характером, иногда успешно отбивается даже от сравнительно крупных хищных птиц (например, коршунов ) . У ласок, проживающих поблизости от конюшен, особым лакомством считается конский пот , содержащий большое количество соли. Испугавшаяся из-за этого лошадь начинает биться и топтаться до изнеможения, активно выделяя пену, а грива и хвост начинают сваливаться в колтуны . Из-за этого в фольклоре многих народов считалось, что спутанная в результате деятельности ласок грива — дело рук нечистой силы. Например, восточные славяне считали, что лошадям гривы спутывает леший или домовой . Для предотвращения присутствия ласок в конюшнях там поселяют коз, чей запах отпугивает ласок .

В день ласка добывает до 30-40 мышей, а за год — до трёх-четырёх тысяч .

Размножение

Период течки и спаривание происходит весной в марте-апреле . После пятинедельной беременности самка рождает от 5 до 7, реже — 3 и 9 детёнышей , которых заботливо охраняет и защищает, перенося в случае опасности в зубах в другое место. Известны случаи нахождения отдельных помётов с мая по январь . Детёныши рождаются слепыми и в белом пуху (постепенно сменяющимися ювенальными волосами с двухцветной окраской), однако уже в возрасте 3 недель прорезаются молочные зубы и открываются глаза, а в возрасте 4 недель они начинают реагировать на угрозу циканием, а на испуг — выделением анального секрета. Хищнический рефлекс проявляется у ласок на втором месяце жизни: в 2-4 недели они уже способны есть добычу, принесённую и разорванную матерью, в 5 недель они уже способны разгрызать добычу самостоятельно, а к концу 7-й недели уже могут самостоятельно охотиться . В условиях дикой природы ласки могут жить до 5 лет, средняя продолжительность жизни в домашних условиях составляет около 8 лет . Естественными врагами, как и у горностая являются лисица , росомаха , соболь , хищные птицы (как и дневные, так и ночные).

Подвиды

Несмотря на то, что географическая изменчивость ласки ярко выражена: с севера на юг ареала отмечается тенденция увеличения в размерах тела и уменьшения смены окраски на белую зимнюю; подвиды животного изучены крайне слабо .

Значение для человека

Шерсть ласок дорогая, так как ласки редко встречаются в Европе [ источник не указан 20 дней ] . В то же время в России [ источник не указан 20 дней ] шкурки ласок малоценны . В СССР мех ласки шёл на женские меховые головные уборы, меховые воротники, муфты , горжетки в виде шарфиков, палантины и т. д. .

Ласка, как и многие другие куньи, может быть приручена, особенно с раннего возраста.

В Древнем Риме и раннесредневековой Европе ласка наравне с куницей была домашним животным, поскольку охотилась на мышей . Однако в связи с плохой приручаемостью ласки и, в большей степени, появлением в Европе серой крысы , с которой ласке было затруднительно справиться, в качестве защитника запасов в этой роли её вытеснили другие животные — хорьки ( фретка ), кошки и, в течение некоторого периода, также генеты .

Ласки в культуре

Ласка, миниатюра из Абердинского бестиария XII в.

Образ ласки в культуре во многом схож с образами других видов семейства куньих. В культуре она, как правило, является проворным и хитрым животным.

В мифологии

  • В славянской мифологии ласка, как и другие куньи (да и практически все пушные звери ) является хтоническим животным , то есть ассоциированным со землёй , при этом она, как и другие куньи, обнаруживает явное родство с т.н. « гадами » — рептилиями и земноводными; а также кротами и мышами . В частности, близость к гадам проявляется в довольно редком использовании в обрядах вызывания дождя, так же, как используют змей, лягушек, ящериц, раков и различные насекомых. Также ласка считается ядовитой, подобно змее (карпатские украинцы считали особенно губительным для скота именно укус ласки; а поляки Хелмского воеводства верили, что от укуса ласки домашнее животное (напр., корова или курица) может умереть; в некоторых районах Болгарии и Западных Бескидах (Польша) верили, что ласка, напустив в еду или кувшин с водой свою ядовитую слюну, может отравить и людей) . В мифологии ласка является однозначно женским образом (особенно у южных и западных славян) , у южных славян образ ласки переплетён с образом невесты (см. название), чего у восточных славян не встречается (у них эту роль имеет куница) за парой исключений : в бойковской свадебной песне, записанной в селе Лолин (ныне Выгодская поселковая громада Ивано-Франковской области Украины) лаской называется невеста , а в карпатоукраинской зоне в целом известен сюжет шуточных народных песен про совместную жизнь зайца и ласки, содержащий мотив брака . Одним из верований, связанных с лаской, является месть тому, кто отказывает беременной в просьбе. Так, сербы верили, что если не дать беременной того, что она просит, то отказавшему ласка или мышь прогрызёт одежду .
  • Боткий Ширтка — персонаж чечено-ингушской мифологии , чьё имя значит «ласка». Был назван так за способность быстро перемещаться между мирами. Ласку называли "Ширтка, уходящий в мир «Эл» и возвращающийся в мир «солнечный».
  • Кама-итати — демон- ёкай в японском фольклоре.
  • Известен южнославянский и дакороманский фольклорный и мифологический сюжет превращения царевны или поповны в ласку в качестве наказания из-за лени во время прядения. Например, в одном румынском сказании некий молодец берёт в замуж красавицу-поповну, оказывающуюся лентяйкой. Она отказывается прясть, и кудель с прялкой забрасываются на чердак, где появляются мыши. Муж, покинувший нерадивую жену, обращается за помощью к святой Пятнице , которая велит ему вернуться домой, где тот найдёт зверька по имени «жёнушка» (т. е. ласку), который будет настолько ядовит, что вся покусанная им скотина погибнет, если предварительно не дать ей воды, пропущенной через мешок из шкуры этого зверька. Муж боится возвращаться, но Пятница даёт советы, как пронзить ласку: воткнуть веретено в кудель, затем положить его на прялку, после чего зверёк, больше всего на свете боящийся прялки и кудели, в страхе убежит (данный метод изгнания ласки известен, например, на Балканском полуострове ). Поскольку образ святой Пятницы связан с прядением (известен запрет прясть именно в пятницу), вероятно, что нерадивая поповна, отказавшаяся прясть, была обращена в ласку именно Пятницей . У восточных славян связь ласки и прядения выражен в белорусской игровой детской песенке :

— Ласачка Парасачка,
Дзе была?
— У Бога.
— Што дзелала?
— Кроены ткала.
— Шчо заткала?
— Кусок сала.

  • В быличках южных (и отчасти западных) славян распространён сюжет, как работавшие в поле люди (пахари, косари) находят гнездо ласки с детёнышами и относят в безопасное место. Спустя время ласка, не найдя детёнышей, в отместку пускает свою ядовитую слюну в еду/воду людей, но успешно найдя своих детёнышей, ласка утаскивает еду/опрокидывает кувшин с водой, чтобы люди не отравились. У восточных славян вместо ласки фигурирует ящерица или уж . По представлением болгар, рассерженная ласка может поесть у спящих людей волосы и брови .
  • В мифологии лужичан существует разновидность вампиров нем. die Golen , оборачивающихся ласками и в ласочьем облике высасывают у людей кровь (также эти вампиры по ночам разрывают свежие могилы и пожирают тела покойников , что сближает со средневековыми немецкими верованиями про нахцереров ).
  • В окрестностях польского города Стары-Сонч верят, что если несколько раз позвать ласку, обратившись к ней «пани ласка» ( польск. pani łasia), то она появится, будет ластится и укажет на место закопанного клада .
  • В Болагрии в заговорах для изгнания мышей из дома присутствует элемент призыва ласки «на мышиную свадьбу» .
  • В восточном Полесье в Беларуси и на Украине ласка нередко отождествляется с домовым, вплоть до того, что обозначения ласки и домового являются синонимами .
  • Помимо якобы спутывания лошадиных грив, у славян бытует следующее представление о ласке: она якобы может прикрепляться к коровьему вымени и сосать молоко, из-за чего в некоторых вариантах поверий молоко становится кровавым. Такое же свойство приписывается ужу, лягушке и ежу.
  • Мордовская народная сказка «Злая мачеха» (распространена как и у мокшан , так и у эрзян ) — ласка помогает доброй падчерице, посланным отцом к Бабе-Яге по приказу мачехи. Разумеется, когда мачеха отправляет свою дочь, то ласка ей уже не помогает.
  • В средневековых бестиариях при описании ласки часто присутствует мотив размножения животного через рот или уши. Так, в византийском манускрипте « Физиолог », широко распространённым на Руси, ласка описывается следующим образом:

О ласици. Закон глаголет: «Не яжь ласици, ни подобнаго ей». Фисилог рече о ласици, яко се естество имать: и усты своими приимет (семя) от мужа своего, и непраздна бывши, родит дети ушима. Суть неции духовный хлеб ядущеи в церкви, и, егда излезут, извергнут слово из ушию своею, уподобившеся нечистей ласици, ни подобнаго ей.

// (ст.-слав.) . — 60-70-е гг. XV в.. — С. 390.

В свою очередь, в «Бестиарии любви» французского поэта-песенника и трувера XIII века Ришара де Фурниваля данная особенность обыгрывается, опираясь на вынесенную в название любовную тематику:

Совсем как Ласка, которая зачинает через ухо и рожает через рот. Такова же природа и женщин; как только услышат они какие-либо нежные слова и почувствуют расположение к любви, так что как бы зачнут ее через уши, — тут же исторгают через рот, избавляясь от нее через отказ, и поспешно в разговоре перескакивают на другую тему, как бы заподозрив неладное.

Ришар де Фурниваль. = Bestiaire d’amour (рус.) . — XIII в..

Подобное представление, вероятно, восходит к трудам древнегреческого писателя и философа Плутарха .

Литература

  • В романе Стивена Кинга « Противостояние » стаи ласок являются подручными главного антагониста.
  • В повести Кеннета Грэма « Ветер в ивах » также есть ласки, наряду с хорьками , играющие роль отрицательных персонажей.
  • В повести Джека Лондона « Белый Клык » ласка напала на главного героя — волчонка.
  • В книге Джеральда Даррелла « Сад богов » также упоминается ласка.
  • В серии книг Брайана Джейкса « Рэдволл » ласки являются отрицательными персонажами, равно как и многие другие виды куньих — хорьки, горностаи, куницы.
  • В романе Сергея Антонова « В интересах Революции » из серии «Вселенная метро 2033» ласка играет одну из ключевых ролей в развязке сюжета.
  • Эзоп , басня «Мыши и Ласки» — мыши, ведущие войну с ласками, из-за безначалия терпят поражения за поражением. Тогда мыши избирают себе полководцев, а те, в свою очередь, прицепляют себе искусственные рога. Следующее за этим сражение мышиное войско проигрывает, и простые воины пускаются наутёк вместе с полководцами, но так как те из-за рогов не смогли забраться в узкие норки, стали добычей ласок. Мораль заключается в опасности тщеславия. Данная басня также известна и в стихотворном переложении французского баснописца Жана де Лафонтена, в котором мыши были заменены на крыс, а рога — на плюмажи из перьев.
  • В другой эзоповой басне ласка молит Афродиту о том, чтобы та обратила её в человека, поскольку ласка влюбилась в прекрасного юношу. После того, как богиня любви обратила её девушкой, ласка вышла замуж за юношу. Во время первой брачной ночи Афродита решила проверить, изменился ли нрав ласки, и пустила в опочивальню мышь. Ласка же, позабыв о том, что она — человек, мигом бросилась на мышь, и Афродита в гневе вновь вернула ласке свой истинный облик. В стихотворном переложении Лафонтена ласка была заменена на кошку.
  • Ласке целиком посвящена одноимённая басня Эзопа: в ней (а в пересказе Льва Толстого — хорёк) ласка приходит в амбар и начинает лизать лезвие, из-за чего её язык начинает кровоточить. Она думает, что кровь истекает из лезвия, и продолжает лизать его до тех пор, пока совсем не остаётся без языка.
  • Басня Лафонтена «Кот, Ласочка и Кролик» ( фр. Le Chat, la Belette et le Petit Lapin) — кролику пришлось зачем-то отлучиться, и его нору занимает ласка. После бессмысленных споров, чья нора, кролик и ласка приходят к коту Крысодаву, чтобы тот их рассудил. Однако кот их попросту съедает.

Кинематограф

  • В авангардном фильме ужасов «Валерия и неделя чудес» ( чеш. Valerie a týden divů , 1970 год), ласка — отрицательный персонаж, убивающий домашних птиц, предвестник несчастий. Также лаской герои называют вампиров: «Теперь она тоже стала лаской…»
  • В мультфильме « Ледниковый период 3. Эра Динозавров » присутствует ласка Бак.
  • В мультфильме « Бесподобный мистер Фокс » есть персонаж: ласка, работающий агентом по недвижимости.
  • В испанском мультсериале «Гадкий утёнок» в качестве отрицательных персонажей представлены две ласки.
  • В аниме Хироси Сибаси « Внук Нурарихёна » во втором сезоне присутствует положительный персонаж- ёкай , превращающийся днём в ласку, по имени Итаку.
  • В мультфильме « Снежная Королева » белая ласка по кличке Лута является другом Герды, с которым она отправляется к замку Снежной Королевы.
  • В мультсериале « Футурама » мутировавшая ласка используется вместо перечницы в ресторане Эльзара. Когда её тянут за хвост, из ноздрей выделяется облако пыли, которое и является приправой. Так как действие мультфильма происходит в далёком, экстравагантном будущем, ничего странного герои в этом не видят.
  • В мультфильме « » ласка является главной злодейкой, убившей жену селезня Странника и его самого, затем пыталась добраться до курочки Лифи и приёмного сына утёнка Грина.
  • В фильме « Кто подставил кролика Роджера » в качестве отрицательных персонажей представлена банда из пяти мультяшных ласок.
  • В мультфильме « Лео и Тиг » имеется персонаж ласка по имени Мила.

В геральдике

Музыка

  • Pop GOes the Weasel — английская народная детская песня.

См. также

Примечания

  1. Соколов В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. 5391 назв. Млекопитающие. — М. : Русский язык , 1984. — С. 100. — 10 000 экз. — ISBN 5-200-00232-X .
  2. ↑ , с. 200.
  3. (рус.) / под ред. Трубачёв О. И. . — М. : Наука , 1987. — Т. 14. — С. 35-38.
  4. Топоров В. Н. Ласка // (рус.) . — М. : Языки славянской культуры, Знак, 2014. — Т. 1. — С. 346-349. — 600 с. — ISBN 978-5-9551-0742-4 .
  5. (рус.) / под ред. Трубачёв О. И. . — СПб. : Издательство СПбГУ , 2004. — Т. 16 (косулька-лерка). — 606 с. — ISBN 5-288-03631-4 .
  6. (рус.) . — М. : Наука , 1999. — Т. 25. — 238 с. — ISBN 5-02-01 1672-6 .
  7. , с. 215.
  8. Ананий Стойнев. = Българска митология — енциклопедичен речник (болг.) . — София : Издателска група «7М + ЛОГИС», 1994. — 398 с. — ISBN 954-8289-03-2 .
  9. ↑ , с. 208-209.
  10. ↑ , с. 206.
  11. ↑ , с. 25.
  12. ↑ , с. 135.
  13. ↑ Лисица // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М. : Государственное издательство торговой литературы, 1958. — Т. IV. — Стб. 1003.
  14. ↑ , с. 138.
  15. , с. 136-137.
  16. ↑ , с. 137.
  17. , с. 25-26.
  18. ↑ Юрлов К.Т. Ласка // Книга охотника. Новосибирск, 1966 — с. 73 - 74.
  19. ↑ , с. 26.
  20. ↑ , с. 27.
  21. (неопр.) . Дата обращения: 17 апреля 2016. 7 марта 2016 года.
  22. Ливанова Т. К., Ливанова М. А. , Всё о лошади. — М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2002. — 384 с.: ил. — (Серия «1000 советов»)
  23. , с. 224-227.
  24. Павлинов И.Я. // (рус.) . — М. : Астрель . — 608 с., 624 с. с. — (Сборник трудов Зоологического музея МГУ). 6 декабря 2021 года.
  25. Сидорович В. Е. . — Минск: Ураджай, 1995. — 256 с. — ISBN 985-04-0134-6 . 15 марта 2017 года.
  26. , с. 201.
  27. ↑ , с. 202.
  28. , с. 203.
  29. , с. 205-206.
  30. , с. 209-210.
  31. , с. 209.
  32. , с. 211.
  33. , с. 217.
  34. Дахкильгов И.А. Ингушский Нартский эпос. — Нальчик: Тетраграф, 2012. — ISBN ISBN 978-5-906002-42-6 ..
  35. Далгат У.Б. Героический эпос ингушей и чеченцев. — Москва: Наука, 1972.
  36. , с. 209, 218-219.
  37. , с. 84, 219-220.
  38. , с. 204.
  39. , с. 98.
  40. , с. 210.
  41. , с. 228.
  42. , с. 237-239.

Литература

Ссылки

Same as Ласка